Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КО́НСТЕБЛ

Авторы: А. Ю. Броновицкая

КО́НСТЕБЛ, Кон­стебль (Constable) Джон (11.6.1776, Ист-Берг­холт, граф­ст­во Суф­фолк – 31.3.1837, Лон­дон), англ. жи­во­пи­сец. Сын пре­ус­пе­ваю­ще­го тор­гов­ца зер­ном; по­сле окон­ча­ния шко­лы ра­бо­тал на се­мей­ном пред­при­ятии, от­да­вая сво­бод­ное вре­мя этю­дам при­ро­ды Суф­фол­ка (позд­нее пи­сал, что род­ные мес­та «сде­ла­ли его жи­во­пис­цем»). В 1799 по­сту­пил воль­но­слу­ша­те­лем в Ко­ро­лев­скую АХ в Лон­до­не. По­се­щая на­тур­ные и ана­то­мич. клас­сы, уде­лял мно­го вре­ме­ни ко­пи­ро­ва­нию ра­бот ста­рых мас­те­ров (К. Лор­ре­на, П. П. Ру­бен­са, Ан­ни­ба­ле Кар­рач­чи, Я. ван Рёйс­да­ла и др.). Про­учив­шись три го­да, К. впер­вые вы­ста­вил в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии свою ра­бо­ту, ко­то­рая ос­та­лась не­за­ме­чен­ной. Не­смот­ря на ну­ж­ду, К. от­верг пред­ло­жен­ную ему долж­ность учи­те­ля ри­со­ва­ния в во­ен. кол­лед­же и со­сре­до­то­чил­ся на пей­заж­ной жи­во­пи­си, хо­тя в на­ча­ле карь­е­ры ему час­то при­хо­ди­лось ра­ди за­ра­бот­ка пи­сать порт­ре­ты и пло­хо ему уда­вав­шие­ся ре­лиг. ком­по­зи­ции.

Круп­ней­ший мас­тер ро­ман­тич. пей­за­жа, К. счи­тал за­да­чей пей­за­жи­ста прав­ди­вую пе­ре­да­чу при­ро­ды со все­ми её ню­ан­са­ми; был убе­ж­дён, что наи­луч­ших ус­пе­хов ху­дож­ник мо­жет дос­тичь то­гда, ко­гда пи­шет ме­ст­ность, ко­то­рую хо­ро­шо зна­ет и лю­бит. Ус­лов­но­сти пей­заж­ной жи­во­пи­си сво­их со­вре­мен­ни­ков он про­ти­во­пос­та­вил стрем­ле­ние к ис­крен­но­сти и про­сто­те, что при­ве­ло его к вы­бо­ру под­чёрк­ну­то «за­уряд­ных» мо­ти­вов. От­казавшись от клас­сич. фор­мул по­строе­ния пей­за­жа, искал но­вые ком­по­зи­ци­он­ные приё­мы и ко­ло­ри­стич. гар­мо­нии, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с фак­ту­рой. Де­лая на­бро­ски и этю­ды с на­ту­ры, он к 1810 выработал собственную манеру пе­ре­да­чи при­ро­ды (этю­ды «Флэт­форд­ская мель­ни­ца с за­пру­ды на ре­ке Стур», 1811, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон). В 1811 К. вы­ста­вил в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии свой пер­вый боль­шой пей­заж «Дед­хем­ская до­ли­на: Ут­ро» (ча­ст­ное со­б­ра­ние, Суф­фолк), по­сле это­го ре­гу­ляр­но уча­ст­во­вал в вы­став­ках, ко­то­рые ред­ко при­но­си­ли ему ус­пех. Ран­ние ра­бо­ты К. от­ме­че­ны не­обык­но­вен­ной све­же­стью, от­час­ти дос­ти­гае­мой с по­мо­щью хо­лод­но­го ко­ло­ри­та («Парк Вай­вен­хоу», 1816, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон), рез­ко про­ти­во­ре­чив­ше­го предъ­яв­ляе­мо­му в то вре­мя к жи­во­пи­си тре­бо­ва­нию «бла­го­род­но­го ко­ло­ри­та ста­рых мас­те­ров», ко­то­рый в дей­ст­ви­тель­но­сти был след­ст­ви­ем по­тем­не­ния ла­ка.

Дж. Констебл. «Белая лошадь». 1818–19. Собрание Фрик (Нью-Йорк).
Дж. Констебл. «Собор в Солсбери из сада епископа». 1823. Музей Викториии Альберта (Лондон).

