Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КЛЕ́Е

Авторы: В. А. Крючкова
П. Клее. «Ad Parnassum» [«К Парнасу»]. 1932. Художественный музей (Берн).

КЛЕ́Е (Klee) Па­уль (18.12.1879, Мюн­хен­бух­зе, близ Бер­на – 29.6.1940, Му­раль­то, близ Ло­кар­но), швейц. жи­во­пи­сец, гра­фик и тео­ре­тик иск-ва. Учил­ся в Мюн­хе­не у Г. Книр­ра и в АХ (1898–1901) у Ф. фон Шту­ка. Со­вер­шив в 1901–02 по­езд­ку в Ита­лию, вер­нул­ся в Берн, где за­ни­мал­ся гл. обр. гра­фи­кой (се­рия гра­вюр на цин­ке «Ин­вен­ции», 1903–04). По­сле пре­бы­ва­ния в Па­ри­же (1905) и Бер­ли­не (1906) обос­но­вал­ся в Мюн­хе­не, где сбли­зил­ся с В. В. Кан­дин­ским, Ф. фон Мар­ком, А. Мак­ке и примк­нул к объ­еди­не­нию «Си­ний всад­ник» (в 1911). При вто­ром по­се­ще­нии Па­ри­жа (1912) со­стоя­лось его зна­ком­ст­во с Р. Де­ло­не, с жи­во­пи­сью П. Пи­кас­со, Ж. Бра­ка и А. Рус­со.

Важ­ным со­бы­ти­ем в творч. био­гра­фии К. ста­ла его по­езд­ка в Ту­нис (1914), где про­бу­дил­ся ко­ло­ри­стич. дар ху­дож­ни­ка; с это­го вре­ме­ни он ак­тив­но за­нял­ся жи­во­пи­сью. В ак­ва­ре­лях и кар­ти­нах К. варь­и­ро­вал те­мы сев.-афр. при­ро­ды и ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ры, дос­ти­гая вы­со­кой сте­пе­ни аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния в ли­ней­но-рит­ми­че­ской и ко­ло­ри­стич. пе­ре­ра­бот­ке ис­ход­но­го мо­ти­ва («По мо­ти­ву Хам­ма­ме­та», 1914, Ху­дож. му­зей, Ба­зель, и др.). По­сле про­хо­ж­де­ния во­ен. служ­бы (1917–18) К. вер­нул­ся в Мюн­хен, где в 1920 со­стоя­лась его боль­шая пер­со­наль­ная вы­став­ка. В том же го­ду в Бер­ли­не вы­шла его кн. «Твор­че­ская ис­по­ведь» («Schöpferische Konfession»; на­пи­са­на в 1918).

В 1920 К. по при­гла­ше­нию В. Гро­пиу­са при­сту­пил к пре­по­да­ва­тель­ской ра­бо­те в Бау­хау­зе (в Вей­ма­ре и Дес­сау), где ру­ко­во­дил пе­ре­плёт­ной мас­тер­ской, а за­тем мас­тер­ской жи­во­пи­си по стек­лу. К. раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную тео­рию фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, ос­но­ван­ную на пред­став­ле­нии о един­ст­ве за­ко­нов, управ­ляю­щих про­цес­са­ми мор­фо­ге­не­за в при­ро­де и в ху­дож. твор­че­ст­ве; из­ло­жил её в кн. «Пу­ти изу­че­ния при­ро­ды» («Wege des Naturstudiums», 1923), вы­те­каю­щие из неё ме­то­ды по­строе­ния ди­на­ми­че­ски раз­ви­ваю­щей­ся фор­мы обоб­щил в «Кни­ге пе­да­го­ги­че­ских эс­ки­зов» («Pädago­gi­sches Skizzenbuch», 1925). В 1924 К. всту­пил в ос­но­ван­ное В. В. Кан­дин­ским ху­дож. объ­е­ди­не­ние «Си­няя чет­вёр­ка» (на­ря­ду с А. Г. Яв­лен­ским и Л. Фей­нин­ге­ром).

П. Клее. «Красные и белые купола». Акварель. 1914. Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф).

Пе­ри­од ра­бо­ты в Бау­хау­зе был вре­ме­нем наи­выс­ших творч. дос­ти­же­ний К. В ка­ж­дой из его ком­по­зи­ций по­сле­до­ва­тель­но вы­дер­жи­ва­ют­ся прин­ци­пы сис­тем­ной ор­га­ни­за­ции, внут­ри ко­то­рой воз­ни­ка­ют фи­гу­ра­тив­ные об­ра­зы как ре­зуль­тат зри­тель­ной ин­тер­пре­та­ции фор­маль­ных струк­тур. «Па­рал­лель­ные фи­гу­ра­ции» в ра­бо­тах К. соз­да­ют сво­его ро­да ин­тер­фе­рен­цию: на­ло­же­ние ви­зу­аль­ных эле­мен­тов по­ро­ж­да­ет неск. ря­дов ил­лю­зор­ных об­ра­зов-ми­ра­жей («Ко­ме­дия», 1921, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; «Ма­ги­че­ский те­атр», 1923, Ху­дож. му­зей, Берн; «Шут в тран­се», 1929, Му­зей Люд­ви­га, Кёльн, и др.). Не­ко­то­рые ра­бо­ты стро­ят­ся на мо­ти­вах вост. иск-ва – пер­сид­ской ми­ниа­тю­ры, ке­ра­ми­ки («Пей­заж с жёл­ты­ми пти­ца­ми», 1923, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Швей­ца­рия; «Зо­ло­тая рыб­ка», 1925, Кун­ст­хал­ле, Гам­бург).

