Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МОСКО́ВСКИЙ КРЕМЛЬ

Авторы: И. А. Бондаренко

МОСКО́ВСКИЙ КРЕМЛЬ, древ­ней­шая часть Мо­ск­вы, глав­ный об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич., ду­хов­но-ре­лиг. и ис­то­ри­ко-ху­дож. ком­плекс цен­тра сто­ли­цы, ме­сто­пре­бы­ва­ние Пре­зи­ден­та РФ. Рас­по­ло­жен на Бо­ро­виц­ком (Крем­лёв­ском) хол­ме (выс. до 30 м), на кру­том по­во­ро­те Мо­ск­вы-ре­ки, при впа­де­нии в неё р. Не­глин­ной (Не­глин­ка). Назв. «кремль» упо­ми­на­ет­ся в ле­то­пи­сях с 1331. В пла­не М. К. – не­пра­виль­ный тре­уголь­ник пл. 27,5 га; его юж. сте­на об­ра­ще­на к Мо­ск­ве-ре­ке, се­ве­ро-за­пад­ная – к Алек­сан­д­ров­ско­му са­ду, вос­точ­ная – к Крас­ной пло­ща­ди.

Ар­хео­ло­гич. изу­че­ние тер­ри­то­рии М. К. ве­дёт­ся с сер. 19 в.; наи­бо­лее круп­ные рас­коп­ки про­во­ди­лись при строи­тель­ст­ве Крем­лёв­ско­го Двор­ца съездов (в 1959–1960) и в 2007 на по­до­ле. Тол­щи­на куль­тур­но­го слоя ко­леб­лет­ся от 4 до 12 м. Древ­ней­ший куль­тур­ный слой, от­но­ся­щий­ся к же­лез­но­му ве­ку (ок. сер. 1-го тыс. до н. э.), был об­на­ру­жен ме­ж­ду фун­да­мен­та­ми в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре. Поч­ти на всей пло­ща­ди М. К. вы­яв­ле­ны на­пла­сто­ва­ния до­мон­голь­ско­го вре­ме­ни. В на­уч. лит-ре су­ще­ст­ву­ют 2 осн. точ­ки зре­ния на вре­мя воз­ник­но­ве­ния ср.-век. по­се­ле­ния: 11 в. ли­бо не ра­нее 12 в. (ско­рее, его се­ре­ди­ны). Важ­ней­ши­ми ар­хео­ло­гич. на­ход­ка­ми на тер­ри­то­рии М. К. яв­ля­ют­ся ос­тат­ки обо­ро­нит. со­ору­же­ний 12 в. (ва­лы и рвы), нек­ро­поль в рай­оне Со­бор­ной пл., кла­ды ук­ра­ше­ний 12–13 вв., 2 бе­ре­стя­ные гра­мо­ты 14 в.

Са­мо ме­сто­по­ло­же­ние ис­то­ри­че­ски оп­ре­де­ли­ло до­ми­ни­рую­щую роль М. К. сре­ди со­сед­них по­се­ле­ний. Кре­пость, ос­но­ван­ная кн. Юри­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Дол­го­ру­ким в 1156, за­ни­ма­ла пло­щадь в неск. гек­та­ров; наи­бо­лее ак­тив­но бы­ли ос­вое­ны центр. часть верх­ней тер­ра­сы хол­ма и уча­сток вто­рой над­пой­мен­ной тер­ра­сы в его мы­со­вой час­ти. Рас­коп­ка­ми об­на­ру­же­ны жи­лые и хо­зяйств. сру­бы, ого­ро­жен­ные час­то­ко­ла­ми дво­ры, мос­то­вая из де­рев. плах, а так­же бо­га­тый феод. нек­ро­поль, на ко­то­ром, воз­мож­но, су­ще­ст­во­ва­ла де­рев. цер­ковь, пре­до­пре­де­лив­шая ме­сто­по­ло­же­ние бу­ду­ще­го ка­мен­но­го Ус­пен­ско­го со­бо­ра – на ма­ко­ви­це бе­ре­го­вой гря­ды, от­ку­да на­чи­на­ет­ся ли­ния во­до­раз­де­ла ме­ж­ду ре­ка­ми Мо­ск­ва и Не­глин­ная. Ко вре­ме­ни на­ше­ст­вия Ба­тыя и раз­ру­ше­ния им М. К. он был ок­ру­жён по­са­да­ми и сё­ла­ми.

«Вид в Кремле» (собор Спаса на Бору, 1330, перестраивался, снесён в 1933, в окружении теремов и Кремлёвского дворца; на заднем плане – Колокольня Ивана Великого). Лист из альбома «Полная коллекция раз...

