Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ОТТО́НОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ»

Авторы: А. В. Пожидаева (архитектура и изобразительное искусство), М. Р. Ненарокова (литература)

«ОТТО́НОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ», куль­тур­ный подъ­ём (ок. 950 – ок. 1050) на тер­ри­то­рии Во­сточ­но-Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва и Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии в пе­ри­од прав­ле­ния Сак­сон­ской ди­на­стии. Ук­ре­п­ле­ние го­су­дар­ст­вен­но­сти, свя­зан­ное с об­ра­зо­ва­ни­ем Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии гер­ман­ской на­ции по­сле дли­тель­но­го кри­зи­са нач. 10 в., со­про­во­ж­да­лось рас­цве­том при­двор­ной куль­ту­ры по об­раз­цу про­све­щён­но­го дво­ра Кар­ла I Ве­ли­ко­го и об­ра­зо­ва­ни­ем гор. со­бор­ных школ, уст­ро­ен­ных на­по­до­бие мо­на­стыр­ских школ «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния». Об­щее для всей Ев­ро­пы ожи­да­ние кон­ца све­та в 1000 про­яв­ля­лось в Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии как в эс­ха­то­ло­ги­че­ских на­строе­ни­ях, так и в раз­ви­тии им­пер­ских ам­би­ций. Для их реа­ли­за­ции иск-во «О. в.» об­ра­ща­ет­ся к куль­ту­ре и иск-ву «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния», ран­не­хри­сти­ан­ско­го пе­рио­да и (от­час­ти) Ви­зан­тии. Тер­мин «воз­ро­ж­де­ние», т. о., ещё ме­нее со­от­вет­ст­ву­ет су­ти яв­ле­ния, чем в слу­чае с «Ка­ро­линг­ским ре­нес­сан­сом», по­сколь­ку «О. в.» бы­ло на­прав­ле­но не столь­ко на воз­ро­ж­де­ние куль­ту­ры от­да­лён­но­го про­шло­го, сколь­ко на про­дол­же­ние тра­ди­ции не­по­сред­ст­вен­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков.

Архитектура и изобразительное искусство

Церковь Святых Петра и Павла в Нидерцелле. Сер. 11 века.
Церковь Святого Пантелеимона в Кёльне. 964–980.

В цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре «О. в.» со­су­ще­ст­ву­ют неск. ти­пов зда­ний. Уни­каль­ной по­строй­кой, пред­вос­хи­щаю­щей тип зре­лой ро­ман­ской ба­зи­ли­ки, яв­ля­ет­ся крип­та Ви­пер­та в Квед­лин­бур­ге (936), по­стро­ен­ная в фор­ме ко­рот­кой свод­ча­той ба­зи­ли­ки с об­хо­дом хо­ра и че­ре­до­ва­ни­ем силь­ных и сла­бых опор. Раз­ви­тие и со­вер­шен­ст­во­ва­ние ка­ро­линг­ско­го ти­па цер­ков­но­го зда­ния мож­но ви­деть на при­ме­рах церк­вей Св. Пан­те­леи­мо­на в Кёль­не (964–980), Св. Ки­риа­ка в Герн­ро­де (пос­ле 959–965), Св. Ми­хаи­ла в Хиль­дес­хай­ме (пос­ле 1010–1033), ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой ба­зи­ли­ки с пло­ски­ми стро­пиль­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми, с дву­сто­рон­ней ори­ен­та­ци­ей (ал­тар­ные ап­си­ды рас­по­ло­же­ны как на вос­точ­ной, так и на зап. сто­ро­не) и с вест­вер­ком, с че­ре­дую­щи­ми­ся опо­ра­ми, квад­рат­ны­ми баш­ня­ми над сре­док­ре­сти­ем и круг­лы­ми или вось­ми­гран­ны­ми – у вет­вей тран­сеп­тов. Сна­ру­жи при­ме­ня­ет­ся лишь са­мый про­стой де­кор – т. н. лом­бард­ский (пло­ская сле­пая ар­ка­да). В ин­терь­е­ре сре­док­ре­стия от­де­ля­ют от не­фов по­ло­са­тые ар­ки ка­ро­линг­ско­го ти­па. В про­дол­же­ние ран­не­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции тон­ко­стен­ной ба­зи­ли­ки на ко­лон­нах воз­во­дят­ся церк­ви на о. Рай­хе­нау на Бо­ден­ском оз.: Св. Ге­ор­гия в Обер­цел­ле (за­ло­же­на ок. 900, за­вер­ше­на к 1000), Свя­тых Ма­рии и Мар­ка в Мит­тель­цел­ле (до 1048) и Свя­тых Пет­ра и Пав­ла в Ни­дер­цел­ле (сер. 11 в.); о ка­ро­линг­ском на­сле­дии в них на­по­ми­на­ют лишь двой­ная ори­ен­та­ция и не­вы­со­кие баш­ни над сре­док­ре­сти­ем. На­ко­нец, ряд по­стро­ек сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем двор­цо­вой имп. ка­пел­лы Кар­ла Ве­ли­ко­го в Ахе­не: её уп­ро­щён­ную ко­пию пред­став­ля­ет со­бой ка­пел­ла в Отт­марс­хей­ме (1049), час­тич­ную ци­та­ту – хор мо­на­стыр­ской ц. Трои­цы в Эс­се­не (1039–58). По­сле же­нить­бы имп. От­то­на II на ви­зант. ца­рев­не Фео­фа­но в ар­хи­тек­ту­ру про­ни­ка­ют ви­зант. влия­ния – ред­кий при­мер пол­но­стью свод­ча­той ба­зи­ли­ки на ко­лон­нах пред­став­ля­ет со­бой ка­пел­ла Св. Вар­фо­ло­мея в Па­дер­бор­не (1017), по­стро­ен­ная ви­зант. мас­те­ра­ми. Ар­хи­тек­ту­ра «О. в.» со­су­ще­ст­ву­ет с «пер­вым ро­ман­ским сти­лем» за пре­де­ла­ми им­пе­рии, так­же вы­зван­ным к жиз­ни ак­тив­ной дея­тель­но­стью мо­на­сты­рей и подъ­ё­мом строи­тель­ст­ва по­сле кри­зи­са 1-й пол. 10 в. 

