Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГА́ЛЛИ-БИББИЕ́НА

Авторы: В. А. Кулаков

ГА́ЛЛИ-БИББИЕ́НА (Galli Bibbiena; Ga­l­li-Bibiena; Galli da Bibbiena), се­мья итал. сце­но­гра­фов, ар­хи­тек­то­ров и жи­во­пис­цев-де­ко­ра­то­ров 2-й пол. 17–18 вв. Пред­ста­ви­те­ли позд­не­го ба­рок­ко, Г.-Б. соз­да­ва­ли пыш­ные ар­хит. де­ко­ра­ции пре­им. для по­ста­но­вок опер-се­риа; бла­го­да­ря дея­тель­но­сти во мно­гих го­ро­дах Ев­ро­пы бы­ли гл. за­ко­но­да­те­ля­ми вку­са в об­лас­ти те­ат­раль­но-де­ко­рац. иск-ва сво­ей эпо­хи.

Ро­до­на­чаль­ник се­мьи – Джо­ван­ни Ма­рия (Стар­ший) (1618 или 1625, Биб­бие­на, близ Бо­ло­ньи – 21.6.1665, Бо­ло­нья), обу­чал­ся в Бо­ло­нье у Ф. Аль­ба­ни и М. Альд­ро­ван­ди­ни. Пи­сал ве­ду­ты, фре­ски (в Па­лац­цо Ко­му­на­ле и ц. дель-Дже­зу в Бо­ло­нье и др.). Его дети – дочь, жи­во­пи­сец Ма­рия Ориа­на (1656–1749), и сы­но­вья, Фер­ди­нан­до и Фран­че­ско, круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли ху­дож. ди­на­стии.

Фер­ди­нан­до (18.8.1657, Бо­ло­нья – 3.1.1743, там же), учил­ся в Бо­ло­нье у М. Альд­ро­ван­ди­ни, К. Чинь­я­ни, Дж. А. Ман­ни­ни, Э. Ри­ва­ни (не­ко­гда ма­ши­ни­ста те­ат­ра в Вер­са­ле) и арх. Дж. Дж. Мон­ти. Ок. 30 лет ра­бо­тал в Пар­ме (с 1697 «пер­вый при­двор­ный ар­хи­тек­тор») и Пья­чен­це, ис­пол­нял де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты (в «Те­ат­ро Фар­не­зе» в Пар­ме, в церк­вах), оформ­лял празд­не­ст­ва, це­ре­мо­нии и спек­так­ли. В 1708 при­гла­шён эрц­гер­цо­гом Кар­лом Ав­ст­рий­ским (бу­ду­щим имп. Кар­лом VI) в Бар­се­ло­ну, за­тем в Ве­ну (1712–16), где оформ­лял спек­так­ли и це­ре­мо­нии. В Ман­туе по­стро­ил «Те­ат­ро Реа­ле» (1731–35). В сце­но­гра­фии, от­ка­зав­шись от ре­нес­санс­но­го прин­ци­па сим­мет­рич­но­го по­ст­рое­ния де­ко­ра­ций, стре­мил­ся к соз­да­нию ди­на­мич­ной про­стран­ст­вен­но­сти за счёт глу­бин­ной диа­го­наль­ной пер­спек­ти­вы, со­вме­ще­ния разл. то­чек зре­ния, жи­во­пис­но­го ил­лю­зио­низ­ма (ра­бо­тал в те­ат­рах Ве­не­ции, Не­апо­ля, Ге­нуи, Бо­ло­ньи, Ту­ри­на, Ми­ла­на, Ман­туи и др.). Его тео­ре­тич. тру­ды об ар­хи­тек­ту­ре и за­ко­нах её пер­спек­тив­но­го изо­бра­же­ния ока­за­ли боль­шое воз­дей­ст­вие на ев­роп. сце­но­гра­фию 18 – нач. 19 вв. Отец сце­но­гра­фов и ар­хи­тек­то­ров Алес­сан­д­ро (1686–1748), Ан­то­нио Лу­и­джи, Джо­ван­ни Ма­рии (Млад­ше­го) (1693 или 1694–1777) и Джу­зеп­пе.

