Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАДО́ВСКИЙ

Авторы: И. В. Чепкунова
Фото А. И. Нагаева Н. А. Ладовский. Наземный павильон станции метро «Красные ворота» (1935; в 1962–86 «Лермонтовская»).

ЛАДО́ВСКИЙ Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич [3(15).1.1881, Мо­ск­ва – 18.10.1941, там же], рос. ар­хи­тек­тор. Учил­ся в МУЖВЗ (1914–17). В 1918–19 ра­бо­тал в ар­хит. мас­тер­ской Мос­со­ве­та под рук. И. В. Жол­тов­ско­го. В 1919–20 за­ни­мал­ся по­ис­ка­ми но­вой кон­цеп­ции фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в ар­хи­тек­ту­ре, опи­ра­ясь на экс­пе­ри­мен­ты скульп­тур­но­го ку­биз­ма Б. Д. Ко­ро­лё­ва и др. «ле­вые» те­че­ния изо­бра­зит. иск-ва; вхо­дил в ко­мис­сию Жив­скульп­т­арх, где за­ни­мал­ся экс­пе­рим. про­ек­та­ми но­вых ти­пов об­ществ. зда­ний: «Хра­ма об­ще­ния на­ро­да», «ком­му­наль­но­го до­ма», До­ма Со­ве­тов (Сов­деп) и др. С 1920 Л. ру­ко­во­дил Ра­бо­чей груп­пой объ­ек­тив­но­го ана­ли­за Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук), где по про­грам­ме, со­став­лен­ной В. В. Кан­дин­ским, ис­сле­до­ва­лись за­ко­но­мер­но­сти воз­дей­ст­вия про­из­ве­де­ний иск-ва на пси­хи­ку че­ло­века. Творч. дис­кус­сии Жив­скульп­тар­ха и Ин­ху­ка лег­ли в ос­но­ву раз­ра­бо­тан­ной Л. кон­цеп­ции ра­цио­на­лиз­ма. Груп­пу сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков Л. объ­е­ди­нил в 1923 в Ас­со­циа­цию но­вых ар­хи­тек­то­ров (АСНОВА), а в 1926 под ред. Л. М. Ли­сиц­ко­го и Л. вы­шел един­ст­вен­ный но­мер «Из­вес­тий АСНОВА».

С 1920 пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (проф.), соз­дав на его ар­хит. от­де­ле­нии Объ­е­ди­нён­ные мас­тер­ские (Об­мас). Там Л. раз­ра­бо­тал но­вую сис­те­му ар­хит. об­ра­зо­ва­ния, вве­дя в прак­ти­ку пре­по­да­ва­ния т. н. пси­хо­ана­ли­тич. ме­тод обу­че­ния, раз­ви­ваю­щий про­стран­ст­вен­ное мыш­ле­ние сту­ден­тов; этот ме­тод был при­нят за ос­но­ву дис­ци­п­ли­ны «про­стран­ст­во» на Ос­нов­ном от­де­ле­нии Вху­те­ма­са в 1923. По­сле 1930 пре­по­да­вал в МАРХИ. Тео­ре­тич. воз­зре­ния Л. во­пло­ти­лись в его про­ек­тах 1920-х гг.: Ме­ж­ду­нар. Крас­но­го ста­дио­на на Во­робь­ё­вых го­рах (1924–26, совм. со сту­ден­та­ми Вху­те­ма­са и чле­на­ми АСНОВА), па­виль­она СССР на Ме­ж­ду­нар. вы­став­ке де­ко­ра­тив­ных ис­кусств в Па­ри­же (1924), жи­ло­го ком­плек­са в Ива­но­во-Воз­не­сен­ске (1925, совм. с Л. М. Ли­сиц­ким) и др.

В 1928 Л. ос­но­вал Объ­е­ди­не­ние ар­хи­тек­то­ров-ур­ба­ни­стов (АРУ) для ре­ше­ния гра­до­стро­ит. за­дач (ана­ли­за разл. пла­ни­ро­воч­ных схем раз­ви­тия го­ро­да). Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты ста­ло соз­да­ние прин­ци­пи­аль­но но­вой кон­цеп­ции раз­ви­ваю­ще­го­ся (ди­на­ми­че­ско­го) го­ро­да – «па­ра­бо­лы Ла­дов­ско­го» (1930–32), ко­то­рую он пред­ла­гал ис­поль­зо­вать при ре­кон­струк­ции Мо­ск­вы; она да­ва­ла воз­мож­ность раз­ви­вать и рас­ши­рять по оси об­ще­го­род­ской центр при со­хра­не­нии его ро­ли в ка­че­ст­ве пла­ни­ро­воч­но­го яд­ра. В кон. 1920-х – 1930-е гг. Л. соз­дал про­ект «Зе­лё­но­го го­ро­да» под Мо­ск­вой (1927–29), уча­ст­во­вал в кон­кур­сах на про­ек­ты па­мят­ни­ка Х. Ко­лум­бу в Сан­то-До­мин­го (1929), Двор­ца Со­ве­тов в Мо­ск­ве (1931–1932), те­ат­ра в Сверд­лов­ске (1931), те­ат­ра МОСПС (Моск. об­ла­ст­но­го Со­ве­та проф. сою­зов) в Мо­ск­ве (1932). В 1933–1935 Л. воз­гла­вил 5-ю пла­ни­ро­воч­ную мас­тер­скую Мос­со­ве­та. В 1930-е гг. в Мо­ск­ве воз­ве­де­ны по его про­ек­там жи­лой дом (1931), на­зем­ный па­виль­он стан­ции мет­ро «Крас­ные во­ро­та» (1935), пер­рон­ный зал стан­ции мет­ро «Дзер­жин­ская» (1934–35, сохр. ча­стич­но).

Соч.: Ос­но­вы по­строе­ния тео­рии ар­хи­тек­ту­ры (под зна­ком ра­цио­на­ли­сти­че­ской эс­те­ти­ки) // Из­вес­тия АСНОВА. 1926. № 1; Мас­те­ра со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ры об ар­хи­тек­ту­ре. М., 1975. Т. 1. С. 337–364.

Лит.: Хан-Ма­го­ме­дов С. О. Н. Ла­дов­ский. [2-е изд.]. М., 2007.

Вернуться к началу