Архив БРЭ «Колонна Бернварда». Ок. 1020. Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме. 
«Эссенская Дева». Ок. 980. Дерево, листовое золото. Эссенский собор. Архив БРЭ

В кон. 10 в. скла­ды­ва­ют­ся ус­той­чи­вые фор­мы скульп­тур­но­го де­ко­ра цер­ков­но­го ин­терь­е­ра: на­дал­тар­ные де­ре­вян­ные «Рас­пя­тия» («Рас­пя­тие Ге­ро» из Кёль­на, вос­про­из­во­дя­щее, по-ви­ди­мо­му, ико­но­гра­фию ви­зант. ми­ниа­тю­ры или таб­лет­ки из сло­но­вой кос­ти, меж­ду 969 и 976), не­боль­шие ста­туи-ре­ли­к­ва­рии («Эс­сен­ская Де­ва», ок. 980, Эс­сен­ский со­бор, де­ре­во, лис­то­вое зо­ло­то), мо­ну­мен­таль­ные кан­де­ляб­ры для пас­халь­ной све­чи [сде­лан­ная по об­раз­цу рим. ко­лон­ны Трая­на «ко­лон­на Берн­вар­да» (по име­ни за­каз­чи­ка еп. Берн­вар­да Хиль­дес­хайм­ско­го) в ц. Св. Ми­хаи­ла в Хиль­дес­хай­ме, ок. 1020], ан­те­пен­диу­мы («Зо­ло­той ал­тарь» Ген­ри­ха II для Ба­зель­ско­го со­бо­ра, 1002–19, ны­не в Му­зее Клю­ни в Па­ри­же), ук­ра­шен­ные брон­зо­вы­ми рель­е­фа­ми две­ри [«Хиль­дес­хайм­ские вра­та» с па­рал­лель­ны­ми цик­ла­ми сю­же­тов из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов в ц. Св. Ми­хаи­ла в Хиль­дес­хай­ме (меж­ду 1008 и 1015), вдох­нов­лён­ные рим. ран­не­хри­сти­ан­ски­ми рез­ны­ми две­ря­ми ба­зи­ли­ки Сан­та-Са­би­на]. В скульп­ту­ре ма­лых форм пре­об­ла­да­ют рез­ные ок­ла­ды из сло­но­вой кос­ти (т. н. Бер­лин­ский дип­тих, пос­лед­няя четв. 10 в., Гос. му­зеи, Бер­лин) и зо­ло­тые вы­нос­ные рас­пя­тия, ук­ра­ше­ния ко­то­рых не­ред­ко вклю­ча­ют в се­бя ан­тич­ные гем­мы, ка­меи и др. [крест Хе­ри­бер­та Кёльн­ско­го (по­след­няя четв. 10 в.) с ла­зу­ри­то­вой го­лов­кой имп. Ли­вии (нач. 1 в. н. э.), сокро­вищ­ни­ца со­бо­ра, Кёльн]. Хро­нист Ра­дульф Глабр упо­ми­на­ет зо­ло­тую сфе­ру, ко­то­рой ко­ро­но­вал па­па Бе­не­дикт Ген­ри­ха II в 1014. Она бы­ла сде­ла­на в фор­ме яб­ло­ка с гем­ма­ми, увен­чан­но­го зо­ло­тым кре­стом.

