Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МАВРИТА́НСКИЙ СТИЛЬ

Мавританское искусство. Фрагмент стены т. н. зала Лодки (зала Благословения) во дворце-крепости Альгамбра близ Гранады. 14 в. Фото В. М. Паппе
Мавританский стиль. «Ванная императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце». Акварель. 1870. Художник Э. П. Гау. Эрмитаж (С.-Петербург).

МАВРИТА́НСКИЙ СТИЛЬ (англ. Moorish style; франц. Style mauresque), один из ис­то­ри­че­ских сти­лей 19 в., ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­ва­нии мо­ти­вов ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва мав­ров – му­сульм. на­се­ле­ния Сев.-Зап. Аф­ри­ки и Ис­па­нии (в 8–15 вв.). Не­редко эк­лек­тич­но со­еди­нял осо­бен­но­сти соб­ст­вен­но мав­ри­тан­ско­го иск-ва с эле­мен­та­ми ближ­не­во­сточ­но­го, тур., инд., перс. иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры. Рас­про­стра­не­ние М. с. на­ча­лось в эпо­ху ро­ман­тиз­ма, ис­пы­ты­вав­ше­го осо­бый ин­те­рес к Вос­то­ку (см. Ори­ен­та­лизм). Ран­ний при­мер М. с. – Ко­ро­лев­ский па­виль­он в Брай­тоне (1815–23, арх. Дж. Нэш). М. с. ис­поль­зо­вал­ся как для ком­плекс­но­го ар­хит. ре­ше­ния зда­ния (Во­рон­цов­ский дво­рец в Алуп­ке, 1832–46, арх. Э. Блор), так и для оформ­ле­ния ин­терь­е­ров (Ван­ная имп. Алек­сан­д­ры Фё­до­ров­ны в Зим­нем двор­це, 1838–40, арх. А. П. Брюл­лов, не сохр.; «Араб­ский зал» особ­ня­ка Лей­тон-ха­ус в Лон­до­не, 1877–79, арх. Дж. Эйт­чи­сон). М. с. бли­зок т. н. сти­лю не­ому­де­хар, рас­про­стра­нён­но­му в 19 в. на тер­ри­то­рии Ис­па­нии и её ко­ло­ний (его эле­мен­ты за­мет­ны в по­строй­ках А. Гау­ди – до­ме Ви­сенс в Бар­се­ло­не, 1883–85; епи­скоп­ском двор­це в Ас­тор­ге, 1887–1893). Час­то ис­поль­зо­вал­ся в про­ек­тах си­на­гог (напр., в Дрез­де­не, 1838–40, арх. Г. Зем­пер, не сохр.; в С.-Пе­тер­бур­ге, 1883–93, ар­хи­тек­то­ры И. И. Ша­пош­ни­ков, Л. И. Бах­ман и др.), что, ве­ро­ят­но, бы­ло обу­слов­ле­но не­ев­ро­пей­ским ви­дом зда­ний М. с. Мо­ти­вы М. с. так­же про­яв­ля­лись в по­строй­ках ар де­ко (ин­терь­ер ки­но­те­ат­ра «Ас­то­рия» в Лон­до­не, 1929, арх. Э. А. Сто­ун; ны­не цер­ковь).

Ино­гда тер­мин «М. с.» ис­поль­зу­ет­ся в том же зна­че­нии, что и мав­ри­тан­ское ис­кус­ст­во.

Лит.: Darby M. The Islamic perspective: an as­pect of British architecture and design in the 19th century. L., 1983; Head R. The Indian style. Chi., 1986; Sweetman J. The Oriental ob­session: Islamic inspiration in British and Ame­rican art and architecture, 1500–1920. Camb.; N. Y., 1988; Irving T. B. Mudéjar crafts in the Americas. [Cedar Rapids], 1991; Danby M. Moorish style. L., 1995.

Вернуться к началу