Фран­че­ско (12.12.1659, Бо­ло­нья – 20.1.1739, там же), учил­ся в Бо­ло­нье у Л. Па­зи­нел­ли и К. Чинь­я­ни (1672–73). Ис­пол­нял рос­пи­си церк­вей и двор­цов (Па­лац­цо Фан­туц­ци в Бо­ло­нье, 1678–1684; Па­лац­цо Ду­ка­ле в Пья­чен­це, 1682, и др.). Позд­нее ра­бо­тал в Ри­ме, был при­двор­ным ар­хи­тек­то­ром в Ман­туе. По­стро­ил опер­ные те­ат­ры в Ве­не (1704), Нан­си (1708–09), «Те­ат­ро Фи­лар­мо­ни­ко» в Ве­ро­не (ок. 1715) и «Те­ат­ро Али­бер­ти» в Ри­ме (1720; оба – вме­сте с Ан­то­нио Луиджи). Оформ­лял спек­так­ли при­двор­но­го те­ат­ра в Ве­не, в те­ат­рах Ге­нуи, Не­апо­ля (опе­ры А. Скар­лат­ти), Ми­ла­на, Ве­ро­ны, Ве­не­ции и др. В 1726 вер­нул­ся в Бо­ло­нью, где воз­глав­лял ака­демию Кле­мен­ти­на. Отец сце­но­гра­фа и арх. Джо­ван­ни Кар­ло Си­чи­нио (1717–60), ра­бо­тав­ше­го в Бо­ло­нье, Ми­ла­не и Лис­са­бо­не (с 1752).

Франческо Галли-Биббиена (?). Эскиз архитектурной декорации для придворного театра в Вене (?). Рисунок; темпера. Собрание Тордини (Милан).
Джузеппе Галли-Биббиена. Проект декорации к постановке оперы «Анджелика, победительница Альцины» И. Й. Фукса в Вене. 1716. Гравюра Э. Шаффхаузера.

Джу­зеп­пе (5.1.1696, Пар­ма – нач. 1757, Бер­лин), ра­бо­тал с от­цом в Ве­не над оформ­ле­ни­ем имп. празд­неств и це­ре­мо­ний; с 1727 гл. при­двор­ный ху­дож­ник те­ат­ра. По его про­ек­ту пе­ре­стро­ен Марк­граф­ский те­атр в Бай­рёй­те (1744–1748; так­же де­ко­ра­тив­ные рос­пи­си, совм. с сы­ном Кар­ло) – один из луч­ших со­хра­нив­ших­ся ба­роч­ных те­ат­раль­ных за­лов. За­тем был «пер­вым те­ат­раль­ным ар­хи­тек­то­ром» в Дрез­де­не (по­стро­ил опер­ный те­атр в Цвин­ге­ре, 1737–38, не сохр.; оформ­лял по­ста­нов­ки опер Н. Йом­мелли, И. А. Хас­се и др.); со­труд­ни­чал так­же с те­ат­ра­ми Ве­не­ции (сце­но­гра­фия опер А. Ви­валь­ди, 1742–43), Пра­ги, Бер­ли­на (с 1754), Мюн­хе­на, Лин­ца. Вир­ту­оз­но ис­поль­зо­вал ил­лю­зио­ни­стич. про­стран­ст­вен­ные эф­фек­ты; од­ним из пер­вых при­ме­нил транс­па­рант­ные (про­све­чи­ваю­щие) де­ко­ра­ции. Ав­тор тео­ре­тич. тру­да «Ар­хи­тек­ту­ра и пер­спек­ти­ва» («Architetture e prospettive», 1740–1743). Отец сце­но­гра­фов Кар­ло Иг­на­цио и Фер­ди­нан­до Ан­то­нио (ум. по­сле 1778).

Антонио Луиджи Галли-Биббиена. «Театро Шентифико» («Научный театр») в академии Виргилианав Мантуе. 1767–69.

