Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ́

ПА́ВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ́, пав­лов­ские ша­ли, тра­ди­ци­он­ный рус. ху­до­же­ст­вен­ный про­мы­сел с цен­тром в г. Пав­лов­ский По­сад Мо­с­ков­ской обл. Из­го­тов­ле­ние плат­ков и са­ра­фан­ных тка­ней, ук­ра­шен­ных ор­на­мен­том из зо­ло­тых ни­тей, из­вест­но в этой ме­ст­но­сти уже с кон. 18 в.; рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло и шёл­ко­тка­че­ст­во. Совр. про­из-во плат­ков и ша­лей в по­са­де Пав­лов­ский (ны­не г. Пав­лов­ский По­сад) с 1860-х гг. на­ла­ди­ли куп­цы Я. И. Лаб­зин и В. И. Гряз­нов. Де­ко­ри­ро­ва­ние тон­ких шер­стя­ных тка­ней в Пав­лов­ском По­са­де ба­зи­ру­ет­ся на древ­них тра­ди­ци­ях нар. руч­ной на­бой­ки (см. илл. к этой статье). В ор­на­мен­ти­ке не­ред­ко ис­поль­зо­вал­ся «ту­рец­кий» узор, вос­хо­дя­щий к тка­ным вост. ша­лям; с 1870-х гг. на­ча­ли пре­об­ла­дать мо­ти­вы бу­ке­тов из са­до­вых цве­тов на­ря­ду с изо­бра­же­нием сти­ли­зо­ван­ных вет­вей, за­вит­ков, фес­тон­ча­тых лент. Цве­точ­ные мо­ти­вы, как пра­ви­ло, за­клю­че­ны в ме­даль­о­ны или до­пол­не­ны впи­сан­ны­ми в ком­по­зи­цию гео­мет­рич. фи­гу­ра­ми из цве­точ­ных гир­лянд. П. п. из­на­чаль­но от­ли­ча­лись вы­ве­рен­ной гар­мо­ни­ей цве­то­вых со­че­та­ний и отд. эле­мен­тов де­ко­ра; окон­ча­тель­но их стиль сло­жил­ся на ру­бе­же 19–20 вв. Ны­не в из­го­тов­ле­нии плат­ков, ша­лей, шар­фов (из шер­сти и шёл­ка), так­же хлоп­ча­то­бу­маж­ных ска­тер­тей мас­те­ра «Пав­ло­во­по­сад­ской пла­точ­ной ма­ну­фак­ту­ры» при­ме­ня­ют тра­фа­рет­ную пе­чать, руч­ную на­бой­ку и на­бив­ку на плос­ко­пе­чат­ных ма­ши­нах; про­во­дит­ся так­же ра­бо­та по вос­ста­нов­ле­нию ри­сун­ков ста­рых пав­лов­ских плат­ков и ша­лей.

Лит.: Ру­дин Н. Г. Пав­лов­ские ша­ли. М., 1979; Тол­сту­хи­на Н. В., По­ло­си­но­ва Т. А. Пав­ло­во­по­сад­ские ша­ли. М., 2007.

Вернуться к началу