Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛАНСЕРЕ́

Авторы: П. С. Павлинов

ЛАНСЕРЕ́ Ев­ге­ний Ев­гень­е­вич [23.8(4.9).1875, Пав­ловск – 13.9.1946, Мо­ск­ва], рос. гра­фик, жи­во­пи­сец, сце­но­граф, нар. худ. РСФСР (1945); акад. жи­во­пи­си (1912) и д. чл. (1916) пе­терб. АХ. Внук Н. Л. Бе­нуа, сын Е. А. Лан­се­ре, по­вли­яв­ше­го на ста­нов­ле­ние его ху­дож. ин­те­ре­сов, брат Н. Е. Лан­сере, З. Е. Се­ре­бря­ко­вой. По­сле смер­ти от­ца ис­пы­ты­вал влия­ние ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров се­мьи Бе­нуа (гл. обр. А. Н. Бе­нуа), скульп­тора А. Л. Обе­ра. Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ в С.-Пе­тер­бур­ге (1892–95), за­тем в Па­ри­же – в ака­де­ми­ях Ф. Ко­ла­рос­си и Р. Жю­лиа­на, в сту­ди­ях Ж. П. Ло­ра­на и Ж. Ж. Бен­жа­мен-Кон­ста­на (1895–98). Чл. объ­е­ди­не­ний «Мир ис­кус­ства» (с 1900; с 1910 чл.-уч­ре­ди­тель; в 1915–16 пред. ко­ми­те­та), Со­юз рус­ских ху­дож­ни­ков (1903–1910), Общества ар­хи­тек­то­ров (с 1906), АХРР (с 1927), Общества жи­во­пис­цев (1929–30).

Сре­ди ран­них гра­фич. ра­бот Л. – ил­лю­ст­ра­ции к «По­вес­тям» Е. А. Лыт­ки­ной (1894), кн. «Ле­ген­ды о ста­рин­ных зам­ках Бре­та­ни» Е. В. Ба­ло­ба­но­вой (1899), по­вес­тям «Вы­стрел» и «Дуб­ров­ский» А. С. Пуш­ки­на (1899). В кон. 1890-х – 1910-х гг. вы­сту­пал гл. обр. как жур­наль­ный и книж­ный гра­фик (оформ­ле­ние ж. «Мир ис­кус­ст­ва», «Ху­до­же­ст­вен­ные со­кро­ви­ща Рос­сии», «Дет­ский от­дых», «Зо­ло­тое ру­но» и др.; 3-го то­ма изд. «Цар­ская охо­та на Руси» Н. И. Ку­те­по­ва, 1902; книг «Соб­ра­ние сти­хов» С. К. Ма­ков­ско­го, 1905; «Си­рий­ские рас­ска­зы» С. С. Кон­ду­руш­ки­на, т. 1–2, 1908–1910; «Цар­ское Се­ло в цар­ст­во­ва­ние им­пе­рат­ри­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны» А. Н. Бе­нуа, 1910; «Ис­то­рия рус­ско­го ис­кус­ст­ва» И. Э. Гра­ба­ря, 1910–13; про­из­ве­де­ний М. Ю. Лер­мон­то­ва «Де­мон» и «Ашик-Ке­риб», 1914, и др.). Был мас­те­ром гра­фи­ки «ма­лых форм» (экс­либ­ри­сы, из­да­тель­ские и поч­то­вые мар­ки и др.), ав­то­ром афиш (для вы­став­ки «Ло­мо­но­сов и Ели­за­ве­тин­ское вре­мя», 1912); в 1905–08 соз­да­вал по­ли­ти­че­ски ост­рые ри­сун­ки для ре­во­люц. жур­на­лов «Жу­пел», «Ад­ская поч­та», «Зри­тель».

Е. Е. Лансере. «Никольский рынок в Петербурге». Гуашь, уголь, цветные карандаши. 1901. Третьяковская галерея (Москва).
Е. Е. Лансере. «Усть-Крестище». 1917. Частное собрание.

