Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РАЙТ

РАЙТ (Wright) Фрэнк Ллойд (8.6.1867, Рич­ленд-Сен­тер, штат Вис­кон­син – 9.4.1959, Фи­никс), амер. ар­хи­тек­тор. Проф. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в чи­каг­ских ар­хит. мас­тер­ских Дж. Л. Силс­би (про­ек­ти­ро­вал до­ма с не­ре­гу­ляр­ным пла­ном и «пе­ре­те­каю­щим» из по­ме­ще­ния в по­ме­ще­ние про­стран­ст­вом) и Л. Сал­ли­ве­на (соз­давал зда­ния про­стых гео­мет­рич. форм). На Р. так­же по­влия­ла тра­диц. япон. ар­хи­тек­ту­ра с её пря­мо­уголь­ной мо­дуль­ной сет­кой и чле­не­ни­ем внутр. про­стран­ст­ва до­ма с по­мо­щью па­рал­лель­ных и пер­пен­ди­ку­ляр­ных друг дру­гу «плос­ко­стей» – раз­движ­ных эк­ра­нов и ширм. На ос­но­ве этих ком­по­нен­тов он вы­ра­бо­тал свою ар­хит. па­ра­диг­му, ко­то­рую от­но­сил к ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ре и опи­сал в од­но­им. очер­ке («Organic architecture», 1910); так­же она под­ра­зу­ме­ва­ла ин­те­гра­цию зда­ния в ланд­шафт и раз­мы­ва­ние гра­ниц ме­ж­ду ин­терь­е­ром и внеш­ним про­стран­ст­вом, ис­поль­зо­ва­ние ма­те­риа­лов со­глас­но их при­род­ным свой­ст­вам. Эта кон­цеп­ция от­ра­зи­лась уже в ран­них по­строй­ках Р. – «до­мах пре­рий» (по на­зва­нию об­раз­цо­во­го про­ек­та Р. «Дом в го­ро­де сре­ди пре­рий», 1900, опубл. в 1901) с го­ри­зон­таль­ной слож­но­со­став­ной ком­по­зи­ци­ей, от­ка­зом от сим­мет­рии, кры­ша­ми с низ­ким про­фи­лем и боль­шим вы­но­сом, «пе­ре­те­каю­щи­ми» друг в дру­га по­ме­ще­ния­ми, ог­ра­ни­зо­ван­ны­ми во­круг гл. ком­на­ты с ка­ми­ном: особ­ня­ки У. Уил­лит­са в Хай­ленд-Пар­ке, штат Ил­ли­нойс (1902–03), Д. Мар­ти­на в Буф­фа­ло, штат Нью-Йорк (1904–05), Ф. Ро­би в Чи­ка­го (1908–10), собств. за­го­род­ный дом «Та­лие­син» в шта­те Вис­кон­син (1911, пе­ре­стро­ен) и др. В этот же пе­ри­од Р. воз­вёл кон­тор­ское зда­ние для ком­па­нии «Larkin» в Буф­фа­ло (1906; не сохр.) и ц. «Храм един­ст­ва» в Ок-Пар­ке, штат Ил­ли­нойс (1906–1907). Для сво­их по­стро­ек Р. не­ред­ко соз­да­вал ди­зайн ме­бе­ли, вит­ра­жей и др. В 1909–10 в Ев­ро­пе Р. под­го­то­вил к пе­ча­ти из­да­ние сво­их про­ек­тов; его идеи по­влия­ли на Л. Мис ван дер Роэ, Ле Кор­бю­зье и В. Гро­пиу­са.

Фото Stephen Matthew Milligan Ф. Л. Райт. Лабораторная башня компании «Johnson Wax» в Расине, штат Висконсин. 1950.