Хро­ни­сты упо­ми­на­ют ок. 30 фре­ско­вых ан­самб­лей от­то­нов­ско­го пе­рио­да, но до на­ших дней дош­ли лишь не­мно­гие фраг­мен­ты. Един­ст­вен­ный прак­ти­че­ски пол­но­стью со­хра­нив­ший­ся цикл – рос­пи­си не­фа ц. Св. Ге­ор­гия на о. Рай­хе­нау (ок. 1000), по­свя­щён­ные чу­де­сам Хри­ста и род­ст­вен­ные по про­грам­ме ка­ро­линг­ской рос­пи­си в ц. Св. Ио­ан­на в Мюс­таи­ре (ок. 800). Гл. вид жи­во­пи­си «О. в.» – ми­ниа­тю­ра книж­ная, пре­об­ла­даю­щий тип кни­ги – еван­ге­лиа­рий (кни­га еван­гель­ских чте­ний на ли­тур­гии) с длин­ным но­во­за­вет­ным цик­лом из пол­но­стра­нич­ных ми­ниа­тюр. В ру­ко­пи­сях, за­ка­зан­ных для имп. дво­ра, обя­за­тель­но при­сут­ст­во­ва­ли по­свя­ти­тель­ные ми­ниа­тю­ры с изо­бра­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра на тро­не в ок­ру­же­нии ал­ле­го­рий про­вин­ций Им­пе­рии (Еван­ге­лиа­рий От­то­на III, ок. 1000, Гос. б-ка, Бам­берг).

«Христос во славе». Миниатюра Евангелия Хитды. 1000–20. Библиотека земли Гессен (Дармштадт).