В ле­то­пи­сях нет све­де­ний о пе­ре­строй­ках М. К. вплоть до вре­ме­ни прав­ле­ния кн. Ива­на I Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ты, ко­гда Мо­ск­ва ста­ла по­сто­ян­ной ре­зи­ден­ци­ей не толь­ко ве­ли­ких кня­зей, но и ми­тро­по­ли­тов всея Ру­си. В 1326 митр. Пётр за­ло­жил пер­вый ка­мен­ный Ус­пен­ский со­бор; ря­дом с ним рас­по­ло­жил­ся и ми­тро­по­ли­чий двор. Сле­дом раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во це­ло­го ря­да ка­мен­ных хра­мов, ко­то­рые ста­ли ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния крем­лёв­ско­го ан­самб­ля: цер­ковь «под ко­ло­ко­лы» Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка (1329); Пет­ро­ве­риг­ский при­дел к Ус­пен­ско­му со­бо­ру; со­бор кня­же­ско­го мон. Спа­са на Бо­ру (1330), ку­да бы­ла пе­ре­не­се­на ар­хи­ман­д­ри­тия из Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря; со­бор Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (1333; на бров­ке Бо­ро­виц­ко­го хол­ма, воз­мож­но, на мес­те бо­лее древ­ней де­рев. церк­ви). В 1339–40 со­ору­же­ны гор. сте­ны и но­вые ук­ре­п­ле­ния из ду­ба. Кремль Ива­на Ка­ли­ты вско­ре по­стра­дал от по­жа­ра. При моск. кн. Дмит­рии Ива­но­ви­че Дон­ском зи­мой 1366/67 на­ча­лось строи­тель­ст­во бе­ло­ка­мен­ных ук­ре­п­ле­ний Мо­ск­вы. М. К. пре­вра­тил­ся в са­мую мощ­ную кре­пость Сев.-Вост. Ру­си. Ле­то­пи­си под­чёр­ки­ва­ют не­при­ступ­ность и ве­ли­чие М. К., ко­то­рый был «ка­мен твёрд» и имел мно­гие «вра­та же­лез­на».

Во 2-й пол. 14 – нач. 15 вв. М. К. до­пол­ни­ли ком­плек­сы ми­тро­по­личь­е­го Чу­до­ва мо­на­сты­ря (1365, на мес­те на­хо­див­ше­го­ся здесь Хан­ско­го дво­ра) и кня­ги­ни­на Воз­не­сен­ско­го мон. (1407). В крем­лёв­ской за­строй­ке вы­де­лял­ся ве­ли­ко­кня­же­ский дво­рец с его зла­то­вер­хим те­ре­мом, упо­мя­ну­тым в «За­дон­щи­не». В 1393–94 во двор­це, в по­ко­ях кня­ги­ни, бы­ла вы­строе­на ка­мен­ная ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы на Се­нях с при­де­лом Св. Ла­за­ря; при­мер­но то­гда же воз­ве­де­на бе­ло­ка­мен­ная ц. Бла­го­ве­ще­ния (пе­ре­строе­на в 1416, ра­зо­бра­на в 1482–83) на бров­ке мо­ск­во­рец­ко­го бе­ре­га, на­про­тив со­бо­ра Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, воз­ле неё – баш­ня с гор. ча­са­ми («ча­соз­во­ня», 1404, мас­тер Ла­зарь Сер­бин).

Вел. кн. Иван III Ва­силь­е­вич оза­бо­тил­ся в пер­вую оче­редь вос­ста­нов­ле­ни­ем и ук­ре­п­ле­ни­ем М. К., ко­то­рый, су­дя по впе­чат­ле­нию итал. ди­пло­ма­та А. Кон­та­ри­ни, по­се­тив­ше­го Мо­ск­ву в 1476–77, был в боль­шей сте­пе­ни де­ре­вян­ным, чем ка­мен­ным (ве­ро­ят­но, в ре­зуль­та­те мно­го­числ. ре­мон­тов). Под рук. В. Д. Ер­мо­ли­на в 1462 бы­ли по­нов­ле­ны его бе­ло­ка­мен­ные сте­ны, а в 1464–66 вы­пол­не­ны рез­ные бе­ло­ка­мен­ные скульп­ту­ры св. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца и св. Дмит­рия Со­лун­ско­го: ус­та­нов­лен­ные в кио­тах над Фро­лов­ски­ми во­ро­та­ми (с внеш­ней и внутр. сто­рон), они иг­ра­ли роль ох­ра­ни­тель­ных зна­ков и гос. эмб­лем. В 1460-е гг. сле­ва от этих во­рот им же бы­ла воз­ве­де­на ц. Св. Афа­на­сия Алек­сан­д­рий­ско­го, ук­ре­п­лён и до­стро­ен со­бор Воз­не­сен­ско­го мон. В 1472 был за­ло­жен но­вый Ус­пен­ский со­бор (мас­те­ра Крив­цов и Мыш­кин), ко­то­рый дол­жен был пре­вос­хо­дить свои­ми раз­ме­ра­ми Ус­пен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре; од­на­ко в 1474 не­до­стро­ен­ный со­бор по­стра­дал от зем­ле­тря­се­ния. Прие­хав­ший в Мо­ск­ву из Ита­лии (1475) по при­гла­ше­нию Ива­на III Ари­сто­тель Фио­ра­ван­ти, со­чтя не­воз­мож­ным под­прав­ле­ние по­стра­дав­шей по­строй­ки, за­ло­жил но­вое ос­но­ва­ние Ус­пен­ско­го со­бо­ра (строи­тель­ст­во за­кон­че­но в 1479), став­ше­го впо­след­ст­вии об­раз­цом для гл. гор. со­бо­ров Моск. гос-ва. В 1485 на­ча­лись ра­бо­ты по пе­ре­строй­ке стен и ба­шен М. К. Пер­вой бы­ла за­ло­же­на Чеш­ко­ва (Тай­ниц­кая) баш­ня на бе­ре­гу Мо­ск­вы-ре­ки, за­тем воз­ве­де­на юж. сте­на, флан­ки­ро­ван­ная круг­лы­ми Свиб­ло­вой (Во­до­взвод­ной) и Бек­ле­ми­шев­ской (Мо­ск­во­рец­кой) баш­ня­ми (зод­чие Ан­тон Фря­зин и Марк Фря­зин). В нач. 1490-х гг. со­ору­же­ны ук­ре­п­ле­ния с вост. сто­ро­ны (арх. П. А. Со­ла­ри), тер­ри­то­рия М. К. рас­ши­ре­на к се­ве­ро-за­па­ду от Фро­лов­ских во­рот; в 1494–95 воз­ве­де­на сте­на на ароч­ных суб­струк­ци­ях вдоль рус­ла Не­глин­ки (арх. Але­виз Фря­зин Ста­рый).

