Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГВАРИ́НИ

Авторы: И. Е. Путятин
Гварино Гварини. Интерьер капеллы Святой Плащаницы в соборе Сан-Джованни в Турине (подкупольное пространство). Строительство начато в 1668.

ГВАРИ́НИ, Гуа­ри­ни (Guarini) Гва­ри­но (до мо­на­ше­ст­ва – Ка­мил­ло) (17.1.1624, Мо­де­на – 6.3.1683, Ми­лан), итал. ар­хи­тек­тор. В воз­рас­те 15 лет всту­пил в мо­на­ше­ский ор­ден теа­тин­цев; го­ды по­слуш­ни­че­ст­ва про­вёл в Ри­ме (1639–48). Зна­ком­ст­во с про­из­ве­де­ния­ми Ф. Бор­ро­ми­ни и его иде­ей дра­ма­ти­за­ции ар­хит. про­стран­ст­ва оп­ре­де­ли­ло творч. уст­рем­ле­ния Г. В 1648–55 был свя­щен­ни­ком, пре­по­да­вал фи­ло­со­фию и уча­ст­во­вал в ре­кон­ст­рук­ции ц. Сан-Вин­чен­цо с при­мы­каю­щим к ней мо­на­сты­рём теа­тин­цев (совм. с Б. Аван­ци­ни) в Мо­де­не. В 1660–1662 – в Мес­си­не; по­стро­ил ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­нун­циа­та и мо­на­стыр­ские зда­ния (раз­ру­ше­ны зем­ле­тря­се­ни­ем в 1908). На Си­ци­лии Г. по­зна­ко­мил­ся со слож­ной кон­ст­рук­тив­ной сис­те­мой сво­дов араб. по­стро­ек. В 1662–66 по­се­тил Па­риж с це­лью строи­тель­ст­ва ц. Св. Ан­ны (инж. А. М. Валь­пер­га; не сохр.). В 1666 пе­ре­ехал в Ту­рин, где вёл строи­тель­ст­во капел­лы Св. Пла­ща­ни­цы (с 1668) и др. (в т. ч. Па­лац­цо Ка­ринь­я­но, 1679–83; в 19 в. слу­жил зда­ни­ем пер­во­го итал. пар­ла­мен­та), соз­дал мн. ар­хит. про­ек­ты. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ту­рин­ских по­стро­ек Г. – ц. Сан-Ло­рен­цо (1668–1687), в ко­то­рой он впер­вые ис­поль­зо­вал кон­ст­рук­цию двой­но­го ку­по­ла, по­лу­чив­шую за­тем рас­про­стра­не­ние в цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре Зап. Ев­ро­пы и Рос­сии: внутр. ку­пол с реб­ри­стой ос­но­вой в ви­де 8-ко­неч­ной звез­ды; сквозь от­вер­стия в нём ви­ден внеш­ний ку­пол, ос­ве­щён­ный скры­ты­ми ок­на­ми. Сим­во­ли­че­ски эта сис­те­ма изо­бра­жа­ла гар­мо­нич­но соз­дан­ный зем­ной мир, сквозь ко­то­рый от­кры­ва­ет­ся мир не­ви­ди­мый, не­бес­ный. Го­тич. ме­то­ды рас­чё­та свод­ча­тых кон­ст­рук­ций со­еди­ня­лись у Г. с клас­сич. лек­си­кой ар­хит. форм, ори­ги­наль­но впи­сан­ных в слож­ные гео­мет­рич. ком­по­зи­ции. Его по­след­нее про­из­ве­де­ние – Па­лац­цо Ду­ка­ле в Мо­де­не (1681). В позд­них ра­бо­тах Г. де­кор при­об­ре­та­ет клас­си­ци­стич. чер­ты, что сбли­жа­ет их с ар­хи­тек­ту­рой 18 в. Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный гра­ви­ров. чер­те­жа­ми трак­тат Г. по ар­хи­тек­ту­ре был из­дан в 1737, что спо­соб­ст­во­ва­ло из­вест­нос­ти его твор­че­ст­ва в сер. – 2-й пол. 18 в. (в т. ч. в Рос­сии).

Соч.: La Pietà Trionfante. Messina, 1660; Pla­cita philosophica. P., 1665; Euclides adauctus. Tau­rinorum, 1671; Modo di misurare le fab­ri­che. Torino, 1674; Compendio della sfera ce­leste. Torino, 1675; Trattato di fortificatione... To­rino, 1676; Leges temporum et planetarum. Tau­rinorum, 1678; Coelestis mathematicae. Me­dio­lani, 1683; Disegni d’architettura civile et ecclesiastica. Torino, 1686. Torino, 1966; Archi­tettura civile... Torino, 1737. Mil., 1968.

Лит.: Portoghesi P. G. Guarini. Mil., 1956; G. Guarini e l’internazionlità del barocco. To­ri­no, 1970. Vol. 1–2; Müller C. Unendlichkeit und Transzendenz in der Sakralarchitektur Gua­rinis. Hildesheim u. a., 1986; Meek H. A. G. Gua­rini and his architecture. New Haven; L., 1988.

Вернуться к началу