Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МИЛЛЕ́

Авторы: В. В. Стародубова

МИЛЛЕ́ (Millet) Жан Фран­суа (4.10.1814, Грю­ши, близ Шер­бу­ра – 20.1.1875, дер. Бар­би­зон, близ Па­ри­жа), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. Про­ис­хо­дил из кре­сть­ян­ской се­мьи, имев­шей зе­мель­ный на­дел в Нор­ман­дии; до 18 лет за­ни­мал­ся кре­сть­ян­ским тру­дом. Учил­ся жи­во­пи­си в Шер­бу­ре у Б. Дю­му­се­ля и Л. Т. Ланг­луа (уче­ни­ка А. Ж. Гро). По­лу­чив сти­пен­дию от му­ни­ци­па­ли­те­та Шер­бу­ра, обу­чал­ся в мас­тер­ской П. Де­ла­ро­ша в Па­ри­же (1837–38), изу­чал ра­бо­ты ста­рых мас­те­ров в Лув­ре, так­же твор­че­ст­во Э. Де­лак­руа; ув­ле­че­ние иск-вом Ми­ке­ланд­же­ло в даль­ней­шем от­ра­зи­лось в скульп­тур­ной трак­тов­ке форм в его жи­во­пи­си. Ра­ди за­ра­бот­ка М. пи­сал жан­ро­вые сцен­ки в ду­хе 18 в., но гл. об­ла­стью его ран­не­го твор­че­ст­ва бы­ли порт­ре­ты, от­ме­чен­ные ес­те­ст­вен­но­стью и ис­крен­но­стью: ба­буш­ки ху­дож­ни­ка (1834), же­ны (П. В. Оно) и ав­то­порт­рет (оба 1841, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон), «Мор­ской офи­цер» (1845, Му­зей изящ­ных ис­кусств и ке­ра­ми­ки, Ру­ан) и др. В кон. 1840-х гг. соз­дал ряд ре­лиг. кар­тин («Св. Ие­ро­ним», «Агарь», обе 1849, Му­зей Мес­даг, Гаа­га).

Ж. Ф. Милле. «Анжелюс» («Вечерняя молитва»). 1857–59. Музей Орсе (Париж).

В 1849 М. по­се­лил­ся в дер. Бар­би­зон (близ Фон­тенб­ло), где сбли­зил­ся с ху­дож­ни­ка­ми бар­би­зон­ской шко­лы (пре­ж­де все­го с Т. Рус­со). Он пи­сал пей­за­жи и эпич. кар­ти­ны, изо­бра­жаю­щие де­ре­вен­скую жизнь: «Ве­яль­щик» (1848, ча­ст­ное со­б­ра­ние, США), «Сея­тель» (1850, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Со­би­ра­тель­ни­цы ко­лось­ев» (1857, му­зей Ор­се, Па­риж), «Кре­сть­ян­ки с хво­ро­стом» (1858, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Че­ло­век с мо­ты­гой» (1863, му­зей Ор­се) и др. Точ­ность в пе­ре­да­че оде­ж­ды, пей­за­жа, эко­ном­ная от­то­чен­но­сть ха­рак­тер­но­го жес­та, кон­крет­ность об­ра­зов со­че­та­ют­ся у М. с мо­ну­мен­та­ли­за­ци­ей и обоб­ще­ни­ем фор­мы в со­от­вет­ст­вии с его прин­ци­пом: «...в ис­кус­ст­ве на­до иметь ве­ду­щую пер­во­идею и вы­ра­жать её крас­но­ре­чи­во… с си­лой, как че­ка­нят ме­даль». Об­ра­зы М. слов­но осе­ня­ет тень Вер­ги­лия, вос­пев­ше­го в сво­их «Ге­ор­ги­ках» тру­ды зем­ле­дель­ца. Клас­сич. яс­ность ком­по­зи­ции, гар­мо­нич­ность не­яр­ких, но чис­тых то­нов, плав­ные ли­нии си­лу­этов, мяг­кий, зо­ло­ти­стый свет, объ­е­ди­няю­щий про­стран­ст­вен­ные пла­ны, соз­да­ют ощу­ще­ние под­лин­ной жиз­ни, пре­тво­рён­ной в ху­дож. об­раз. Од­на из гл. ра­бот М. – кар­ти­на «Ан­же­люс» («Ве­чер­няя мо­лит­ва», 1857–59, му­зей Ор­се), где изо­бра­же­ны муж­чи­на и жен­щи­на, скло­нив­ши­е­ся по­сре­ди по­ля в ти­хой мо­лит­ве при зву­ках да­лё­ко­го ко­ло­ко­ла. Обы­ден­ная сце­на из кре­сть­ян­ской жиз­ни при­об­ре­та­ет здесь ха­рак­тер фи­лос. прит­чи о смыс­ле бы­тия. Ис­пол­нял так­же офор­ты (с 1855; «Зем­ле­ко­пы», «Сея­тель» и др.).

Ра­бо­ты М. по­влия­ли на фор­ми­ро­ва­ние ран­не­го твор­че­ст­ва В. Ван Го­га; его об­ра­зы ци­ти­ро­вал в сво­их про­из­ве­де­ни­ях С. Да­ли.

Лит.: Moreau-Nélaton E. Millet raconté par lui-même. P., 1921. Vol. 1–3; Нер­се­сов Н. Я. Мил­ле Ж.-Ф. М., 1958; За­мя­ти­на А. Н. Мил­ле. М., 1959; Lepoittevin L. J.-F. Millet. P., 1971–1973. Vol. 1–2; idem. J.-F. Millet: au-de­là de l’Angélus. P., 2002; Lévêque J.-J. L’univers de Millet. P., 1975; J.-F. Millet. (Cat.). P., 1975; Laughton B. The drawings of Daumier and Millet. New Haven, 1991.

Вернуться к началу