Панорама Московского Кремля с Соборной площадью. Фото А. И. Нагаева

Сло­жен­ный из кир­пи­ча с до­бав­ле­ни­ем бе­ло­ка­мен­ных де­та­лей, М. К. стал мощ­ной кре­по­стью, от­ве­чав­шей тре­бо­ва­ни­ям во­ен. иск-ва то­го вре­ме­ни. Его во­ро­та бы­ли уси­ле­ны от­вод­ны­ми стрель­ни­ца­ми, внут­ри стен сде­ла­ны бое­вые хо­ды. Со всех трёх сто­рон М. К. был ок­ру­жён во­дой: с юга Мо­ск­вой-ре­кой, с се­ве­ро-за­па­да – Не­глин­кой, за­пру­жен­ной и пре­вра­щён­ной в ши­ро­кий вод­ный мас­сив, с вос­то­ка – т. н. Але­ви­зо­вым рвом (35 м в ши­ри­ну). От про­езд­ных ба­шен че­рез ров и р. Не­глин­ка бы­ли пе­ре­ки­ну­ты мос­ты; са­мый боль­шой из них (ка­мен­ный мост пе­ред Ри­зо­по­ло­жен­ски­ми, или Тро­иц­ки­ми, во­ро­та­ми) был до­пол­ни­тель­но за­щи­щён Ку­тафь­ей баш­ней. По по­ве­ле­нию Ива­на III бы­ла рас­чи­ще­на от за­строй­ки ши­ро­кая (ок. 240 м) по­ло­са во­круг все­го М. К. – кре­по­ст­ной гла­сис. Ар­хит. фор­мы стен и ба­шен М. К., в т. ч. зуб­цы в фор­ме лас­точ­ки­на хво­ста, по­вто­ря­ли фор­мы сев.-итал. кре­по­стей. М. К. стал зри­мым во­пло­ще­ни­ем идеи пре­вра­ще­ния Мо­ск­вы в «Но­вый Кон­стан­ти­но­поль» или «Тре­тий Рим». Это­му спо­соб­ст­во­ва­ла и тре­уголь­ная схе­ма его пла­на, от­ве­чав­шая ср.-век. пред­став­ле­ни­ям о «тре­уголь­но­сти» Кон­стан­ти­но­по­ля.

Вслед за строи­тель­ст­вом стен и ба­шен М. К. раз­вер­ну­лись ра­бо­ты по воз­ве­де­нию но­во­го ве­ли­ко­кня­же­ско­го двор­ца. Объ­е­ди­няю­щим на­ча­лом в его ком­по­зи­ции по­слу­жил П-об­раз­ный в пла­не под­клет, об­рам­лён­ный ар­ка­дой. В цен­тре дво­ра бы­ла ос­тав­ле­на ц. Спа­са на Бо­ру, с зап. сто­ро­ны двор был ог­ра­ни­чен сте­ной с Зо­ло­ты­ми (Гер­бо­вы­ми) во­ро­та­ми. Гл. трон­ным за­лом ста­ла Гра­но­ви­тая па­ла­та (ар­хи­тек­то­ры Марк Фря­зин и П. А. Со­ла­ри); сре­ди двор­цо­вых по­стро­ек она вы­де­ля­лась раз­ме­ра­ми, бе­ло­ка­мен­ной рус­тов­кой гл. фа­са­да и рас­по­ло­же­ни­ем на пло­ща­ди воз­ле гл. со­бо­ра. К её юж. сте­не примк­ну­ло Крас­ное крыль­цо. В ком­по­зи­ции но­во­го двор­ца со­хра­нял­ся тра­диц. прин­цип сло­же­ния его из раз­но­ве­ли­ких па­лат, со­еди­нён­ных пе­ре­хо­да­ми.

«Шествие по Соборной площади Московского Кремля». Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича» (издана в 1673; переиздания – 1856, 2009).

