Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МАСЮ́ТИН

Авторы: В. А. Кулаков

МАСЮ́ТИН Ва­си­лий Ни­ко­лае­вич [29.1(10.2).1884, Ри­га – 25.11.1955, Бер­лин], рос. гра­фик, скульп­тор, ис­то­рик ис­кус­ст­ва, пи­са­тель. Сын ген. Н. К. Ма­сю­ти­на. Окон­чил Ми­хай­лов­ское арт. уч-ще в С.-Пе­тер­бур­ге; вый­дя в от­став­ку (1907), обу­чал­ся в МУЖВЗ (1908–14) у С. В. Ива­но­ва и др. Уча­ст­во­вал в вы­став­ках «Ве­нок» (1908, С.-Пе­тер­бург), Моск. т-ва ху­дож­ни­ков (1908–10, 1918), Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (1911–18; чл. СРХ с 1914), в Ме­ж­ду­нар. вы­став­ке гра­фи­ки и пе­чат­но­го де­ла в Лейп­ци­ге (1914) и др. В 1914–16 был на дей­ст­вую­щем фрон­те. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 уча­ст­во­вал в ра­бо­те Ко­мис­сии по ох­ра­не па­мят­ни­ков иск-ва и ста­ри­ны, пре­по­да­вал в ГСХМ (проф. с 1918).

В. Н. Масютин. «Совесть». Офорт, сухая игла. 1911.

Твор­че­ст­во М., скла­ды­вав­шее­ся под вли­я­ни­ем зап.-ев­роп. мас­те­ров (от И. Бос­ха и П. Брей­ге­ля Стар­ше­го до Ф. Гойи, Ф. фон Шту­ка, А. Бёк­ли­на, Ф. Роп­са, А. Ку­би­на), сто­ит особ­ня­ком в рус. иск-ве. В его ра­бо­тах, осо­бен­но в ран­них, ис­пол­нен­ных в ду­хе сим­во­лиз­ма, про­явил­ся ин­те­рес к изо­бра­же­нию кош­ма­ров, «безд­ны», на­се­лён­ной чу­до­ви­ща­ми, – в цик­лах офор­тов «Семь смерт­ных гре­хов» (1907–08; но­вые ва­ри­ан­ты – 1917–18 и 1923), «Грех» (1909), «12 офор­тов» (1909–11). Соз­дал се­рии, по­свя­щён­ные оби­та­те­лям тру­щоб и при­то­нов (1913–14), «Ви­но, кар­ты и жен­щи­ны» и «В го­ро­де», ряд офор­тов на те­мы вой­ны и ре­во­лю­ции («По­бе­ди­те­ли», «1917-й год», «Ма­ни­фе­ста­ция» и др., 1917–18); ра­бо­тал в об­лас­ти книж­ной ил­лю­ст­ра­ции («Дон Жу­ан» Э. Т. А. Гоф­ма­на и др.) и порт­ре­та (А. С. Пуш­кин, ав­то­порт­ре­ты – 1910, 1912, и др., все – кси­ло­гра­фии).

В кон. 1920 эмиг­ри­ро­вал в Ри­гу, с 1921 жил в Бер­ли­не, где со­труд­ни­чал с рус. из­да­тель­ст­ва­ми. Его ил­лю­ст­ра­ции к из­да­ни­ям рус. пи­са­те­лей (А. А. Бло­ка, Н. В. Го­го­ля, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, А. С. Пуш­ки­на, А. К. Тол­сто­го и др.), ис­пол­нен­ные в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии или ли­то­гра­фии, от­ра­жа­ют влия­ния ку­биз­ма и экс­прес­сио­низ­ма. За­ни­мал­ся так­же при­клад­ной гра­фи­кой, жи­во­пи­сью (порт­ре­ты и на­тюр­мор­ты); офор­мил спек­такль «Дво­рец про­бу­ж­да­ет­ся» по мо­ти­вам нар. ска­зок в труп­пе М. А. Че­хо­ва в Па­ри­же (1931). В ию­не 1945 аре­сто­ван сов. вла­стя­ми и ос­во­бо­ж­дён по­сле 13 мес за­клю­че­ния в ла­ге­ре За­ксен­хау­зен. Сре­ди по­след­них ра­бот – па­мят­ник М. И. Глин­ке на Рус. клад­би­ще и скульп­тур­ное оформ­ле­ние зда­ния по­соль­ст­ва СССР (оба – в Бер­ли­не).

В лит. про­из­ве­де­ни­ях М. (ро­ма­ны «Ца­рев­на Неф­рет» и «Дни тво­ре­ний», 1919–20, по­весть «Двое» и др.) на­шли от­ра­же­ние те­мы ро­ка, не­сов­па­де­ния ви­ди­мо­го и су­ще­го; ис­пол­нил к ним ил­лю­ст­ра­ции (кси­ло­гра­фии). Опуб­ли­ко­вал ряд ста­тей, се­рию по­пу­ляр­ных мо­но­гра­фий о ев­роп. гра­фи­ках. Его дочь – гра­фик Ма­ри­на Ва­силь­ев­на Суд­лец­кая-Ма­сю­ти­на (1908–98), ра­бо­тав­шая в Бер­ли­не и с 1962 в США.

Соч.: Гра­вю­ра и ли­то­гра­фия. М.; Бер­лин, 1922; Т. Бьюик ху­дож­ник-гра­вер: опыт ха­рак­те­ри­сти­ки мас­тер­ст­ва гра­вю­ры и кри­ти­че­ский об­зор про­из­ве­де­ний Т. Бьюи­ка. Бер­лин, 1923 (сост.).

Лит.: Офор­ты В. Н. Ма­сю­ти­на (1908–1918). Кат. вы­став­ки. М., 1920; Oestmann K. W. N. Masjutin // Das Illustration-Werk. Lübeck, 1987; Werner X. W. Masjutin in Riga, Mos­kau und Berlin. B., 1989; Сим­во­лизм в Рос­сии. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1996; Суд­лец­кая М. В. В. Н. Ма­сю­тин, мой отец и друг // Нев­ский биб­лио­фил. 1998. Вып. 3.

Вернуться к началу