Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТЮ́ШИН

Авторы: А. С. Шатских

МАТЮ́ШИН Ми­ха­ил Ва­силь­е­вич (1861, Ниж­ний Нов­го­род – 14.10.1934, Ле­нин­град), рос. жи­во­пи­сец, ком­по­зи­тор, скри­пач, тео­ре­тик му­зы­ки и ис­кус­ст­ва. Учил­ся в Моск. конс. по клас­су скрип­ки (1876–81); в 1881–1913 иг­рал в При­двор­ном ор­ке­ст­ре в С.-Пе­тер­бур­ге. Проф. ху­дож. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1894–98) и в пе­терб. сту­ди­ях Я. Ф. Ци­онг­лин­ско­го (1902–05) и Е. Н. Зван­це­вой (1906–08) у Л. С. Бак­ста и М. В. До­бу­жин­ско­го. В 1908–10 сбли­зил­ся с по­эта­ми и ху­дож­ни­ка­ми-фу­ту­ри­ста­ми (см. Ку­бо­фу­ту­ризм), ис­пы­тал влия­ние Н. И. Куль­би­на. Ор­га­ни­зо­вал из­да­тель­ст­во «Жу­равль» (1909–17). Вме­сте со сво­ей же­ной Е. Г. Гу­ро был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров пе­терб. об-ва «Со­юз мо­ло­дё­жи» (1909–14). Ав­тор му­зы­ки к пье­сам Гу­ро («Ни­щий Ар­ле­кин», «Осен­ний сон», ме­ж­ду 1909 и 1911); в 1913 соз­дал му­зы­ку для фу­ту­ри­стич. опе­ры «По­бе­да над Солн­цем» (про­лог на сти­хи В. Хлеб­ни­ко­ва, либр. А. Е. Кру­чё­ных, сце­но­гра­фия К. С. Ма­ле­ви­ча; опе­ра по­став­ле­на в те­ат­ре «Лу­на-парк» в С.-Пе­тер­бур­ге в 1913).

М. В. Матюшин. «Движение в пространстве». 1922(?). Русский музей (С.-Петербург).

Ран­нее жи­во­пис­ное твор­че­ст­во М. об­на­ру­жи­ва­ет влия­ния им­прес­сио­низ­ма (се­рия пей­заж­ных этю­дов), за­тем ку­биз­ма; в сер. 1910-х гг. он об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му, ре­шая в сво­их по­лот­нах про­бле­мы цве­та, рит­ма, ди­на­ми­ки [«Дви­же­ние цве­та в про­стран­ст­ве», 1917–18; «Дви­же­ние в про­стран­ст­ве», 1922(?), оба – ГРМ, и др.]. В 1918–26 пре­по­да­вал в СХУМ–Вху­те­ма­се–Вху­теи­не в Пет­ро­гра­де (Ле­нин­гра­де), ор­га­ни­зо­вал там «Мас­тер­скую про­стран­ст­вен­но­го реа­лиз­ма». В 1919 был ли­де­ром и идео­ло­гом уч­ре­ж­дён­но­го им аван­гар­ди­ст­ско­го объ­е­ди­не­ния «Зор­вед». С 1921 ра­бо­тал в пет­рогр. Му­зее ху­дож. куль­ту­ры; в Ин­сти­ту­те ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Гин­хук, 1924–26) воз­глав­лял От­дел ор­га­ниче­ской куль­ту­ры, где за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми свя­зи зри­тель­ных, ося­за­тель­ных и слу­хо­вых раз­дра­же­ний при вос­при­ятии. Во­пло­щая свои кон­цеп­ции в жи­во­пис­ную фор­му, М. пи­сал пей­за­жи, ком­по­зи­ции, сим­во­ли­ко-ал­ле­го­рич. порт­ре­ты, на­хо­див­шие­ся на сты­ке фи­гу­ра­тив­но­го и бес­пред­мет­но­го ис­кус­ст­ва («Ав­то­порт­рет "Кри­сталл"», 1917, ча­ст­ное собра­ние, С.-Пе­тер­бург; «Цве­ток че­ло­ве­ка…», 1918, ГРМ, и др.).

С 1914 вы­сту­пал как ху­дож. кри­тик. По­след­ние го­ды жиз­ни по­свя­тил уг­луб­лён­но­му изу­че­нию про­блем цве­то­ве­де­ния; воз­гла­вил под­го­тов­ку кол­лек­тив­но­го тру­да «За­ко­но­мер­ность из­ме­няе­мо­сти цве­то­вых со­че­та­ний. Спра­воч­ник по цве­ту» (1932). Ав­тор трак­та­тов «Ру­ко­во­дство к изу­че­нию чет­вер­тей то­на для скрип­ки» (1915; по­ло­жил на­ча­ло изу­чению и прак­тич. при­ме­не­нию мик­ро­хро­ма­тич. сис­те­мы в Рос­сии), «Но­вый про­стран­ст­вен­ный реа­лизм. Ху­дож­ник в Опы­те чет­вёр­той ме­ры» (1916–20), «Опыт ху­дож­ни­ка но­вой ме­ры» (1926) и др. со­чи­не­ний.

Лит.: Жи­во­пись. 1920–1930. ГРМ. (Кат. вы­став­ки). М., 1988; Ко­ст­ров Н. И. М. В. Ма­тю­шин и его уче­ни­ки // Па­но­ра­ма ис­кусств. М., 1990. Вып. 13; Де­лак­роа-Не­сме­ло­ва В. Э. Вос­по­ми­на­ния о пе­да­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти проф. М. В. Ма­тю­ши­на. 1922–26 // Там же; Matjuschin und die Leningrader Avantgarde. (Kat.). Stuttg., 1991; Не­стьев И. Из ис­то­рии рус­ско­го му­зы­каль­но­го аван­гар­да: М. Ма­тю­шин. «По­бе­да над Солн­цем» // Со­вет­ская му­зы­ка. 1991. № 3; Ле­вая Т. Рус­ская му­зы­ка на­ча­ла ХХ в. в ху­до­же­ст­вен­ном кон­тек­сте эпо­хи. М., 1991; Тиль­берг М. Цвет­ная все­лен­ная: М. Ма­тю­шин об ис­кус­ст­ве и зре­нии. М., 2008.

Вернуться к началу