В 1480-е гг. в цен­тре М. К. псков­ски­ми мас­те­ра­ми воз­ве­де­ны в кир­пи­че Бла­го­ве­щен­ский со­бор (1484–89, на ста­ром ос­но­ва­нии ц. Бла­го­ве­ще­ния), вклю­чён­ный в двор­цо­вый ком­плекс, ми­тро­по­ли­чья до­мо­вая ц. Ри­зо­по­ло­же­ния, встав­шая на за­тес­нён­ном уча­ст­ке у зап. вхо­да в Ус­пен­ский со­бор. В 1505–08 раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во но­во­го Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра (арх. Але­виз Фря­зин Но­вый), ко­то­рый при­об­рёл круп­ные раз­ме­ры и бе­лый ор­дер­ный де­кор. Трак­то­ван­ный как бо­га­тое при­двор­ное со­ору­же­ние, этот со­бор (быв­ший с 1333 ве­ли­ко­кня­же­ской усы­паль­ни­цей) кон­тра­сти­ро­вал с гео­мет­ри­че­ски стро­гим Ус­пен­ским со­бо­ром (усы­паль­ни­цей моск. ми­тро­по­ли­тов): в этом со­че­та­нии про­яв­ля­ла се­бя про­грамм­ная идея со­сре­до­то­че­ния в цен­тре М. К. сим­во­лов свет­ской и цер­ков­ной вла­сти. В эти же го­ды в центре крем­лёв­ско­го ан­самб­ля воз­ве­де­на Ко­ло­коль­ня Ива­на Ве­ли­ко­го (цер­ковь-звон­ни­ца Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, арх. Бон Фря­зин; др. на­зва­ния – «Иван Ве­ли­кий», «Ива­нов столп») – мо­гу­чая ар­хит. вер­ти­каль, со­брав­шая во­круг се­бя все ве­ду­щие со­ору­же­ния и под­чёр­ки­ваю­щая идею цен­трич­но­сти, за­кла­ды­вав­шую­ся в об­раз М. К. В 1532–43 к сев. гра­ни Ко­ло­коль­ни Ива­на Ве­ли­ко­го при­строе­на цер­ковь-звон­ни­ца Вос­кре­се­ния (позд­нее – Ро­ж­де­ст­ва Хри­стова, арх. Пет­рок Ма­лый; за­вер­ше­на в 1543–1552 моск. мас­те­ра­ми). В нач. 16 в. воз­ве­де­на ц. Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи у Бо­ро­виц­ких во­рот (Але­виз Фря­зин Но­вый); в сер. 16 в. лишь час­тич­но пе­ре­страи­ва­лись двор­цо­вые па­ла­ты, по­стро­ен Сре­тен­ский со­бор для ца­ре­ви­чей на Взру­бе, Бла­го­ве­щен­ский со­бор об­стро­ен при­де­ла­ми и стал 9-гла­вым. Гл. па­мят­ник это­го вре­ме­ни – Ва­си­лия Бла­жен­но­го храм – был воз­ве­дён не в М. К., а на по­са­де, под сте­на­ми го­ро­да.

«Старый царский (Теремной) дворец в Московском Кремле». Лист из альбома «Виды Петербурга и Москвы...» (издан в Лейпциге в 1800-е гг.). Офорт Ф. Дюрфельдта, раскраска акварелью. Исторический музей (Мос...

В кон. 16 в. ре­кон­ст­рук­цию М. К. пред­при­нял царь Бо­рис Фё­до­ро­вич Го­ду­нов. Был вы­чи­щен и ук­ре­п­лён ка­мен­ны­ми стен­ка­ми Але­ви­зов ров, по­строе­на до­пол­нит. сте­на по бе­ре­гу Мо­ск­вы-ре­ки, об­нов­лён двор­цо­вый ком­плекс, по­лу­чив­ший мощ­ное ка­мен­ное ос­но­ва­ние в ви­де кор­пу­са За­пас­но­го двор­ца на Взру­бе. В цен­тре М. К. Бо­рис Го­ду­нов на­ме­ре­вал­ся по­стро­ить по­до­бие Хра­ма Со­ло­мо­на: бы­ла сде­ла­на мо­дель, за­го­тов­ле­ны сваи и из­весть, но смерть по­ме­ша­ла ца­рю осу­ще­ст­вить этот за­мы­сел. Ус­пе­ли лишь над­стро­ить Ко­ло­коль­ню Ива­на Ве­ли­ко­го, ко­то­рая дос­тигла выс. 81 м.

Спасская башня (до 1658 Фроловские ворота). 1491. Архитектор П. А. Солари. Надстроена в 1624–25 В. Графом. Куранты 18 в. (обновлены в 1851–52, мастера братья И. и Н. Бутеноп; ремонтировались в 20 в.).... Фото А. В. Андреева

