Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ВКА ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ

КО́ВКА ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ, вид де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го соз­да­ют­ся спо­со­бом ков­ки. С 4–3-го тыс. до н. э. в Егип­те, Ме­со­пота­мии, Ма­лой Азии из­вест­на К. х. ме­ди и ме­тео­рит­но­го же­ле­за; ин­дей­цы Сев. и Юж. Аме­ри­ки зна­ли К. х. са­мо­род­но­го же­ле­за. В 1-м тыс. до н. э. сло­жи­лось иск-во куз­не­цов Ев­ро­пы, Азии и Аф­ри­ки, об­ра­ба­ты­вав­ших сы­ро­дут­ное же­ле­зо, медь, се­реб­ро, зо­ло­то; пе­ре­во­рот в иск-ве К. х. свя­зан с рас­про­стра­не­ни­ем ста­ли.

Фото Д. В. Соловьёва Ковка художественная. Замóк секирный. Работа русского мастера 17 в. Художественный музей-заповедник «Александрова слобода» (г. Александров Владимирской обл.).

Сред­ние ве­ка – вре­мя рас­цве­та куз­неч­но­го мас­тер­ст­ва: вир­ту­оз­но, с тон­ки­ми де­та­ля­ми вы­ко­вы­ва­лись ут­варь, ору­жие, дос­пе­хи, ук­ра­ше­ния, бы­то­вые пред­ме­ты (мо­лот­ки, зам­ки, кан­де­ляб­ры, флю­ге­ра и т. д.), ре­шёт­ки, две­ри, во­ро­та; из­де­лия ук­ра­ша­лись рель­е­фа­ми, про­сеч­ным узо­ром, на­сеч­кой, рос­пи­сью. Ро­ман­ские ре­шёт­ки 11–12 вв. со­би­ра­ли из вер­ти­каль­ных пруть­ев; про­ме­жут­ки ме­ж­ду ни­ми за­пол­ня­лись сим­мет­рич­но рас­по­ло­жен­ны­ми пло­ски­ми спи­ра­ля­ми, 4-ле­пе­ст­ко­вы­ми ли­сть­я­ми кле­ве­ра и др. узо­ра­ми. В иск-ве го­ти­ки рас­тит. ор­на­мент ре­шё­ток час­то по­кры­вал­ся по­зо­ло­той. В эпо­ху Ре­нес­сан­са в Ита­лии, ко­гда ши­ро­кое раз­ви­тие по­лу­ча­ет строи­тель­ст­во особ­ня­ков для зна­ти, по­яв­ля­ют­ся ог­ра­ды, ре­шёт­ки для бал­ко­нов и ин­терь­е­ров, разл. де­ко­ра­тив­ные ме­тал­лич. эле­мен­ты, пред­на­зна­чен­ные для ук­ра­ше­ния ча­ст­ных са­дов и пар­ков. Мн. го­ро­да ста­ли цен­тра­ми куз­неч­но­го ре­мес­ла: в Да­ма­ске, Ми­ла­не, Аугс­бур­ге про­из­во­ди­лось ору­жие, в Нюрн­бер­ге и Ве­не­ции – бы­то­вые из­де­лия, в То­ле­до и Пра­ге – ре­шёт­ки, в Ге­ра­те и Мо­су­ле – ут­варь. В 17–18 вв. бы­ли соз­да­ны зна­ме­ни­тые ше­дев­ры К. х. зна­чит. мас­шта­ба (ог­ра­ды, во­ро­та, фо­на­ри) для Вер­са­ля, Па­ри­жа, Нан­си.

Ковка художественная. Решётка «Фонтана Амфитриты» на площади Станислава I в Нанси (Франция). 1750-е гг. По проекту Ж. Ламура.

К. х. бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в Древ­ней Ру­си. Куз­не­цы уча­ст­во­ва­ли в стро­и­тель­ст­ве со­бо­ров в Нов­го­ро­де, Пско­ве и др. го­ро­дах, соз­да­ва­ли ре­шёт­ки для окон, па­рад­ные во­ро­та, две­ри с на­клад­ны­ми цве­та­ми, ви­ты­ми руч­ка­ми, узор­ча­тые кре­сты на вер­ши­нах церк­вей. Тра­ди­ции К. х. со­хра­ня­лись вплоть до 19 в. в ра­бо­тах туль­ских ору­жей­ни­ков и в нар. иск-ве (пряж­ки, двер­ные зам­ки, свет­цы, крю­ки). В 18 – нач. 19 вв. К. х. сыг­ра­ла зна­чит. роль в соз­да­нии об­ли­ка С.-Пе­тер­бур­га (ре­шёт­ки мос­тов и на­бе­реж­ных, пар­ков и двор­цов; ог­ра­да Лет­не­го са­да со сто­ро­ны Не­вы), Цар­ско­го Се­ла и др. двор­цо­во-пар­ко­вых ан­самб­лей. В иск-ве ба­рок­ко в Рос­сии прак­ти­ко­ва­лось слож­ное че­ре­до­ва­ние эле­мен­тов с ис­поль­зо­ва­ни­ем рас­тит. мо­ти­вов, с эф­фек­том пер­спек­ти­вы, раз­ру­шаю­щей еди­ную плос­кость ог­ра­ды. В пе­ри­од клас­си­циз­ма соз­да­ва­лись це­лые про­стран­ст­вен­ные ком­по­зи­ции из ме­тал­ла на бал­ко­нах, ог­ра­дах особ­ня­ков.

На ру­бе­же 19–20 вв. К. х. ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в ар­хи­тек­ту­ре мо­дер­на (в ев­роп. стра­нах и в Рос­сии); не­ред­ко ри­су­нок с ре­шё­ток пе­ре­хо­дил на сте­ну до­ма и да­лее в кам­не или гип­се раз­ви­вал­ся по фа­са­ду. С по­яв­ле­ни­ем про­кат­но­го и куз­неч­но-штам­по­ван­но­го про­из­водств руч­ная К. х. вы­тес­ня­лась штам­пов­кой и лить­ём. В 20 – нач. 21 вв. воз­ро­ж­да­ет­ся ин­те­рес к руч­ной К. х. как в Рос­сии, так и в др. стра­нах.

Лит.: Лед­зин­ский В. С., Те­лич­ко А. А., Зве­рев А. В. Ху­до­же­ст­вен­ная ков­ка и ли­тье Мо­ск­вы. М., 1989; Ков­ка. Че­кан­ка. Ин­кру­ста­ция. Эмаль / Авт.-сост. Л. Ф. Бо­ри­со­ва. М., 2000; Лу­каш­кин Н. Д., Ко­хан Л. С., Мо­ча­лов Н. А. Ху­до­же­ст­вен­ная об­ра­бот­ка ме­тал­лов дав­ле­ни­ем. М., 2006; Ни­ки­фо­ров Б. Т., Ан­си­мов А. Ф. Мир ху­до­же­ст­вен­но­го ме­тал­ла: ме­тал­лы, ху­до­же­ст­вен­ное ли­тье и ков­ка, юве­лир­ное ис­кус­ст­во. Рос­тов н/Д., 2007.

Вернуться к началу