Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

НА́РБУТ

Авторы: М. Ф. Киселёв

НА́РБУТ Ге­ор­гий (Егор) Ива­но­вич [26.2(10.3).1886, ху­тор Нар­бу­тов­ка Глу­хов­ско­го у. Чер­ни­гов­ской губ. – 23.5.1920, Ки­ев], укр. и рос. гра­фик. Из шля­хет­ского рода. Брат В. И. Нар­бу­та. Учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (1906–09), од­но­вре­мен­но ра­бо­тал в мас­тер­ской И. Я. Би­ли­би­на, по­се­щал ча­ст­ную шко­лу Е. Н. Зван­це­вой (1907–1909), где за­ни­мал­ся под рук. Л. С. Бак­ста и М. В. До­бу­жин­ско­го. На фор­ми­ро­ва­ние Н. как ху­дож­ни­ка ре­шаю­щее влия­ние ока­за­ла гра­фи­ка мас­те­ров «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (член объ­е­ди­не­ния с 1916); ис­поль­зо­вал сти­ли­сти­ку мо­дер­на, строя ком­по­зи­ции из раз­но­цвет­ных си­лу­этов, об­ве­дён­ных чёр­ной кон­тур­ной ли­ни­ей. Под­ра­жа­ние Би­ли­би­ну осо­бен­но ощу­ти­мо в ран­них ил­лю­ст­ра­ци­ях к сказ­кам «Его­рий Хо­роб­рый» (1904), «Царь Ко­щей» (1905), «Вой­на гри­бов» (1906). Ра­бо­тал для из­да­тельств «Ши­пов­ник» («Чёр­ные мас­ки» Л. Н. Ан­д­рее­ва, 1908, и др.), «Про­све­ще­ние», «Пан­те­он»; по за­ка­зу И. Н. Кне­бе­ля в 1907 и 1909–13 ил­лю­ст­ри­ро­вал дет­ские кни­ги (в т. ч. сказ­ки Х. К. Ан­дер­се­на «Со­ло­вей», «Пры­гун», «Оло­вян­ный сол­да­тик» и «Ста­рый улич­ный фо­нарь»).

Г. И. Нарбут. Аллегория «1916 год (Хронос)» (эскиз обложки для журнала «Лукоморье», 1916, № 1). Гуашь, акварель, тушь, перо. 1915. Русский музей (С.-Петербург).

В 1910 Н. не­дол­го по­се­щал шко­лу Ш. Хол­ло­ши в Мюн­хе­не, ко­пи­ро­вал гра­вю­ры А. Дю­ре­ра. Влия­ние нем. юген­д­сти­ля ска­за­лось в уси­ле­нии сим­во­ли­ст­ских на­строе­ний, про­явив­ших­ся в ком­по­зи­ци­ях «Пей­заж с ко­ме­той» (ак­ва­рель, тушь, пе­ро, бе­ли­ла, ГРМ), «Ор­гáн» (из­да­на в ви­де от­крыт­ки; обе 1910), ал­ле­го­ри­ях на те­му вой­ны (1914–16) и ис­пол­нен­ных для ж. «Лу­ко­мо­рье» мрач­ных ал­ле­го­ри­ях на 1914 и 1916. Ув­ле­че­ние Н. иск-вом рус. ам­пи­ра, стрем­ле­ние к клас­сич. оп­ре­де­лён­но­сти за­мет­ны в ри­сун­ках для ж. «Апол­лон» (1910), в ил­лю­ст­ра­ци­ях к кн. «Иг­руш­ки» (1911) и в клас­си­ци­зи­ро­ван­ных, ис­пол­нен­ных под воз­дей­ст­ви­ем гра­фи­ки Ф. П. Тол­сто­го ил­лю­ст­ра­ци­ях к разл. из­да­ни­ям «Ба­сен» И. А. Кры­ло­ва (1911, 1912 и 1913; см. илл. к ст. Ил­лю­ст­ра­ция). В 1912 вме­сте с М. В. До­бу­жин­ским со­вер­шил по­езд­ку по Ук­раи­не, ис­пол­нил мно­го ар­хит. за­ри­со­вок. Офор­мил сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний В. И. Нар­бу­та «Ал­ли­луйя» (1912, 2-е изд., 1922), кни­ги «Со­вре­мен­ная рус­ская гра­фи­ка» С. К. Ма­ков­ско­го и Н. Э. Рад­ло­ва (1914, совм. с С. В. Че­хо­ни­ным) и «Ста­рин­ные усадь­бы Харь­ков­ской гу­бер­нии» (1917) Г. К. Лу­ком­ско­го. Ав­тор мн. си­лу­эт­ных порт­ре­тов (с 1915).

В 1917 Н. уе­хал на Ук­раи­ну, где стал ос­но­во­по­лож­ни­ком нац. шко­лы гра­фи­ки. Со­труд­ни­чал с жур­на­ла­ми «Мис­тец­т­во», «На­ше ми­ну­ле», «Зо­ри», «Солн­це тру­да». В по­след­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва был ув­ле­чён укр. луб­ком и ста­ро­пе­чат­ной кни­гой («Ук­ра­ин­ская аз­бу­ка», тушь, ак­ва­рель, 1917–18; ил­лю­ст­ра­ции к «Энеи­де» И. П. Кот­ля­рев­ско­го, гу­ашь, 1919, ори­ги­на­лы – Харь­ков­ский ху­дож. му­зей); в ар­хит. фан­та­зи­ях (1917–19) от­ра­зи­лись его раз­мыш­ле­ния о тра­гич. кол­ли­зи­ях по­сле­ре­во­лю­ци­он­ных лет. Ав­тор про­ек­тов гер­ба Укр. дер­жа­вы, де­неж­ных зна­ков, ма­рок и др. Проф. (с 1917) и рек­тор (с 1918) Укр. АХ.

Лит.: Бе­лец­кий П. Г. И. Нар­бут. Л., 1985; Сказ­ки и бас­ни в ил­лю­ст­ра­ци­ях Г. Нар­бу­та. М., 2010.

Вернуться к началу