По окон­ча­нии Смут­но­го вре­ме­ни но­вой круп­ной по­строй­кой в М. К. ста­ло вы­со­кое шат­ро­вое вен­ча­ние Фро­лов­ских (с 1658 Спас­ских) во­рот, где бы­ли ус­та­нов­ле­ны ча­сы (1624–25, англ. мас­тер Х. Га­ло­вей, англ. зод­чий В. Граф). Над­строй­ка Спас­ской баш­ни, изо­би­лую­щая го­тич. эле­мен­та­ми, пре­вра­ти­ла её в од­ну из важ­ней­ших ар­хит. до­ми­нант Мо­ск­вы. В те же го­ды бы­ла со­ору­же­на Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка (по име­ни за­каз­чи­ка, пат­ри­ар­ха Фи­ла­ре­та) к ком­плек­су крем­лёв­ских звон­ниц (1624, ар­хи­тек­то­ры Дж. Та­лер, Б. Огур­цов). В 1635–37 на ос­но­ва­нии па­лат 15–16 вв. воз­ве­дён Те­рем­ной дво­рец (Огур­цов, А. Кон­стан­ти­нов и др.). На его пло­ской кров­ле бы­ло уст­рое­но гуль­би­ще, где по­ста­ви­ли «те­рем», увен­чан­ный вы­со­кой рас­пис­ной кров­лей; во двор­це на­хо­дил­ся зал для за­се­да­ний Бо­яр­ской ду­мы. С двух сто­рон дво­рец флан­ки­ро­вал­ся до­мо­вы­ми церк­ва­ми [с за­па­да – ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы на Се­нях, с вос­то­ка – Ека­те­ри­нин­ской ц., Вер­хос­пас­ским со­бо­ром и по­стро­ен­ны­ми позд­нее церк­ва­ми Ев­до­кии (Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го) и Воз­дви­же­ния Кре­ста]. При ца­ре Фё­до­ре Алек­сее­ви­че (в 1679–81) всю эту груп­пу те­рем­ных церк­вей «со­бра­ли» в еди­ный пря­мо­уголь­ный объ­ём, опоя­сан­ный по пе­ри­мет­ру из­раз­цо­вым фри­зом, и увен­ча­ли жи­во­пис­ным 11-гла­ви­ем. Ан­самб­лю М. К. был при­сущ прин­цип ярус­но­сти; боль­шую роль в этом от­но­ше­нии ста­ла иг­рать сис­те­ма бе­ре­го­вых тер­рас на ка­мен­ных ос­но­ва­ни­ях, где бы­ли уст­рое­ны ви­ся­чие са­ды с бас­сей­на­ми, во­да в ко­то­рые по­сту­па­ла при по­мо­щи во­до­взвод­ных ме­ха­низ­мов (мас­тер Х. Га­ло­вей).

В 17 в. пе­ре­страи­вал­ся и Пат­ри­ар­ший двор, рас­по­ла­гав­ший­ся к се­ве­ру от Ус­пен­ско­го со­бо­ра (в 1643–44 под рук. А. Кон­стан­ти­но­ва, за­тем в 1652–56, при пат­ри­ар­хе Ни­ко­не); был со­ору­жён ка­мен­ный над­врат­ный храм Фи­лип­па Апо­сто­ла (с 1681 – Две­на­дца­ти Апо­сто­лов). В по­след­ней четв. 17 в. воз­ве­дён 2-этаж­ный кор­пус При­ка­зов, про­тя­нув­ший­ся по бров­ке Крем­лёв­ско­го хол­ма бо­лее чем на 200 м и пред­став­ляв­ший со­бой ве­ре­ни­цу па­лат, по­став­лен­ных на об­щий под­клет в ли­нию; в не­го бы­ли вклю­че­ны и церк­ви, в ча­ст­но­сти сю­да пе­ре­не­сли пре­сто­лы ра­зо­бран­ных в 1680-е гг. хра­мов Алек­сан­д­ра Нев­ско­го и Чер­ни­гов­ских чу­до­твор­цев. М. К. 17 в. с его зла­то­вер­хи­ми церк­ва­ми, те­ре­ма­ми и са­да­ми пред­став­лял со­бой кра­соч­ный ар­хит. ан­самбль. Осо­бое зна­че­ние в его окон­чат. сло­же­нии име­ла над­строй­ка крем­лёв­ских ба­шен (кро­ме Ни­коль­ской), на­ча­тая в 1620-е гг. и ли­шив­шая их су­ро­во­го кре­по­ст­но­го ду­ха; в пол­ной ме­ре она осу­ще­ст­в­ле­на в 1680-е гг. То­гда же сте­ны и баш­ни М. К. бы­ли вы­бе­ле­ны из­вестью, что при­да­ло им бо­лее ак­тив­ное зву­ча­ние в струк­ту­ре го­ро­да.

При ца­ре Пет­ре I в 1702 в М. К. был за­ло­жен Ар­се­нал, или Цейх­гауз (для хра­не­ния ору­жия, во­ен. тро­фе­ев, так­же об­раз­цов ста­рин­но­го воо­ру­же­ния), – тра­пе­цие­вид­ное в пла­не мо­ну­мен­таль­ное 2-этаж­ное зда­ние с внутр. дво­ром ме­ж­ду Тро­иц­ки­ми и Ни­коль­ски­ми во­ро­та­ми; Со­ба­ки­на баш­ня (по­лу­чив­шая назв. Уг­ло­вой Ар­се­наль­ной) ста­ла оформ­лять его уг­ло­вую часть. В 1730-е гг. Ар­се­нал был бо­га­то ук­ра­шен леп­ни­ной и мно­го­цвет­ной рос­пи­сью; его вен­ча­ла вы­со­кая кров­ля (об­ру­ши­лась в 1737). В хо­де строи­тель­ст­ва (под рук. арх. И. Я. Шу­махе­ра) бы­ли час­тич­но по­ни­же­ны крем­лёв­ские сте­ны, при­мы­кав­шие к Ар­се­на­лу. По­сле по­жа­ра 1737 зда­ние не вос­ста­нав­ли­ва­лось вплоть до 1780–90-х гг., ко­гда бы­ла про­из­ве­де­на его ре­кон­ст­рук­ция под рук. инж. А. И. Ге­рар­да и арх. М. Ф. Ка­за­ко­ва.