На ру­бе­же 10–11 вв. скла­ды­ва­ет­ся неск. школ ми­ниа­тю­ры. Шко­ла Рай­хе­нау вы­пол­ня­ла б. ч. им­пе­ра­тор­ских и епи­скоп­ских за­ка­зов. Её стиль сфор­ми­ро­вал­ся на ос­но­ве син­те­за ка­ро­линг­ских, ви­зант. и ран­не­хри­сти­ан­ских об­раз­цов. Уже ран­ние па­мят­ни­ки этой шко­лы (Ко­декс Эг­бер­та, 985, Гор. б-ка, Трир) де­мон­ст­ри­ру­ют его чер­ты: за­ме­на ар­хи­тек­тур­но-пей­заж­ной сре­ды на аб­ст­ракт­ные зо­ло­тые или рас­свет­но-ро­зо­вые фо­ны, из­ме­не­ние про­пор­ций фи­гур, сбли­же­ние их с позд­ним рим. порт­ре­том (уве­ли­че­ние раз­ме­ров глаз, под­чёрк­ну­тая жес­ти­ку­ля­ция), «аб­ст­ракт­ная экс­прес­сия» поз и жес­тов, пред­вос­хи­щаю­щая зре­лый ро­ман­ский стиль. Ла­ко­нич­ность по­ве­ст­во­ват. сцен со­че­та­ет­ся с оби­ли­ем пер­сони­фи­ка­ций в сце­нах дог­ма­ти­че­ско­го и по­свя­ти­тель­но­го ха­рак­те­ра (ми­ниа­тю­ры «Рай­ские ре­ки» и «Ис­точ­ник жиз­ни» в Бам­берг­ском еван­ге­ли­арии, Гос. б-ка, Бам­берг), пер­со­ни­фи­ка­ция Церк­ви в «Ком­мен­та­рии на Песнь Пес­ней» (кон. 10 в., там же). Клас­сич. при­ме­ры зре­ло­го сти­ля Рай­хе­нау (т. н. груп­па Лиу­та­ра) пред­став­ля­ют со­бой Еван­ге­лиа­рий От­то­на III, Бам­берг­ский апо­ка­лип­сис (ок. 1000–20, Гос. б-ка, Бам­берг) и Пе­ри­ко­пы Ген­ри­ха II (нач. 11 в., Ба­вар­ская нац. б-ка, Мюн­хен), чьи ми­ниа­тю­ры ха­рак­те­ри­зу­ют­ся пол­ным ис­чез­но­ве­ни­ем про­стран­ст­вен­ных пла­нов (так, го­род Наин в сце­не «Вос­кре­ше­ние сы­на вдо­вы» в Еван­ге­ли­арии От­то­на III ока­зы­ва­ет­ся ви­ся­щим на зо­ло­том фо­не), со­кра­ще­ни­ем чис­ла пер­со­на­жей при со­хра­не­нии ви­зант. ико­но­гра­фии, ви­зио­нер­ской экс­прес­си­ей в не­сю­жет­ных сце­нах (так, в Еван­ге­лиа­рии От­то­на III фор­ми­ру­ет­ся осо­бая ико­но­гра­фия еван­ге­ли­ста, вос­се­даю­ще­го на тро­не в ок­ру­же­нии про­ро­ков у ис­то­ка од­ной из рай­ских рек). Ми­ниа­тю­ры шко­лы Ре­генс­бур­га час­то при­об­ре­та­ют функ­цию бо­го­слов­ско­го ком­мен­та­рия (Еван­ге­лиа­рий аб­ба­ти­сы Уты, 1-я четв. 11 в., Ба­вар­ская нац. б-ка, Мюн­хен). Так, лист «Рас­пя­тие с Жиз­нью и Смер­тью» раз­де­лён на ус­лов­ные гео­мет­рич. по­ля, за­пол­нен­ные ал­ле­го­рич. фи­гу­ра­ми Жиз­ни, Смер­ти, Церк­ви, Си­на­го­ги, Солн­ца, Лу­ны и др. В сце­не ко­ро­но­ва­ния Ген­ри­ха II из его Ко­ро­на­ци­он­но­го лек­цио­на­рия (1-я четв. 11 в., Ба­вар­ская нац. б-ка, Мюн­хен) взаи­мо­на­ло­же­ние двух сцен («Воз­не­се­ние с Хри­стом и ан­ге­ла­ми» и «Им­пе­ра­тор с пред­стоя­щи­ми») на ней­траль­ном ор­на­мен­таль­ном по­ле ро­ж­да­ет но­вый смысл не­бес­ной ин­ве­сти­ту­ры им­пе­ра­то­ра. Ми­ниа­тю­ры шко­лы Кёль­на (Еван­ге­лие Хит­ды, 1000–1020, Б-ка зем­ли Гес­сен, Дарм­штадт) в наи­боль­шей сте­пе­ни свя­за­ны с влия­ния­ми ви­зант. ми­ниа­тю­ры, им свой­ст­вен­ны пла­стич­ность, объ­ём­ность фи­гур, изы­скан­ная раз­бе­лён­ность ко­ло­ри­та, сво­бо­да и ди­на­ми­ка ком­по­зи­ций (так, в сце­не «Бу­ря на мо­ре Га­ли­лей­ском» лод­ка с со­рван­ным па­ру­сом пе­ре­се­ка­ет по­ле лис­та по диа­го­на­ли), от­сут­ст­вие ус­лов­но­сти и ие­ра­тиз­ма др. школ от­то­нов­ской ми­ниа­тю­ры. «О. в.» – по­след­ний из «сред­не­ве­ко­вых ре­нес­сан­сов», сум­ми­ро­вав­ший опыт пре­ды­ду­щих «воз­ро­ж­де­ний» и во мно­гом пред­оп­ре­де­лив­ший чер­ты зре­ло­го ро­ман­ско­го сти­ля как в ар­хи­тек­ту­ре, так и в изо­бра­зит. иск-ве.

