Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РЕН

Авторы: Е. П. Посвянская

РЕН (Wren) Кри­сто­фер (20.10.1632, Ист-Нойл, граф­ст­во Уилт­шир – 25.2.1723, Лон­дон), англ. ар­хи­тек­тор, ас­тро­ном, ма­тема­тик, фи­зик. Ро­дил­ся в се­мье при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка. В 1649–53 учил­ся в Уо­дем-кол­лед­же в Окс­фор­де. В 1653–57 пре­по­да­вал в окс­форд­ском кол­лед­же Олл-Со­улс (Всех Душ), в 1657–61 проф. ас­тро­но­мии в Гре­шем-кол­лед­же (Лон­дон), где стал од­ной из центр. фи­гур «экс­пе­рим. фи­лос. клу­ба» «Не­ви­ди­мый кол­ледж», пре­об­ра­зо­ван­но­го по­сле рес­тав­ра­ции мо­нар­хии в Лон­дон­ское ко­ро­лев­ское об­ще­ст­во (пре­зи­дент в 1680–82). В 1661–73 док­тор и проф. ас­тро­но­мии в кол­лед­же Олл-Со­улс.

К. Рен. Собор Св. Павла в Лондоне. 1675–1711. Фото Д. В. Соловьёва

По­во­рот Р. к ар­хит. прак­ти­ке про­изо­шёл в 1660–63, ко­гда ко­роль Карл II при­влёк его в ка­че­ст­ве экс­пер­та по во­про­сам фор­ти­фи­ка­ции и строи­тель­ст­ва (в т. ч. для оцен­ки воз­мож­но­сти ре­кон­ст­рук­ции Свя­то­го Пав­ла со­бо­ра в Лон­до­не). Круп­ней­ший мас­тер англ. ба­рок­ко, Р. не по­лу­чил ар­хит. об­ра­зо­ва­ния и про­ек­ти­ро­вал со­ору­же­ния, опи­ра­ясь на трак­та­ты Вит­ру­вия, А. Пал­ла­дио, на свои зна­ния экс­пе­рим. мо­де­ли­ро­ва­ния, ма­те­ма­ти­ки и ме­ха­ни­ки. Са­мые ран­ние ар­хит. ра­бо­ты Р. – ча­сов­ня Пем­брок-кол­лед­жа в Кем­брид­же (1663–65) и Шел­до­нов­ский те­атр в Окс­фор­де в ду­хе др.-рим. ам­фи­те­ат­ров, с уни­каль­ной кон­ст­рук­ци­ей по­тол­ка, ими­ти­рую­щей не­бо (1664–69). Ис­пол­нил так­же ряд ар­хит. про­ек­тов для уни­вер­си­те­тов, в т. ч. б-ки Три­ни­ти-кол­лед­жа в Кем­брид­же (1676–1684) и за­вер­ше­ния «Баш­ни То­ма» кол­лед­жа Крайст-черч в фор­мах го­ти­ки в Окс­фор­де (1681–82).