С пе­ре­но­сом сто­ли­цы в С.-Пе­тер­бург М. К. при­шёл в за­пус­те­ние. Ре­монт­ные ра­бо­ты в нём про­из­во­ди­лись эпи­зо­ди­че­ски, гл. обр. по слу­чаю ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств. Вновь по­стро­ен в 1730–31 лишь двор­цо­вый кор­пус (Зим­ний Ан­нен­гоф, арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; не сохр.) на мес­те па­лат Ива­на III. В сер. 18 в. об­сле­до­ва­ни­ем и час­тич­ным вос­ста­нов­ле­ни­ем крем­лёв­ских па­мят­ни­ков за­ни­мал­ся арх. Д. В. Ух­том­ский; в ча­ст­но­сти, им бы­ла по­строе­на Ору­жей­ная га­ле­рея на мес­те Ка­зён­но­го дво­ра. В 1749–53 Ух­том­ский (по про­ек­ту Рас­трел­ли) воз­вёл но­вый Крем­лёв­ский дво­рец имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, од­на­ко рос. им­пе­рат­ри­цы, вслед за Пет­ром I, во вре­мя по­се­ще­ний Мо­ск­вы пред­по­чи­та­ли ос­та­нав­ли­вать­ся близ Не­мец­кой сло­бо­ды на Яу­зе. Имп. Ека­те­ри­на II на­ме­ре­ва­лась ко­рен­ным об­ра­зом ре­кон­ст­руи­ро­вать М. К., по­стро­ив в нём Боль­шой имп. дво­рец. Для это­го в 1768 бы­ла уч­ре­ж­де­на Экс­пе­ди­ция крем­лёв­ско­го строе­ния. Её гл. арх. В. И. Ба­же­нов раз­ра­бо­тал про­ект двор­ца, дли­на фа­са­да ко­то­ро­го долж­на бы­ла дос­ти­гать 1200 м, а выс. 30–40 м. Из боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ср.-век. па­мят­ни­ков М. К. пред­по­ла­га­лось ос­та­вить еди­ни­цы. В 1770 бы­ла сло­мана юж. крем­лёв­ская сте­на с баш­ня­ми, и на бе­ре­гу Мо­ск­вы-ре­ки на­ча­лись ра­бо­ты по за­клад­ке фун­да­мен­та но­во­го двор­ца. Од­на­ко в 1775 им­пе­рат­ри­ца от­ка­за­лась от сво­его за­мыс­ла, стро­ит. ра­бо­ты бы­ли ос­та­нов­ле­ны, склон крем­лёв­ско­го хол­ма вы­ров­нен и по­крыт дёр­ном, а сте­ны и баш­ни под ним воз­ве­де­ны вновь. Дав­ший тре­щи­ну Ар­хан­гель­ский со­бор при­шлось ук­ре­п­лять контр­фор­са­ми.

Даль­ней­шие ра­бо­ты в М. К. но­си­ли бо­лее ло­каль­ный ха­рак­тер. М. Ф. Ка­за­ков за­ни­мал­ся упо­ря­до­че­ни­ем его пла­ни­ров­ки и за­строй­ки, стре­мил­ся мак­си­маль­но рас­крыть центр. со­бор­ный ан­самбль в сто­ро­ну За­мо­ск­во­ре­чья и при­дать ему за­кон­чен­ность, от­ве­чаю­щую идеа­лам клас­си­циз­ма. Наи­бо­лее круп­ной по­строй­кой Ка­за­ко­ва в Крем­ле ста­ло зда­ние Се­на­та (1776–87), рас­по­ло­жен­ное к се­ве­ру от Чу­до­ва и Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­рей. Кон­фи­гу­ра­ция уча­ст­ка пре­до­пре­де­ли­ла тре­уголь­ную фор­му пла­на это­го стро­го сим­мет­рич­но­го, но слож­но­го по струк­ту­ре зда­ния, об­ра­щён­но­го сво­им гл. фа­са­дом на вы­тя­ну­тую тре­уголь­ную Се­нат­скую пл., а од­ним из бо­ко­вых фа­са­дов, с воз­вы­шаю­щим­ся над ним ку­по­лом гл. за­ла (диа­метр ок. 25 м), че­рез крем­лёв­скую сте­ну – на Крас­ную пло­щадь. По­строй­ки Ка­за­ко­ва по­слу­жи­ли об­рам­ле­ни­ем и сев. сто­ро­ны Ива­нов­ской пл.: клас­си­ци­стич. дом моск. ми­тро­по­ли­та (позд­нее Ма­лый Ни­ко­ла­ев­ский дво­рец) с его уг­ло­вой ро­тон­дой и нео­го­тич. крыль­цо тра­пез­ной Чу­до­ва мон. В нач. 19 в. в М. К. поя­ви­лись и др. нео­го­тич. эле­мен­ты: над­строй­ка Ни­коль­ской баш­ни (арх. И. В. Его­тов), ц. Св. Ека­те­рины Воз­не­сен­ско­го мон. (пред­по­ло­жи­тель­но арх. К. И. Рос­си) и др. Его­то­вым так­же бы­ла по­строе­на Ору­жей­ная па­ла­та (1806–12; здание не сохр.).

Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца. 1838–50. Архитектор К. А. Тон (реставрация 1997–99). Издательство «Вэлти»

При от­хо­де на­по­ле­о­нов­ской ар­мии из Мо­ск­вы в 1812 фран­цу­зы взо­рва­ли Ус­пен­скую звон­ни­цу и Фи­ла­ре­то­ву при­ст­рой­ку, при­мы­каю­щие к Ко­ло­коль­не Ива­на Ве­ли­ко­го (хо­тя сам столп ус­то­ял), Во­до­взвод­ную, Ни­коль­скую, Уг­ло­вую Ар­се­наль­ную баш­ни, всю сев. часть Ар­се­на­ла. Вос­ста­но­вит. ра­бо­та­ми за­ни­ма­лись ар­хи­тек­то­ры О. И. Бо­ве, Д. И. Жи­ляр­ди, Ф. К. Со­ко­лов и др. В 1839–1849 вза­мен преж­них цар­ских и ве­ли­ко­кня­же­ских двор­цов был воз­ве­дён Боль­шой Крем­лёв­ский дво­рец в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (по про­ек­ту К. А. То­на). При­ме­не­ние в его оформ­ле­нии де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов 17 в. со­че­та­лось с жё­ст­кой позд­не­клас­си­ци­стич. струк­ту­рой пла­но­во­го и объ­ём­но­го по­строе­ния. На 1-м эта­же двор­ца бы­ли рас­по­ло­же­ны жи­лые по­кои цар­ской се­мьи, 2-й этаж за­ни­ма­ли па­рад­ные за­лы, уб­ран­ст­во ко­то­рых по­свя­ща­лось рос. ор­де­нам (от­сю­да на­име­но­ва­ния за­лов – Ге­ор­ги­ев­ский, Ека­те­ри­нин­ский, Вла­ди­мир­ский, Ан­д­ре­ев­ский, Алек­сан­д­ров­ский). При воз­ве­де­нии двор­ца при­ме­ня­лись но­вые кон­ст­рук­ции и ма­те­риа­лы: ме­тал­лич. стро­пи­ла, це­мент и бе­тон – на­ря­ду с кам­нем, ред­ки­ми по­ро­да­ми де­ревь­ев и ураль­ски­ми са­мо­цве­та­ми. Сво­им объ­ё­мом но­вый дво­рец пе­ре­крыл вид на ос­тав­шие­ся в глу­би­не те­ре­ма́ и во мно­гом по­да­вил ис­то­ри­че­ски сло­жив­ший­ся ан­самбль М. К. В свя­зи с его воз­ве­де­ни­ем был сне­сён храм Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи и сры­та мы­со­вая часть хол­ма. В ан­самб­ле с ним в 1844–1851 со­ору­жа­лось но­вое зда­ние Ору­жей­ной па­ла­ты (од­но из пер­вых зда­ний му­зей­но­го на­зна­че­ния в Рос­сии), вы­пол­нен­ное так­же в рус.-ви­зант. сти­ле (арх. Тон) и примк­нув­шее к крем­лёв­ской сте­не у Бо­ро­виц­ких во­рот. В 1898 на бе­ре­го­вой бров­ке над Тай­ниц­ким са­дом в юго-вост. час­ти М. К. ус­та­нов­лен па­мят­ник имп. Алек­сан­д­ру II, увен­чан­ный шат­ро­вой се­нью (скульп­тор А. М. Опе­ку­шин, худ. П. В. Жу­ков­ский, арх. Н. В. Сул­та­нов).

Окт. ре­во­лю­ция 1917 бы­ла со­пря­же­на с арт. об­стре­лом и по­вре­ж­де­ни­ем мн. па­мят­ни­ков М. К. В свя­зи с его пре­вра­ще­ни­ем в ре­зи­ден­цию сов. пра­ви­тель­ст­ва на­ча­лось пря­мое унич­то­же­ние не­ко­то­рых из них: сна­ча­ла па­мят­ни­ка Алек­сан­д­ру II, в 1929 – Чу­до­ва и Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­рей, так­же Ма­ло­го Ни­ко­ла­ев­ско­го двор­ца, на мес­те ко­то­рых в 1932–34 бы­ло по­строе­но Е-об­раз­ное в пла­не зда­ние Шко­лы крас­ных ко­ман­ди­ров им. ВЦИК (арх. И. И. Рер­берг). Эта хо­лод­ная нео­клас­сич. по­строй­ка долж­на бы­ла вто­рить зда­нию Се­на­та и объ­е­ди­нять­ся с ним при взгля­де со сто­ро­ны Крас­ной пл. (позд­нее в ней рас­по­ла­гал­ся Крем­лёв­ский те­атр, ап­па­рат ВС СССР, ны­не Ад­ми­ни­ст­ра­ция Пре­зи­ден­та РФ). В кон. 1920-х гг. и в 1930-е гг. в М. К. бы­ли сне­се­ны так­же Крас­ное крыль­цо, церк­ви Кон­стан­ти­на и Еле­ны, Бла­го­ве­ще­ния, Спа­са на Бо­ру; в Боль­шом Крем­лёв­ском двор­це унич­то­же­ны пе­ре­строй­кой Ан­д­ре­ев­ский (трон­ный) и Алек­сан­д­ров­ский за­лы. В 1935 на пяти крем­лёв­ских баш­нях бы­ли ус­та­нов­ле­ны звёз­ды из ме­ди и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (в 1937 за­ме­не­ны на звёз­ды из ру­би­но­во­го стек­ла). В 1946–53 бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на рес­тав­ра­ция крем­лёв­ских стен, в т. ч. бой­ниц и па­ра­пе­тов, об­нов­ле­ны че­ре­пич­ные по­кры­тия шат­ров, ус­та­нов­ле­ны флю­ге­ры и ме­тал­лич. под­зо­ры кро­вель, оби­ты лис­то­вой ме­дью верха́ Спас­ской, Ни­коль­ской и Тро­иц­кой ба­шен.