По­сле же­нить­бы в 1816 К. по­се­лил­ся в лон­дон­ском при­го­ро­де Хэм­п­стед, от­ку­да вы­ез­жал на ле­то в Суф­фолк, Сол­сбе­ри и Брай­тон. В 1818–29 соз­дал се­рию круп­ных «шес­ти­фу­то­вых» по­ло­тен, в ко­то­рых не­бро­ский мо­тив ге­рои­зи­ро­вал­ся за счёт мас­шта­ба, свой­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ни­ям «вы­со­ких жан­ров». Стре­мясь со­еди­нить на­ту­ра­лизм с це­ло­ст­ным вы­ра­же­ни­ем ху­дож. идеи, сво­бод­ным от все­го слу­чай­но­го, К. при­бег к не­обыч­но­му ме­то­ду ра­бо­ты: на ос­но­ва­нии пред­ва­ри­тель­ных этю­дов и на­бро­сков он де­лал эс­киз мас­лом в пол­ный раз­мер бу­ду­щей кар­ти­ны. Сво­бод­но и обоб­щён­но на­пи­сан­ные, эти эс­ки­зы уже в кон. 19 в. ста­ли це­нить­ся боль­ше, чем де­таль­но про­пи­сан­ные за­кон­чен­ные вы­ста­воч­ные ком­по­зи­ции. К. так­же на­шёл спо­соб сде­лать по­верх­ность сво­их ра­бот мер­цаю­щей: на вы­сту­паю­щие точ­ки пас­тоз­ных маз­ков ниж­не­го жи­во­пис­но­го слоя он на­но­сил мел­кие маз­ки чис­то­го бе­ло­го цве­та, ко­то­рые кри­ти­че­ски на­стро­ен­ные со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли «сне­жин­ка­ми» или «мыль­ны­ми струж­ка­ми». Пер­вая кар­ти­на се­рии – «Бе­лая ло­шадь» (1818–1819, со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк) при­нес­ла К. зва­ние ас­со­ции­ро­ван­но­го чле­на Ко­ро­лев­ской ака­де­мии. Две сле­дую­щие – «По­воз­ка с се­ном» (1821, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) и «Вид на ре­ку Стур вбли­зи Дед­хе­ма» (1822, Ху­дож. га­ле­рея Хан­тинг­тон, Сан-Ма­ри­но, штат Ка­ли­фор­ния) – бы­ли при­об­ре­те­ны па­риж­ским арт-ди­ле­ром Дж. Ар­ро­ус­ми­том, вы­ста­вив­шим их в па­риж­ском Са­ло­не 1824, где они про­из­ве­ли силь­ное впе­чат­ле­ние на франц. ху­дож­ни­ков, вклю­чая Э. Де­лак­руа. За по­сле­дую­щие 2 го­да К. про­дал во Фран­ции ок. 20 кар­тин – при­мер­но столь­ко же, сколь­ко ему уда­лось за всю жизнь про­дать в Ве­ли­ко­бри­та­нии.

В ра­бо­тах «Со­бор в Сол­сбе­ри из са­да епи­ско­па» (1823, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та), «Пры­гаю­щая ло­шадь» (1825, Ко­ро­лев­ская АХ, Лон­дон), «Дед­хем­ская до­ли­на» (1828, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург) ху­дож­ник как бы рас­па­хи­ва­ет кар­тин­ное про­стран­ст­во на­встре­чу зри­те­лю, от­ка­зы­ва­ясь от про­ра­бо­тан­но­го пер­во­го пла­на, и, сле­дуя при­ме­ру голл. жи­во­пис­цев 17 в., уде­ля­ет осо­бое вни­ма­ние пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды и изо­бра­же­нию не­ба. В 1820–24 К. раз­ра­ба­ты­ва­ет мо­тив об­ла­ков в мно­го­числ. ак­ва­рель­ных этю­дах, на обо­ро­те ко­то­рых по­ме­че­ны да­та, вре­мя су­ток и по­го­да, вклю­чая на­прав­ле­ние вет­ра.

По­сле смер­ти же­ны в 1828 ху­дож­ник до кон­ца жиз­ни поч­ти не вы­хо­дил из со­стоя­ния ме­лан­хо­лии и тре­во­ги. Его позд­ние пей­за­жи («За­мок Хэд­ли», ок. 1829, Йель­ский центр Бри­тан­ско­го иск-ва, Нью-Хей­вен, США; «Со­бор в Сол­сбе­ри с зе­мель епи­ско­па», 1831, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «От­кры­тие мос­та Ва­тер­лоо», 1832, га­ле­рея Тейт, Лон­дон) от­ме­че­ны дра­ма­тиз­мом, соз­да­вае­мым от­час­ти све­то­вы­ми эф­фек­та­ми. Не­обы­чай­ной све­то­нос­но­стью об­ла­да­ют и ак­ва­ре­ли это­го пе­рио­да, вклю­чая зна­ме­ни­тый «Вид Стон­хенд­жа» (1836, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та). В 1829 К. из­би­ра­ют в Ко­ро­лев­скую ака­де­мию, в 1831 при­гла­ша­ют пре­по­да­вать. В 1833–36 он про­чёл лек­ции о пей­заж­ной жи­во­пи­си, в ко­то­рых под­вёл итог мно­го­лет­ним раз­мыш­ле­ни­ям и от­дал дань на­сту­п­ле­нию эпо­хи по­зи­ти­виз­ма: «жи­во­пись есть нау­ка, и её сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как изу­че­ние за­ко­нов при­ро­ды. В та­ком слу­чае по­зво­ли­тель­но счи­тать пей­заж­ную жи­во­пись ча­стью на­тур­фи­ло­со­фии, а кар­ти­ны – опы­та­ми». По­смерт­но при­знан­ный, на­ря­ду с У. Тёр­не­ром, ве­ли­чай­шим пей­за­жи­стом Ве­ли­ко­бри­та­нии, К. ока­зал зна­чит. влия­ние на ху­дож­ни­ков бар­би­зон­ской шко­лы и им­прес­сио­низ­ма.

Лит.: Shirley A. J. Constable. L., 1948; Badt К. J. Constableʼs clouds. L., 1950; Лес­ли Ч. Р. Жизнь Д. Кон­стеб­ля, эс­к­вай­ра. М., 1964; Че­го­да­ев А. Д. Д. Кон­стебль. М., 1968; Rey­nolds G. Constable, the natural painter. L., 1970; idem. The later paintings and drawings of J. Constable. New Haven, 1984. Vol. 1–2; Tay­lor B. Constable: paintings, drawings and watercolours. 2nd ed. L., 1975; Walker J. Cons­table. L., 1979; Cormack M. Constable. Oxf., 1986; Rosenthal M. Constable. L., 1987; Par­kinson R. J. Constable: the man and his art. L., 1998; Д. Кон­стебль: Аль­бом. М., 2005.

Вернуться к началу