Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛИ́БЕРМАН

Авторы: Е. Д. Федотова

ЛИ́БЕРМАН (Liebermann) Макс (20.7.1847, Бер­лин – 8.2.1935, там же), нем. жи­вопи­сец, гра­фик, чл. (1898–1932) и пре­зи­дент (1920–32) Прус. АХ в Бер­ли­не. Изу­чал фи­ло­со­фию в Бер­лин­ском ун-те и од­но­вре­мен­но брал уро­ки жи­во­пи­си у К. Штеф­фе­ка (1866–68); в 1868–1872 учил­ся в Ху­дож. шко­ле в Вей­ма­ре у П. Ту­ма­на и Ф. В. Пау­вел­са. В 1872–78 жил в Па­ри­же (с 1874 ра­ботал в Бар­би­зо­не); не­од­но­крат­но бы­вал в Ни­дер­лан­дах (с 1872; ко­пи­ро­вал кар­ти­ны Ф. Хал­са), так­же по­се­тил Ве­не­цию (1878), Фло­рен­цию и Рим (1902). Ра­бо­тал в Мюн­хе­не (с 1878), Бер­ли­не (с 1884). В 1898 при­нял уча­стие в соз­да­нии бер­лин­ско­го Се­цес­сио­на (до 1911 пре­зи­дент). С 1912 поч. д-р Бер­лин­ско­го ун-та. В 1932 Л. вы­шел из со­ста­ва Прус. АХ; по­сле 1933 боль­шин­ст­во его про­из­ве­де­ний бы­ло изъ­я­то из нем. му­зе­ев.

М. Либерман. «Амстердамские белошвейки». 1885. Штеделевский институт (Франкфурт-на-Майне).

Л. на­чи­нал как мас­тер бы­то­вых сцен из жиз­ни кре­сть­ян, ре­мес­лен­ни­ков, ры­ба­ков («Сбор­щи­цы кар­то­фе­ля», 1875, Ху­дож. му­зей, Дюс­сель­дорф; «Льно­пря­диль­ня в Ла­ре­не», 1886–87, Гос. му­зеи, Бер­лин; «По­чин­ка се­тей», 1889, Кун­ст­хал­ле, Гам­бург, и др.). В этих про­из­веде­ни­ях за­мет­но ув­ле­че­ние жи­во­пи­сью М. Мун­ка­чи (по­се­тил его в 1871 в Дюс­сель­дор­фе), Ж. Ф. Мил­ле, Г. Кур­бе, Й. Ис­ра­эл­са, А. фон Мен­це­ля. Изо­бра­жая фи­гу­ры в пей­за­же («Ева», 1882, Кун­ст­хал­ле, Гам­бург; «Де­воч­ка с ко­ро­вой», ГМИИ), Л. при­да­вал сце­нам из по­все­днев­но­сти ли­рич. ок­ра­ску. Под вли­я­ни­ем франц. им­прес­сио­низ­ма с сер. 1880-х гг. ко­ло­рит его по­ло­тен ста­но­вит­ся бо­лее свет­лым и яр­ким, но фи­гу­ры ещё не ут­ра­чи­ва­ют пла­стич. объ­ём­но­сти; кар­ти­ны на­пи­са­ны пас­тоз­ным маз­ком, пе­ре­даю­щим мно­го­об­ра­зие све­то­цве­то­вых эф­фек­тов («Ам­стер­дам­ские бе­ло­швей­ки», 1885, Ште­де­лев­ский ин-т, Фра­нк­фурт-на-Май­не; «Сад с под­сол­неч­ни­ком», 1895, Ху­дож. му­зей, Дюс­сель­дорф). В позд­них ра­бо­тах Л. («Сад в Ван­зее», Гор. му­зей, Цвик­кау, 1910-е гг., и др.) очер­та­ния фи­гур и фор­мы яр­ких, буй­но цве­ту­щих рас­те­ний са­да те­ря­ют свою оп­ре­де­лён­ность в за­ли­том сол­неч­ным све­том про­стран­ст­ве. В иной ма­не­ре, с ис­поль­зо­ва­ни­ем тём­ной ко­ло­ри­стич. гам­мы на­пи­са­ны порт­ре­ты Л. (бур­го­ми­ст­ра К. Пе­тер­се­на, 1891, Кунст­хал­ле, Гам­бург; В. фон Бо­де, 1904, Гос. му­зеи, Бер­лин; Р. Де­ме­ля, 1909; Ф. Зо­ер­бу­ха, 1932, оба – Кун­ст­хал­ле, Гам­бург; ав­то­порт­ре­ты).

Сре­ди его гра­фич. ра­бот – ли­то­гра­фии на во­ен. те­му (1914–16), порт­ре­ты  (в т. ч. А. Эйн­штей­на, 1925), ил­лю­ст­ра­ции к про­из­ве­де­ни­ям И. В. Гё­те, Г. фон Клей­ста, Г. Гей­не.

Соч.: Gesammelte Schriften. B., 1922; Die Phan­tasie in der Malerei: Schriften und Reden. B., 1986.

Лит.: Für M. Liebermann: 1874–1935. (Cat.). B., 1985; Busch G. M. Liebermann: Maler, Zeich­ner, Graphiker. Fr./M., 1988; Bunge M. M. Lie­bermann als Künstler der Farbe: eine Un­ter­suchung zum Wesen seiner Kunst. B., 1990; Eberle M. M. Liebermann: Werkverzeichnis der Gemälde und Ölstudien. Münch., 1995–1996. Bd 1–2; Meissner G. M. Liebermann. Lpz., 2008.

Вернуться к началу