Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГЕРА́СИМОВ

Авторы: А. М. Муратов
С. В. Герасимов. «Колхозный праздник». 1937. Третьяковская галерея (Москва).

ГЕРА́СИМОВ Сер­гей Ва­силь­е­вич [14(26).9.1885, Мо­жайск – 20.4.1964, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик, нар. худ. СССР (1958), д. чл. АХ СССР (1947). Учил­ся в Стро­га­нов­ском уч-ще (1901–1907) и в МУЖВЗ (1907–12) у С. В. Ива­но­ва и К. А. Ко­ро­ви­на, А. Е. Ар­хи­по­ва; од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся ли­то­гра­фи­ей у С. С. Гла­го­ля. Чл. об-ва «Ма­ко­вец» (1922–25), Об-ва моск. ху­дож­ни­ков (1926–29; так­же уч­ре­ди­тель), АХР (1930–32). Уча­ст­ник вы­ста­вок «Мо­с­ков­ско­го са­ло­на», объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1921) и др. В ран­ний пе­ри­од ис­пол­нял пре­им. ак­ва­ре­ли («В ле­су», 1908, КГ, Тверь; пей­за­жи Се­ве­ра Рос­сии, 1913). По­сле 1917 уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии ре­во­люц. празд­неств (пан­но «Хо­зя­ин зем­ли» для зда­ния Моск. гор. ду­мы, 1918). Пи­сал порт­ре­ты-ти­пы («Фрон­то­вик», 1926, ГТГ), ис­то­ри­ко-ре­во­люц. и жан­ро­вые кар­ти­ны, пей­за­жи и на­тюр­мор­ты. Зна­чит. часть про­из­ве­де­ний по­свя­ще­на кре­сть­я­нам: се­рия ав­то­ли­то­гра­фий «Му­жи­ки» (изд. 1920), по­лот­на «Хлеб наш на­сущ­ный» (1921), «Кре­сть­я­нин в кар­ту­зе» (1925, оба – ГРМ), «Кол­хоз­ный сто­рож» (1933, ГТГ). Эти про­из­ве­де­ния, как и эпич. кар­ти­на «Клят­ва си­бир­ских пар­ти­зан» (1933, ГРМ), вы­ра­зи­тель­ной обоб­щён­но­стью фор­мы и су­мрач­ной мо­но­хром­но­стью ко­ло­ри­та пред­вос­хи­ща­ют су­ро­вый стиль. В даль­ней­шем ко­ло­рит Г. при­об­рёл оп­ти­ми­стическое, ма­жор­ное зву­ча­ние в кар­тинах, вос­пе­ваю­щих сча­ст­ли­вую жизнь («Кол­хоз­ный празд­ник», 1937, ГТГ, се­реб­ря­ная ме­даль Все­мир­ной вы­став­ки в Па­ри­же, 1937). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны соз­дал тра­гич. по­лот­но «Мать пар­ти­за­на» (1943–50, ГТГ, зо­ло­тая ме­даль Все­мир­ной вы­став­ки в Брюс­се­ле, 1958). Бу­ду­чи про­дол­жа­те­лем тра­ди­ций пей­заж­ной жи­во­пи­си Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков, Г. мно­го ра­бо­тал с на­ту­ры в разл. ре­гио­нах стра­ны; осо­бен­но вы­де­ля­ют­ся мас­тер­ст­вом в пе­ре­да­че пленэр­ных эф­фек­тов по­этич­ные пей­за­жи, вы­пол­нен­ные на ро­ди­не ху­дож­ни­ка: «Лёд про­шёл» (1945), «На­ча­ло ап­ре­ля» (1952, КГ, Одес­са), се­рия «Мо­жай­ские пей­за­жи» (1954–64). В тех­ни­ке чёр­ной ак­ва­ре­ли ис­пол­нил ил­лю­ст­ра­ции к про­из­веде­ни­ям Н. А. Не­кра­со­ва (по­эма «Ко­му на Ру­си жить хо­ро­шо», 1933–36) и М. Горь­ко­го («Де­ло Ар­та­мо­но­вых», 1939–54); за них на­гра­ж­дён зо­ло­той ме­да­лью Все­мир­ной вы­став­ки в Брюс­се­ле (1958). Пре­по­да­вал в Мо­ск­ве – в ху­дож. шко­лах (с 1912), во Вху­те­ма­се-Вху­теи­не (1920–29), По­ли­гра­фич. ин-те (1930–1936), МХИ (1936–50; проф. с 1940), МВХПУ (1950–64). Ле­нин­ская пр. (1966, посм.). В Мо­жай­ске от­крыт ме­мо­ри­аль­ный Дом-му­зей ху­дож­ни­ка.

Соч.: Об ис­кус­ст­ве. Сб. ста­тей. М., 1973.

Лит.: Ще­ко­тов Н. С. В. Ге­ра­си­мов. М.; Л., 1944; Ра­зу­мов­ская С. С. В. Ге­ра­си­мов. М., 1951; Га­луш­ки­на А. С. С. В. Ге­ра­си­мов. Л., 1964; С. В. Ге­ра­си­мов. Аль­бом. Л., 1975.

Вернуться к началу