Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАВИ́Д-ГАРЕ́ДЖА

Авторы: П. С. Павлинов
Давид-Гареджа. Фрагмент росписи церкви Благовещения монастыря Удабно. Ок. 1280.
Давид-Гареджа. Пещеры монастыря Удабно.

ДАВИ́Д-ГАРЕ́ДЖА, ком­плекс пе­щер­ных мо­на­сты­рей, ки­но­вий и ке­лий на гра­ни­це Гру­зии и Азер­бай­джа­на (бóльшая часть на тер­ри­то­рии Гру­зии), в 60 км к вос­то­ку от Тби­ли­си. Пред­став­ля­ет со­бой сот­ни вы­долб­лен­ных в ска­лах по­ме­ще­ний на про­тя­же­нии бо­лее 40 км вдоль скло­нов Га­ред­жий­ско­го кря­жа. Древ­ней­ший мо­на­стырь Д.-Г. – лав­ра Да­ви­да, ос­но­ван сир. мо­на­хом св. Да­ви­дом, од­ним из 12 уче­ни­ков св. Ио­ан­на Зе­даз­не­ли, при­шед­ших с ним в Иве­рию в сер. 6 в. (Пре­об­ра­жен­ская ц., 6 в., рас­ши­ре­на при игу­ме­не Ил­ла­рио­не Карт­ве­ли в сер. 9 в.; ко­ло­коль­ня, сте­ны с баш­ня­ми 17 в.). Уче­ни­ки и по­сле­до­ва­те­ли св. Да­ви­да свя­тые До­до и Лу­ки­ан ос­но­ва­ли мо­на­сты­ри До­дос-Рка и На­тлис-Мце­ме­ли (Ио­ан­на Кре­сти­те­ля). Сре­ди мо­на­сты­рей, соз­дан­ных в 10–13 вв.: Удаб­но, Чич­хи­ту­ри, Бер­ту­ба­ни (на тер­ри­то­рии Азер­бай­джа­на). В не­ко­то­рых мо­на­сты­рях строи­тель­ст­во про­дол­жа­лось до нач. 19 в. Мн. церк­ви и тра­пез­ные по­кры­ты рос­пи­ся­ми (8–14 вв.), вклю­чаю­щи­ми порт­рет­ные изо­бра­же­ния кти­то­ров и до­на­то­ров (ца­ри­ца Та­ма­ра с сы­ном Ге­оргием IV Ла­ши из мон. Бер­ту­ба­ни, 1212–1213; ко­пии Т. С. Щер­ба­то­вой-Ше­вя­ковой в Му­зее ис­кусств Гру­зии, Тби­ли­си; царь Ди­мит­рий II Са­мо­по­жерт­во­ва­тель в ц. Бла­го­ве­ще­ния мон. Уда­бно, ок. 1280). Ран­ние рос­пи­си мон. До­дос-Рка (9–10 вв.) со­вме­ща­ют стро­гую ико­но­пис­ную ма­не­ру с ар­ха­ич­ной ико­но­гра­фи­ей («Хри­стос во сла­ве» в кон­хе апсиды). Рос­пи­сям пе­рио­дов рас­цве­та жи­во­пис­ной шко­лы Д.-Г. (кон. 10–11, нач. 13 вв.) при­су­щи про­сто­та ком­по­зи­ции, сдер­жан­ная мо­де­ли­ров­ка форм, си­лу­эт­ность ри­сун­ка, свет­лый ко­ло­рит с пре­им. ло­каль­ны­ми го­лу­бым, зе­лё­ным, ры­же­ва­то-крас­ным, зо­ло­ти­сто-ох­ри­стым цве­та­ми (сце­ны «Жи­тия св. Да­ви­да Га­ред­жий­ско­го» в церк­ви мон. Удаб­но, 11 в.). В Д.-Г. най­де­ны по­кры­тые рель­е­фа­ми ка­мен­ные сте­лы – ос­но­ва­ния кре­стов (сте­ла со сце­ной охо­ты св. Ев­ста­фия, 5–6 вв., Му­зей ис­то­рии Гру­зии, Тби­ли­си). Мо­на­сты­ри силь­но по­стра­да­ли во вре­мя на­ше­ст­вий сель­джу­ков (11 в.), мон­го­лов (1265), Та­мер­ла­на (кон. 14 в.), пер­сов (в пас­халь­ную ночь 1617 по при­ка­за­нию ша­ха Аб­ба­са I за­руб­ле­ны 600 ино­ков), лез­гин (18 в.), а так­же в 1948–1991, ко­гда на тер­ри­то­рии Д.-Г. рас­по­ла­гал­ся во­енный по­ли­гон. Угас­шая в 1920-х гг., мо­на­ше­ская жизнь во­зоб­но­ви­лась в 1990-е гг.

 

Лит.: Чу­би­на­шви­ли ГН. Пе­щер­ные мо­на­сты­ри Да­вид-Га­ред­жи / Рис. Е. Е. Лан­се­ре. Тб., 1948.

Вернуться к началу