Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПОЛЯКО́В

Авторы: И. В. Чепкунова
Фото Д. В. Соловьёва Л. М. Поляков (совместно с архитектором А. Б. Борецким). Гостиница «Ленинградская» в Москве. 1949–52.

ПОЛЯКО́В Ле­о­нид Ми­хай­ло­вич [8(21).8.1906, С.-Пе­тер­бург – 19.6.1965, Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, д. чл. АА СССР (1950). Окон­чил Вху­те­ин в Ле­нин­гра­де (1929). Пе­ре­ехал в Мо­ск­ву в 1933 с груп­пой уче­ни­ков В. А. Щу­ко и В. Г. Гельф­рей­ха для про­ек­ти­ро­ва­ния зда­ния Двор­ца Со­ве­тов. Па­рал­лель­но уча­ст­во­вал в ра­бо­те над про­ек­та­ми И. А. Фо­ми­на: са­на­то­рия в Со­чи (1935), зда­ния СМ УССР в Кие­ве (1934–38), стан­ции моск. мет­ро­по­ли­те­на «Те­ат­раль­ная» (1938) и др. До кон. 1930-х гг. по­сле­до­ва­тель­но раз­ви­вал идеи об­нов­ле­ния ар­хи­тек­ту­ры на ба­зе «ос­вое­ния на­сле­дия», ра­бо­тая в рус­ле сов. не­о­клас­си­циз­ма («про­ле­тар­ской клас­си­ки»): стан­ция мет­ро «Кур­ская-ра­ди­аль­ная» (1938), ар­ка гл. вхо­да ВСХВ (1939; обе в Мо­ск­ве) и др. В 1948–50 гл. ар­хи­тектор Се­ва­сто­по­ля, где по его про­ек­ту осу­ще­ст­в­ле­на за­строй­ка просп. На­хи­мо­ва и Боль­шой Мор­ской ул. (1948–51; совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми Е. П. Ву­лы­хом, В. В. Пе­ле­ви­ным, В. А. Пет­ро­вым, И. С. Са­мой­ло­вой). В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од, в рус­ле об­ще­го раз­ви­тия сов. ар­хи­тек­ту­ры, П. об­ра­тил­ся к язы­ку сти­ля ам­пир, ко­то­рый, по его мне­нию, пол­нее все­го вы­ра­жал нац. свое­об­ра­зие рус. куль­ту­ры; жи­лой дом, вес­ти­бюль мет­ро или пром. ком­плекс он стре­мил­ся пре­вра­тить в па­мят­ник эпо­хе, «разъ­яс­няя» его по­свя­ще­ние раз­но­об­раз­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми сред­ст­ва­ми. Сре­ди по­стро­ек это­го пе­рио­да – гос­ти­ни­ца «Ле­нин­град­ская» (1949–52; совм. с арх. А. Б. Бо­рец­ким), стан­ции мет­ро «Ка­луж­ская» (ны­не «Ок­тябрь­ская-коль­це­вая»; 1950) и «Ар­бат­ская» Ар­бат­ско-По­кров­ской ли­нии (1953, совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми Пе­ле­ви­ным, Ю. П. Зен­ке­ви­чем и др.; все в Мо­ск­ве), «Пуш­кин­ская» в Ле­нин­гра­де (1950–55; совм. с Пет­ро­вым), со­ору­же­ния Вол­го-Дон­ско­го су­до­ход­но­го ка­на­ла и Цим­лян­ско­го гид­ро­уз­ла (1950–52) и др.

По­сле по­ста­нов­ле­ния ЦК КПСС и СМ СССР «Об уст­ра­не­нии из­ли­шеств в про­ек­ти­ро­ва­нии» (1955) П. ока­зал­ся од­ним из не­мно­гих, чья проф. дея­тель­ность бы­ла под­верг­ну­та рез­кой кри­ти­ке; его и А. Б. Бо­рец­ко­го ли­ши­ли зва­ния лау­ре­а­тов Гос. пр. СССР, при­су­ж­дён­ной им за про­ект гос­ти­ни­цы «Ле­нин­град­ская». П. со­сре­до­то­чил­ся на пе­да­го­гич. ра­бо­те в Моск. центр. ху­дож.-пром. уч-ще (с 1948 Моск. выс­шее ху­дож.-пром. уч-ще; 1947–50 и 1958–65; проф. с 1963). Гос. пр. СССР (1949, 1950). На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1952).

Лит.: Жу­рав­лев А. М. Л. М. По­ля­ков // Зод­чие Мо­ск­вы. М., 1988. Кн. 2; По­ля­ко­ва А. Л. К 100-ле­тию со дня ро­ж­де­ния Л. М. По­ля­ко­ва // Ар­хи­тек­тур­ный вест­ник. 2007. № 4(97); она же. Ар­хи­тек­тор Л. М. По­ля­ков. М., 2008.

Вернуться к началу