Литература

«О. в.» но­си­ла в осн. ре­лиг. ха­рак­тер. Ак­тив­но раз­ви­ва­лась агио­гра­фия; вы­ра­ба­ты­ва­лись разл. ти­пы жи­тий (жи­тие епи­ско­па, мо­на­ха, от­шель­ни­ка, свя­той же­ны и т. д.); при этом замет­ны стрем­ле­ние со­хра­нить ис­то­рич. дос­то­вер­ность, ин­те­рес к лич­но­сти свя­то­го, оби­лие био­гра­фич. де­та­лей («Жи­тие св. Эд­мун­да, ко­ро­ля и му­че­ни­ка» Аб­бо­на Фле­рий­ско­го). Жи­тия наи­бо­лее по­чи­тае­мых свя­тых пе­ре­пи­сы­ва­лись в со­от­вет­ст­вии с но­вым ка­но­ном («Жи­тие св. Гри­го­рия Ту­рон­ско­го» Оди­ло­на Клю­ний­ско­го). В свя­зи с воз­рас­та­ни­ем ро­ли епи­ско­па­та соз­да­ва­лись жи­тия ос­но­ва­те­лей мо­на­сты­рей и по­кро­ви­те­лей дио­це­зов («Жи­тие св. Фоль­куи­на, епи­ско­па Тар­венн­ско­го» Фоль­куи­на Лобб­ско­го). Цер­ков­ная ре­фор­ма 10 в. («бе­не­дик­тин­ское воз­ро­ж­де­ние») при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию жи­тий-био­гра­фий, в ко­то­рых жизнь свя­то­го яв­ля­ла не толь­ко при­мер для под­ра­жа­ния, но и под­твер­жде­ние пра­виль­но­сти пре­об­ра­зо­ва­ний в цер­ковной жиз­ни (ано­ним­ное «Жи­тие св. Дун­ста­на»). Цер­ков­ное ис­то­рио­пи­са­ние в этот пе­ри­од раз­ви­ва­лось в ви­де ис­то­рий отд. дио­це­зов и мо­на­сты­рей («О дея­ни­ях на­стоя­те­лей Лобб­ско­го мо­на­сты­ря» Фоль­куи­на Лобб­ско­го). По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ис­то­рич. по­ве­ст­во­ва­ния об отд. на­ро­дах («Дея­ния сак­сов» Ви­ду­кин­да Кор­вей­ско­го); био­гра­фич. со­чи­не­ния, про­слав­ляю­щие ди­на­стию От­то­нов. Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли «О. в.» – по­этес­са Хрот­сви­та, ав­тор по­эмы «Песнь о дея­ни­ях От­то­на», сти­хотв. пе­ре­ло­же­ний жи­тий свя­тых («Ис­то­рия стра­да­ния св. Аг­не­ты»), «ко­ме­дий» на жи­тий­ные те­мы, а так­же ис­то­рик Ли­ут­пранд Кре­мон­ский (10 в.). В 11 в. поя­вил­ись пер­вый ев­роп. ры­цар­ский ро­ман в лат. сти­хах «Ру­од­либ» и лат. лю­бов­ная ли­ри­ка («Кем­бридж­ские пес­ни»). 

Лит.: Beumann H. Widukind von Korvei: Un­tersuchungen zur Geschichtsschreibung und Ideengeschichte des 10. Jahrhunderts. Weimar, 1950; Michalka E. Studien über Intention und Gestaltung in den dramatischen Werken Hrot­s­vits von Gandersheim. Hdlb., 1968; Dodwell CR. Painting in Europe, 800 to 1200. [Har­mondsworth], 1971; Le Siècle de l’an mil. P., 1973; Bryan GB. Ethelwold and medieval music-drama at Winchester. Berne, 1981; Beck­with J. Early medieval art: Carolingian, Ot­tonian, Romanesque. N. Y., 1985; Brunhölzl F. Histoire de la littérature Latine du Moyen Age. [Turnhout], 1991. Vol. 2; Il secolo di ferro: mito e realtа del secolo 10. Spoleto, 1991. Vol. 1–2; Mayr-Harting H. Ottonian book illumination. L.; N. Y., 1991. Vol. 1–2; Ис­кус­ст­во ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья / Сост. Ц. Г. Нес­сель­штра­ус. СПб., 2000; Riché P. L’Europe de l’an mil. [Orléans], 2001; Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры X–XI в. М., 2011.

Вернуться к началу