Государственный Кремлёвский дворец (бывший Кремлёвский Дворец съездов). 1959–61. АрхитекторыМ. В. Посохин, А. А. Мндоянци др.

В 1959–61 ве­лось строи­тель­ст­во Крем­лёв­ско­го Двор­ца съез­дов (ны­не – Гос. Крем­лёв­ский дво­рец; ар­хи­тек­то­ры М. В. По­со­хин, А. А. Мндо­янц и др.). Для это­го бы­ли сне­се­ны зда­ния вбли­зи Тро­иц­ких во­рот: Ору­жей­ная па­ла­та (арх. И. В. Его­тов); двор­цо­вые кор­пу­са Офи­цер­ский, Ку­хон­ный, Гре­на­дер­ский, Ка­ва­лер­ский; быв. Си­но­даль­ное управ­ление. Но­вый дво­рец силь­но за­глуб­лён в зем­лю и не до­ми­ни­ру­ет в си­лу­эте М. К. В ре­зуль­та­те рес­тав­рац. ра­бот в 1970-е гг. ук­ре­п­ле­ны и по­кры­ты за­щит­ным гид­ро­фоб­ным со­ста­вом сте­ны и баш­ни М. К., на вер­хах ба­шен ус­та­нов­ле­ны но­вые звёз­ды из ру­би­но­во­го стек­ла; ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту под­верг­лись ча­сы на Спас­ской баш­не.

Московский Кремль. Аксонометрия. 1–20 – башни: 1 – Спасская; 2 – Царская; 3 – Набатная; 4 – Константино-Еленинская; 5 – Беклемишевская; 6 – Петровская; ...

На тер­ри­то­рии М. К. рас­по­ла­га­ют­ся Му­зеи Мо­сков­ско­го Крем­ля (Гос. ис­то­ри­ко-куль­тур­ный за­по­вед­ник «Мо­с­ков­ский Кремль»). С 1990-х гг. в М. К. ве­дут­ся ис­сле­до­ват. и рес­тав­рац. ра­бо­ты: вос­ста­нов­ле­ние Крас­но­го крыль­ца, рес­тав­ра­ция с час­тич­ной ре­кон­ст­рук­ци­ей зда­ния Се­на­та, об­сле­до­ва­ние двор­цо­вых под­кле­тов кон. 15 – нач. 16 вв., вос­со­зда­ние ин­терь­е­ров Ан­д­ре­ев­ско­го и Алек­сан­д­ров­ско­го за­лов Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца, рес­тав­ра­ция Ко­ло­коль­ни Ива­на Ве­ли­ко­го, рас­кры­тие ос­но­ва­ний пер­во­го ка­мен­но­го Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра и др. Вес­ной 2010 об­на­ру­же­ны за­му­ро­ван­ные шту­ка­тур­кой в 1937 над­врат­ные ико­ны (фре­ски) «Спас с пре­по­доб­ны­ми Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским и Вар­лаа­мом Ху­тын­ским» (сер. 17 в., об­нов­ле­на в 1895–96) на Спас­ской баш­не и «Свт. Ни­ко­лай» – на Ни­коль­ской баш­не. М. К. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Бар­те­нев С. П. Мо­с­ков­ский Кремль в ста­ри­ну и те­перь. М., 1912–1916. Т. 1–2; Ху­до­же­ст­вен­ные па­мят­ни­ки Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. М., 1956; Мо­ле­ва Н. М. Кремль. М., 1980; Ива­нов В. Н. Мо­с­ков­ский Кремль. М., 1981; Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры Мо­ск­вы. Кремль. Ки­тай-го­род. Цен­траль­ные пло­ща­ди. 2-е изд. М., 1983; Ро­дим­це­ва И. А. Мо­с­ков­ский Кремль. [10-е изд.]. М., 1990; она же. Мо­с­ков­ский Кремль в ис­то­рии Рос­сии. М., 2010; Бу­се­ва-Да­вы­до­ва И. Л. Хра­мы Мо­с­ков­ско­го Крем­ля: свя­ты­ни и древ­но­сти. М., 1997; Der Kreml: Gottesruhm und Zaren­pracht. (Kat.). Münch., 2004; Кремль не­из­вестный-из­вест­ный. М., 2006; Ми­хай­лов К. Унич­то­жен­ный Кремль. М., 2007; Фаб­ри­ци­ус М. П. Ис­то­рия Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. М., 2008; Мо­с­ков­ский Кремль XIV сто­ле­тия. Древ­ние свя­ты­ни и ис­то­ри­че­ские па­мят­ни­ки. М., 2009; Во­ро­нов А. А. Мо­на­сты­ри Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. М., 2009; Де­вя­тов С. В. Мо­с­ков­ский Кремль. [М.], 2010; Па­но­ва Т. Д. Нек­ро­по­ли Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. М., 2010.

Вернуться к началу