Ра­бо­ты К. на­пол­не­ны ис­то­ри­ко-куль­тур­ны­ми ал­лю­зия­ми. В них от­ра­зи­лись по­зна­ния ху­дож­ни­ка в об­лас­ти ми­ро­вой лит-ры, фи­ло­со­фии, ми­фо­ло­гии, а так­же впе­чат­ле­ния от пу­те­ше­ст­вий. Так, в вет­вя­щей­ся ком­по­зиц. струк­ту­ре по­лот­на «Глав­ный и околь­ные пу­ти» (1929, Му­зей Люд­ви­га, Кёльн) от­об­ра­же­но не­кое сум­мар­ное пред­став­ле­ние о при­ро­де и ис­то­рии Егип­та. В кар­ти­не «Ad Parnas­sum» (1932, Ху­дож. му­зей, Берн) ан­тич­ные ре­ми­нис­цен­ции сли­ва­ют­ся с вос­по­ми­на­ния­ми о мо­заи­ках Ра­вен­ны и Ве­не­ции. «От­кры­тая кни­га» (1930, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк) вы­зы­ва­ет ас­со­циа­ции с ин­ку­на­бу­лой, с древ­ни­ми ка­мен­ны­ми пли­та­ми, хра­ня­щи­ми та­ин­ст­вен­ные пись­ме­на. Не­ко­то­рые его аб­ст­рак­ции за­ду­ма­ны как зри­тель­ные эк­ви­ва­лен­ты то­наль­ных и рит­мич. от­но­ше­ний в му­зы­ке («Пер­спек­ти­ва ком­на­ты с оби­та­те­ля­ми», 1921, Ху­дож. му­зей, Берн; «Ста­рин­ное зву­ча­ние. Аб­ст­рак­ция на чёр­ном фо­не», 1925, Ху­дож. му­зей, Ба­зель).

В 1931 К., по­ки­нув Бау­ха­уз, стал проф. дюс­сель­дорф­ской АХ. В 1933 он вер­нул­ся в Берн. В по­след­ний пе­ри­од, не­смот­ря на тя­жё­лое за­бо­ле­ва­ние, мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с тех­ни­ка­ми жи­во­пи­си, ра­бо­тал мас­ля­ны­ми, клее­вы­ми, вос­ко­вы­ми крас­ка­ми по джу­то­вой, де­ре­вян­ной, бу­маж­ной ос­но­ве. Кар­ти­ны это­го вре­ме­ни от­ли­ча­ют­ся пре­дель­ной ла­ко­нич­но­стью ук­руп­нён­ных форм («Лю­бов­ная песнь в но­во­лу­ние», 1939, Ху­дож. му­зей, Берн; «Го­лос из эфи­ра», 1939, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон, и др.). В ра­бо­тах, вы­пол­нен­ных не­за­дол­го до смер­ти и про­ник­ну­тых тра­гич. пред­чув­ст­вия­ми, фор­ма ре­ду­ци­ру­ет­ся до не­сколь­ких рос­чер­ков чёр­ной крас­ки, раз­ры­ваю­щих, по­доб­но тре­щи­нам, кар­тин­ную плос­кость («Смерть и огонь», 1940, Ху­дож. му­зей, Берн).

Соч.: Über die moderne Kunst. Bern, 1945; Tagebücher, 1898–1918. Z., 1957; Form-und Gestaltungslehre / Hrsg. J. Spiller. [2. Aufl.]. Ba­sel, 1970. Bd 1–2; Briefe an die Familie. Köln, 1979. Bd 1–2.

Лит.: Kahnweiler D.-H. Klee. P.; L., 1950; Grohmann W. P. Klee. [Stuttg.], 1954; P. Klee: Leben und Werk in Dokumenten. Z., 1960; Geel­haar C. P. Klee and the Bauhaus. Bath, 1973; Glaesemer J. P. Klee: Handzeichnungen. Bern, 1973–1984. Bd 1–3; Geelhaar C. P. Klee: Leben und Werk. Köln, 1974; Plant M. Klee: figures and faces. L., 1978; Haxthausen C. W. P. Klee: the formative years. N. Y.; L., 1981; Ka­gan A. A. Klee: art and music. N. Y., 1983; Jordan J. M. P. Klee and cubism. Princeton; Guildford, 1984; Verdi R. Klee and nature. L., 1984; Ше­ва­лье Д. П. Клее. М., 1995.

Вернуться к началу