Ан­то­нио Лу­ид­жи [1.1.1698 (по др. све­де­ни­ям, 16.1.1700), Пар­ма – 28.1.1774, Ми­лан], обу­чал­ся в Бо­ло­нье у Дж. Дж. дель Со­ле, Ф. То­рел­ли и М. А. Фран­че­ски­ни. В 1712–17, 1721–40 и 1745–51 жил в Ве­не; с 1727 «вто­рой при­двор­ный те­ат­раль­ный ар­хи­тек­тор». Со­труд­ни­чал с от­цом и бра­том Джу­зеп­пе в ра­бо­те над оформ­ле­ни­ем опер в при­двор­ном те­ат­ре. Ис­пол­нял жи­во­пис­ный де­кор церк­вей в Ве­не (ц. Св. Пет­ра, 1730–32), Прес­бур­ге (ны­не Бра­ти­сла­ва), Мель­ке, Гур­ке и др.; оформ­лял це­ре­мо­нии (по­гре­бе­ние имп. Кар­ла VI в 1740). Ра­бо­тал так­же в Сие­не (в 1753 по­стро­ил те­атр в Па­лац­цо Пуб­ли­ко; не сохр.), Пис­тое, Ли­вор­но, Пар­ме, Ми­ла­не; во Фло­рен­ции ре­кон­ст­руи­ро­вал «Те­ат­ро дел­ла Пер­го­ла» (1755). В Бо­ло­нье по­стро­ил «Те­ат­ро Ко­му­на­ле» (1756–63), оформ­лял спек­так­ли (опе­ры К. В. Глю­ка, В. Ман­фре­ди­ни и др.), ис­пол­нил рос­пи­си в Па­лац­цо Ко­му­на­ле (1762–63) и др. Чл. ака­де­мии Кле­мен­ти­на. В Саб­био­не­те де­ко­ри­ро­вал ц. Воз­не­се­ния Бо­го­ма­те­ри (1768; воз­мож­но, по эс­ки­зам Фер­ди­нан­до); в Ман­туе по­стро­ил «Те­ат­ро Шен­ти­фи­ко» («На­уч­ный те­атр») в ака­де­мии Вир­ги­лиа­на (1767–69) и фа­сад ц. Сан-Бар­на­ба; ис­пол­нил рос­пись од­но­го из за­лов в Па­лац­цо Ду­ка­ле.

Кар­ло Иг­на­цио (кре­щён 8.2.1721, Ве­на – 1787, Фло­рен­ция), сын и уче­ник Джу­зеп­пе. Ра­бо­тал в Бай­рёй­те (с 1745), Мюн­хе­не (1753–56), Ри­ме, Бо­ло­нье, Лон­до­не; в 1763–72 оформ­лял при­двор­ные спек­так­ли в Бер­ли­не (опе­ры И. А. Хас­се, И. Ф. Аг­ри­ко­лы и др.). За­тем ра­бо­тал в Не­апо­ле, Па­вии (соз­дал план «Те­ат­ро Гран­де», 1773), С.-Пе­тер­бур­ге (до 1778), Сток­голь­ме и Дротт­нинг­холь­ме. Сце­но­гра­фия Кар­ло Г.-Б. от­ме­че­на дроб­но­стью тща­тель­но вы­пи­сан­ных форм и су­хо­ва­то­стью ис­пол­не­ния. В 1767 в Тре­ви­зо у не­го обу­чал­ся П. ди Г. Гон­за­го.

Соч.: Galli-Bibiena F. Varie opere di pro­spettiva… Bologna, [1704]; idem. L’architettura civile preparata sulla geometria… Parma, 1711; idem. Direzione a giovani studenti nel disegno dell’architettura civile. Bologna, 1725; idem. Direzioni delle prospettive teoriche… 2 ed. Bologna, 1753.

Лит.: Hyatt A., Mayor A. The Bibiena family. N. Y., 1945; Hadamowsky F. Die Familie Galli-Bi­biena in Wien. [W.], 1962; Muraro M. T., Po­voledo E. Disegni teatrali dei Bibiena. Ve­nezia, 1970.

Вернуться к началу