Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГОЛУ́БКИНА

А. С. Голубкина. «Портрет Л. И. Сидоровой». Мрамор. 1906. Третьяковская галерея (Москва).

ГОЛУ́БКИНА Ан­на Се­мё­нов­на [16(28).1.1864, За­райск Ря­зан­ской губ. – 7.9.1927, там же], рос. скульп­тор. Учи­лась в Клас­сах изящ­ных ис­кусств А. О. Гун­ста в Мо­ск­ве (1889–90) у С. М. Вол­ну­хи­на, в МУЖВЗ (1891–94) у С. И. Ива­но­ва, в пе­терб. АХ (1894) у В. А. Бек­ле­ми­ше­ва, за­тем в Па­ри­же – в ака­де­мии Ф. Ко­ла­рос­си (1895–96) и у О. Ро­де­на (1897–1898, 1900). В 1903 по­се­ти­ла Лон­дон для оз­на­ком­ле­ния с иск-вом Древ­не­го Егип­та и Ас­си­рии. Ра­бо­та­ла пре­им. в Мо­ск­ве; бы­ла экс­по­нен­том объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1900–02), чл. Моск. об-ва лю­би­те­лей ху­до­жеств, Моск. т-ва ху­дож­ни­ков. В твор­че­ст­ве Г. от­ра­зи­лись глу­бо­ко ин­ди­ви­ду­аль­ное и цель­ное ви­де­ние ду­хов­ной жиз­ни рус. об­ще­ст­ва 1900–1910-х гг., про­ни­зы­ваю­щие его на­строе­ния тре­вож­но­го ожи­да­ния. Ис­пол­нен­ные ею порт­ре­ты (гли­на, гипс, брон­за, мра­мор, де­ре­во) от­ме­че­ны уг­луб­лён­ным пси­хо­ло­гиз­мом, пла­стич. яс­но­стью форм: В. В. Пе­ре­плёт­чи­ков (1899), М. Ю. Лер­мон­тов (1900), С. Т. Мо­ро­зов (1902), А. Бе­лый (1907), А. Н. Тол­стой, А. М. Ре­ми­зов (оба 1911), Вяч. И. Ива­нов (1914), Л. Н. Толстой (1927) и др. Ав­тор го­рель­е­фа «Пло­вец» («Вол­на» или «Мо­ре жи­тей­ское», гипс, 1919), по­ме­щён­ного над вхо­дом в МХТ; в нём им­прес­сио­ни­стич. те­ку­честь фор­мы со­че­та­лась с об­ра­ще­ни­ем к сим­во­ли­ке в ду­хе сти­ля мо­дерн. Сре­ди ком­по­зи­ций – «Иду­щий че­ло­век» (1903), «Плен­ни­ки» (1908), «Вда­ли му­зы­ка и ог­ни» (1910). При­ни­ма­ла дея­тель­ное уча­стие в ре­во­люц. дви­же­нии 1905–07; при­го­во­ре­на в 1907 к го­ду за­клю­че­ния (ос­во­бо­ж­де­на по бо­лез­ни). По за­ка­зу Моск. к-та РСДРП вы­пол­ни­ла бюст К. Мар­кса (1905). По­сле 1917 бы­ла од­ним из ор­га­ни­за­то­ров Об-ва моск. скульп­то­ров-ху­дож­ни­ков (1918) и Об­ще­ст­ва рус­ских скульп­то­ров (1926); ра­бо­та­ла в об­лас­ти скульп­ту­ры ма­лых форм, соз­да­ла про­ект па­мят­ни­ка А. Н. Ост­ров­ско­му для Мо­ск­вы (1923), ком­по­зи­цию «Бе­рёз­ка» (1927), ряд порт­ретов. Пре­по­да­ва­ла в Мо­ск­ве с 1901 (в т. ч. на Пре­чис­тен­ских ра­бо­чих кур­сах, 1913–16, и во Вху­те­ма­се, 1918–22).

Лит.: Лукь­я­нов С. И. Жизнь А. С. Го­луб­ки­ной. М., 1975; А. С. Го­луб­ки­на. Пись­ма. Не­сколь­ко слов о ре­мес­ле скульп­то­ра. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1983; Ка­мен­ский А. А. А. Го­луб­ки­на: Лич­ность. Эпо­ха. Скульп­ту­ра. М., 1990; Ма­хов Н. М. Скульп­ту­ра А. С. Го­луб­ки­ной… М., 2000.

Вернуться к началу