Од­ним из пер­вых сре­ди ху­дож­ни­ков Се­ребря­но­го ве­ка Л. пе­ре­дал ат­мо­сфе­ру обы­ден­но­го С.-Пе­тер­бур­га [«Ка­зан­ский со­бор», ав­то­ли­то­гра­фия; «Ста­рый Ни­коль­ский ры­нок» («Бар­ки», ГРМ), «Ва­силь­ев­ский ост­ров, 7-я ли­ния» (ГТГ); обе – ак­ва­рель; все 1901; «Ка­лин­кин мост», ав­то­ли­то­гра­фия, 1902]. Стан­ко­вая гра­фи­ка Л. на ис­то­рич. те­мы в этот пе­ри­од от­ли­ча­ет­ся дос­то­вер­но­стью в вос­соз­да­нии эпо­хи и од­но­вре­мен­но её ро­ман­тич. по­эти­за­ци­ей («Им­пе­рат­ри­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на в Цар­ском Се­ле», 1905, ГТГ; «Пе­тер­бург на­ча­ла XVIII ве­ка», 1906, ГРМ; «Ко­раб­ли вре­мён Пет­ра Пер­во­го», 1909, ГРМ, и 1911, ГТГ). Ил­лю­ст­ра­ции к про­из­ве­де­ни­ям Л. Н. Тол­сто­го «Хад­жи-Му­рат» (1912–16, 1931, 1937–1938, 1942) и «Ка­за­ки» (1917, 1928, 1936–1937) вы­пол­не­ны в чёт­кой гра­фи­че­ской, а ино­гда в смяг­чён­ной жи­во­пис­ной ма­не­ре. Вос­при­нял влия­ние рус. сим­во­лиз­ма (оформ­ле­ние кн. «Царь Го­лод» Л. Н. Ан­д­рее­ва, 1908), мо­дер­на (пан­но в «Café de France» в С.-Пе­тер­бур­ге, 1907, не сохр.), не­оре­нес­сан­са (рос­пи­си до­ма Та­ра­со­ва в Мо­ск­ве, 1910–11), не­оба­рок­ко (эс­ки­зы пла­фо­на до­ма Но­со­вых в Мо­ск­ве, 1910–11; пан­но «За­мор­ская тор­гов­ля» для до­ма И. П. Ма­ну­са в С.-Пе­тер­бур­ге, 1917, ГТГ) и не­о­клас­си­циз­ма (рос­пи­си Па­мят­но­го за­ла АХ в Пет­ро­гра­де, 1915). Со­труд­ни­чал с ар­хи­тек­то­ра­ми (И. В. Жол­тов­ским, А. И. Та­ма­ня­ном, В. А. Щу­ко) в раз­ра­бот­ке ин­терь­е­ров. Уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии вы­став­ки «Со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во» в С.-Пе­тер­бур­ге (1903). С 1900-х гг. ра­бо­тал как те­ат­раль­ный ху­дож­ник (офор­мле­ние нео­су­щест­влён­ной по­ста­нов­ки пье­сы «Яр­мар­ка на ин­дикт св. Де­ни­са» Н. Н. Ев­реи­но­ва в Ста­рин­ном те­ат­ре, С.-Пе­тер­бург, 1907–08, совм. с А. Н. Бе­нуа). За­ве­до­вал ху­дож. ча­стью гра­ниль­ных фаб­рик в Пе­тер­го­фе и Ека­те­рин­бур­ге (1911–16), фар­фо­ро­во­го и сте­коль­но­го за­во­дов в С.-Пе­тер­бур­ге.

Е. Е. Лансере. Роспись ресторана Казанского вокзала в Москве. 1933–34. Фото П. С. Павлинова

В дек. 1914 – мар­те 1915 на­хо­дил­ся на Кав­каз­ском фрон­те в ка­че­ст­ве во­ен. кор­рес­пон­ден­та. В кон. 1917 пе­ре­ехал в Те­мир-Хан-Шу­ру (ны­не Буй­накск) в Да­ге­ста­не; в 1918–19 ху­дож­ник От­де­ла про­па­ган­ды Доб­ро­воль­че­ской ар­мии. В 1920 пе­ре­ехал в Тиф­лис, где ра­бо­тал в Эт­но­гра­фич. му­зее (1920–22); с 1925 чл.-со­труд­ник Кав­каз­ско­го ар­хео­ло­гич. ин-та. Зна­чит. часть стан­ко­во­го на­сле­дия Л. свя­за­на с его по­езд­ка­ми 1890–1930-х гг. по Ев­ро­пе и Азии (по­се­тил Бре­тань, 1897; Си­бирь, Мань­чжу­рию и Япо­нию, 1902; Псков­скую и Ки­ев­скую гу­бер­нии, 1903; Ита­лию, 1899 и 1907; Да­вид-Га­ред­жу в Гру­зии, 1921; Тур­цию, 1922; Да­ге­стан, 1925; Фран­цию, 1927; Джуль­фу в Азер­байд­жа­не, 1929; Сва­не­ти, 1929; Кир­ги­зию, 1939), во вре­мя и по­сле ко­то­рых он соз­да­вал (как и его отец) эт­но­гра­фи­че­ски точ­ные ра­бо­ты. С 1934 жил в Мо­ск­ве. Чер­ты до­ре­во­люц. твор­че­ст­ва со­хра­ня­ют­ся в ис­то­рич. про­из­ве­де­ни­ях, соз­дан­ных в сов. вре­мя (се­рия «Тро­феи рус­ско­го ору­жия», гу­ашь, 1942), в порт­рет­ной и пей­заж­ной жи­во­пи­си, на­тюр­мор­тах. Ра­бо­тал так­же в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (в Харь­ко­ве – пан­но во Двор­це ра­бо­че­го, 1931–32; в Мо­ск­ве – рос­пи­си Ка­зан­ско­го во­кза­ла, 1933–34, 1945–46, рес­то­ра­на гос­ти­ни­цы «Мо­ск­ва», тем­пе­ра, 1937, ны­не – в Н.-и. му­зее ар­хи­тек­ту­ры; эс­ки­зы оформ­ле­ния Боль­шо­го за­ла Двор­ца Со­ве­тов, 1938–41, и др.) и сце­но­гра­фии («Мак­бет» У. Шек­спи­ра, 1928, не­осу­ще­ст­в­лён­ная по­ста­нов­ка К. А. Мард­жа­ни­шви­ли в Груз. те­ат­ре дра­мы в Ку­таи­си; «Юлий Це­зарь» Шек­спи­ра, 1924, и «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва, 1938, обе по­ста­нов­ки в Ма­лом те­ат­ре в Мо­ск­ве), в пром. гра­фи­ке и как ху­дож­ник ки­но.