Отель «Им­пе­ри­ал» в То­кио (1923; не сохр.) и до­ма из бе­тон­ных бло­ков с рель­еф­ны­ми узо­ра­ми в ду­хе ар­хи­тек­ту­ры до­ко­лум­бо­вой Аме­ри­ки [А. Барн­с­делл (Хол­ли­хок-ха­ус, 1919–21), Ч. Эн­ни­са (1924); оба в Лос-Анд­же­ле­се, и др.] отра­зи­ли воз­ник­ший у Р. ин­те­рес к ор­на­мен­ту. В го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии Р. об­ра­тил­ся к пре­по­да­ва­нию: ос­но­вал в «Та­лие­си­не» ар­хит. шко­лу (1932), чи­тал лек­ции (в т. ч. в Прин­стон­ском ун-те, 1930). То­гда же Р. пред­ло­жил кон­цеп­цию де­зур­ба­ни­за­ции в тру­де «Ис­че­заю­щий го­род» («The disappearing city», 1932). Его про­ект «Го­ро­да ши­ро­ких го­ри­зон­тов» (1932–59) – де­цен­тра­ли­зо­ван­ное са­мо­дос­та­точ­ное по­се­ле­ние с низ­кой плот­но­стью за­строй­ки; ба­зу для его воз­ник­но­ве­ния Р. ви­дел в рас­про­стра­не­нии в США лич­но­го ав­то­транс­пор­та и раз­ви­тии совр. средств ком­му­ни­ка­ции. Позд­ние по­строй­ки Р. от­ли­ча­ет бо­лее сме­лое фор­мо­об­ра­зо­ва­ние. Мно­го­уров­не­вая вил­ла Э. Ка­уф­ма­на в Милл-Ра­не близ Питтс­бур­га («Дом над во­до­па­дом»; 1936–39) с на­ви­саю­щи­ми над во­дой тер­ра­са­ми пол­но­стью от­кры­та в при­род­ное ок­ру­же­ние (см. илл. к ст. Ар­хи­тек­ту­ра). В адм. зда­нии ком­па­нии «Johnson Wax» в г. Ра­син, штат Вис­кон­син (1936–1939), гл. зал, пе­ре­кры­тия ко­то­ро­го под­дер­жи­ва­ют тон­кие ко­лон­ны с ши­ро­ки­ми «зон­тич­ны­ми» ка­пи­те­ля­ми, ос­ве­ща­ет­ся толь­ко свер­ху сквозь про­ёмы, за­бран­ные пла­сти­ко­вы­ми труб­ка­ми, и рас­по­ло­жен­ны­ми там же све­тиль­ни­ка­ми. Ком­плекс мас­тер­ской и шко­лы Р. «Та­лие­син Уэст» в Скот­сдей­ле, штат Ари­зо­на (1937–59), впи­сан в пус­тын­ное ок­ру­же­ние с по­мо­щью со­че­та­ния бе­то­на с ме­ст­ным кам­нем; над чер­тёж­ны­ми по­ме­ще­ния­ми на­тя­нут холст, фильт­рую­щий сол­неч­ный свет. В позд­них ра­бо­тах Р. ис­поль­зо­вал тре­уголь­ный (Уни­та­ри­ан­ская ц. в Шор­вуд-Хил­се, штат Вис­кон­син, 1949–51; си­на­го­га Бет-Шо­лом в Эл­кинс-Пар­ке, штат Пен­силь­ва­ния, 1956–59) и ше­сти­уголь­ный (дом П. и Дж. Хан­на в Стан­фор­де, штат Ка­ли­фор­ния, 1937–61) мо­ду­ли. Те­ма спи­раль­но­го пан­ду­са наи­бо­лее пол­но раз­ра­бо­та­на Р. в му­зее С. Гуг­ген­хей­ма в Нью-Йор­ке (про­ект, с 1943; 1956–59), где вы­ста­воч­ные про­стран­ст­ва ор­га­ни­зо­ва­ны вдоль не­го (см. илл. к ст. Гуг­ген­хейм). Мо­ти­вы по­лу­кру­жия и кру­га встре­ча­ют­ся в до­ме Г. Джей­коб­са «Сол­неч­ный по­лу­круг» в Мид­лто­не, штат Вис­кон­син (1946–48), адм. ком­плек­се ок­ру­га Ма­рин в Сан-Ра­фе­ле, штат Ка­ли­фор­ния (1962 и 1969), греч. ц. Бла­го­ве­ще­ния в Ми­луо­ки, штат Вис­кон­син (1959–61). К круп­ным ан­самб­лям от­но­сит­ся кам­пус Юж. кол­лед­жа Фло­ри­ды в Лейк­лен­де, штат Фло­ри­да («Ди­тя солн­ца»; 1938–1950-е гг.). Мно­го­этаж­ные по­строй­ки Р. от­ли­ча­ет дре­во­вид­ная кон­ст­рук­ция с бе­тон­ным «ство­лом», к ко­то­ро­му при­кре­п­ле­ны «вет­ки»-эта­жи (ла­бо­ра­тор­ная баш­ня «Johnson Wax» в Ра­си­не, 1950; Прайс-тау­эр в Барт­лс­вил­ле, штат Ок­ла­хо­ма, 1953–56; не­реа­ли­зо­ван­ный про­ект «Баш­ня вы­со­той в 1 ми­лю» для Чи­ка­го, 1956). С сер. 1930-х гг. раз­ра­ба­ты­вал про­ек­ты прак­тич­ных и до­ступ­ных «юсо­ни­ан­ских» до­мов, уп­ро­щён­ный ва­ри­ант «до­мов пре­рий» с пло­ски­ми кры­ша­ми и со­вме­щён­ны­ми гос­ти­ной и сто­ло­вой, по­вли­яв­шие на мас­со­вое жи­лищ­ное строи­тель­ст­во в США (дом Г. Джей­коб­са в Ма­ди­со­не, штат Вис­кон­син, 1937, и мн. др.). Сы­но­вья Р. – ар­хи­тек­то­ры Ллойд Райт (1890–1978) и Джон Ллойд Райт (1892–1972).

Соч.: An autobiography. N. Y., 1932; A testa­ment. N. Y., 1957; Бу­ду­щее ар­хи­тек­ту­ры. М., 1960.

Лит.: Гольд­штейн А. Ф. Ф. Л. Райт. М., 1973; Ausgeführte Bauten und Entwürfe von F. L. Wright. 2. Aufl. Tüb., 1998; Huxtable A. L. F. L. Wright. N. Y., 2004; Пфайф­фер Б. Б. Ф. Л. Райт. Ар­хи­тек­ту­ра де­мо­кра­тии. М., 2006; Pfeiffer B. B., Gössel P. F. L. Wright: the complete works. Köln, 2010. Vol. 1–3.

Вернуться к началу