В 1665 Р. по­се­тил Па­риж, где по­зна­ко­мил­ся с дос­ти­же­ния­ми франц. ар­хи­тек­ту­ры то­го вре­ме­ни. По воз­вра­ще­нии вы­пол­нил про­ект ку­по­ла для со­бо­ра Св. Пав­ла, но по­жар 1666 унич­то­жил со­бор вме­сте со всем цен­тром Лон­до­на. Р. раз­ра­бо­тал про­ект ре­кон­ст­рук­ции сто­ли­цы (1666, не реа­ли­зо­ван), пред­по­ла­гав­ший его пе­ре­строй­ку на ос­но­ва­нии ре­гу­ляр­но­го пла­на с соз­да­ни­ем сис­те­мы па­рад­ных пер­спек­тив. Как пред­ста­ви­тель ко­ро­ля, Р. (на­ря­ду с ар­хи­тек­то­ра­ми Р. Прат­том и Х. Мэ­ем) уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке «Ак­та о пе­ре­строй­ке Си­ти» (1667). В 1668–75 вы­пол­нил неск. про­ек­тов но­во­го со­бо­ра Св. Пав­ла, вклю­чая «Боль­шую мо­дель» (1673), ко­то­рая вы­зва­ла на­ре­ка­ния со сто­ро­ны Анг­ли­кан­ской церк­ви; в ито­ге Р. из­ме­нил фор­му пла­на с цен­три­че­ской на бо­лее тра­диц. ба­зи­ли­каль­ную, но со­хра­нил ку­пол и клас­си­ци­стич. де­кор. Со­бор Св. Пав­ла – гл. ар­хит. свер­ше­ние Р., де­мон­ст­ри­рую­щее его экс­пе­рим. под­ход к ар­хи­тек­ту­ре и мно­го­об­ра­зие ис­точ­ни­ков твор­че­ст­ва (рим. ба­рок­ко, франц. клас­си­цизм, ан­тич­ные па­мят­ни­ки и иде­аль­ные гео­мет­рич. по­строе­ния). С 1670 Р. ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом но­вых лон­дон­ских церк­вей: часть их про­ек­ти­ро­ва­ли его по­мощ­ни­ки, по­это­му труд­но оп­ре­де­лить вклад са­мо­го Р. в ка­ж­дом отд. слу­чае. Од­на­ко Р. за­дал для них об­щее ар­хит. ре­ше­ние: улич­ные фа­са­ды с раз­ны­ми по фор­ме и сти­лю ко­ло­коль­ня­ми, ре­ше­ние ин­терь­е­ра в фор­ме «ау­ди­то­рии» (бес­ко­лон­но­го за­ла или ба­зи­ли­ки с об­лег­чён­ны­ми внутр. опо­ра­ми). В 1669–1718 Р. как Гл. ин­спек­тор Ко­ро­лев­ских ра­бот ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом ре­зи­ден­ции Кар­ла II в Винд­зо­ре (1683–85); спро­ек­ти­ро­вал неск. кор­пу­сов двор­ца Уайт­холл в Лон­до­не (1685–93), а по­сле по­жа­ра 1698, унич­то­жив­ше­го Уайт­холл, ис­пол­нил про­ект но­во­го двор­ца (не реа­ли­зо­ван); ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми в ко­ро­лев­ской ре­зиден­ции Хэмп­тон-корт (пе­ре­строй­ка юж. и вост. кры­ла, 1689–94) и Кен­синг­тон­ском двор­це (1689–96), спро­ек­ти­ро­вал Во­ен. гос­пи­таль в Чел­си (1682–92) и Грин­вич­ский мор­ской гос­пи­таль (ны­не все – в Лон­до­не).

В 1673 Р. возведён в ры­цар­ское до­сто­ин­ст­во. С 1670-х гг. Р. пи­сал ра­бо­ту по тео­рии и все­об­щей ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры (5 т. н. трак­та­тов; опу­бли­ко­ва­ны в 1750). В 1749 Дж. Гу­инн из­дал его не­осу­ще­ст­в­лён­ный ген­план Лон­до­на (1666), что вы­зва­ло но­вую вол­ну ин­те­ре­са англ. ар­хи­тек­то­ров к про­бле­мам пла­ни­ров­ки и бла­го­ус­т­рой­ст­ва сто­ли­цы. Р. был од­ним из пер­вых джент­ль­ме­нов-ма­со­нов Анг­лии (мас­те­ром Ло­жи Из­на­чаль­ных, впо­след­ст­вии Ло­жи Древ­них) и счи­та­ет­ся од­ним из ро­до­на­чаль­ни­ков англ. ма­сон­ст­ва. Тео­ре­тич. взгля­ды Р. по­влия­ли на твор­че­ст­во его уче­ни­ка – Н. Хок­сму­ра.

Лит.: Wren S. Parentalia, or memoirs of the family of the Wrens. L., 1750; Downes K. Ch. Wren. L., 1971; Soo L. M. Wren’s «Tracts» on architecture and other writings. Camb., 1998; Dickens Whinney M. Wren. N. Y., 1998; Швид­ков­ский Д. О., Са­ва­рен­ская Т. Ф. Гра­до­строи­тель­ст­во Анг­лии XVII–XVIII вв.: Го­ро­да и при­го­ро­ды. М., 2001.

Вернуться к началу