В 1934–45 Л. пуб­ли­ко­вал ста­тьи, гл. обр. о мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си и про­бле­мах ху­дож. об­ра­зо­ва­ния. Ав­тор днев­ни­ков и мно­го­числ. аль­бо­мов на­тур­ных за­ри­со­вок. Пре­по­да­вал в С.-Пе­тер­бур­ге – в Шко­ле жи­во­пи­си и ри­со­ва­ния Е. С. За­руд­ной-Ка­вос и А. М. Язы­ко­вой (нач. 1910-х гг.), в Но­вой ху­до­же­ст­венной мас­тер­ской (1915–16); в Тиф­ли­се – в АХ (1922–34; де­кан жи­во­пис­но­го ф-та в 1926–30), в Мо­ск­ве – в МАРХИ (1934–38; ру­ко­во­ди­тель ка­фед­ры гра­фич. дис­ци­п­лин), в Ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры (с 1935); так­же в ИЖСА (1935–38; проф. жи­во­пи­си и ру­ко­во­ди­тель мо­ну­мен­таль­ной мас­тер­ской). Сре­ди уче­ни­ков: Т. Г. Аба­ке­лия, П. М. Блёт­кин, И. И. Га­ба­шви­ли, У. М. Джа­па­рид­зе, М. А. Дже­мал, С. С. Ко­бу­лад­зе, К. Б. Са­над­зе. Гос. пр. СССР (1943).

Его де­ти – жи­во­пи­сец, ар­хи­тек­тор, книж­ный гра­фик Ев­ге­ний Ев­гень­е­вич Лан­се­ре (1907–88), арх. На­талья Ев­гень­ев­на Лан­се­ре (1909–94).

Соч.: Ле­то в Ан­го­ре. Ри­сун­ки и за­мет­ки из днев­ни­ка по­езд­ки в Ана­то­лию ле­том 1922. Л., 1925.

Лит.: Ло­ба­нов ВМ. Книж­ная гра­фи­ка Е. Е. Лан­се­ре. М.; Л., 1948; Ба­бен­чи­ков МВ. Е. Е. Лан­се­ре. М., 1949; По­до­бе­до­ва ОИ. Е. Е. Лан­се­ре. М., 1961; Пав­ли­нов ПС. Е. Е. Лан­се­ре в 1900 – на­ча­ле 1910-х гг.: к про­бле­ме твор­че­ско­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния // Рус­ское ис­кус­ст­во Но­во­го вре­ме­ни. М., 2004. Вып. 8; он же. Е. Лан­се­ре в Бре­та­ни // Ан­тик­ва­ри­ат, пред­ме­ты ис­кус­ст­ва и кол­лек­цио­ни­ро­ва­ния. 2005. № 1–2; он же. Е. Лан­се­ре на Кав­каз­ском фрон­те. Ри­сун­ки и за­мет­ки мас­те­ра // Со­б­ра­ние. 2005. № 2; он же. Экс­пе­ди­ция Е. Лан­се­ре в Сва­не­тию в 1929 // Свой. 2008. № 2.

Вернуться к началу