Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РИГО́

Г. Риго. Портрет Людовика, герцога Бургундии. 1701. Национальный музей Версаля и Трианонов.

РИГО́, Ри­го-и-Рос (Rigaud, Rigau y Ros) Гиа­цинт (Иа­сент Фран­суа Оно­ре Ма­ти­ас Пьер Ан­д­ре Жан) (18.7.1659, Пер­пинь­ян – 29.12.1743, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец, ака­де­мик (1700) и рек­тор (1733) Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. С 1681 учил­ся в этой ака­де­мии, в 1682 по­лу­чил Рим. пре­мию, од­на­ко от­ка­зал­ся от по­езд­ки в Ита­лию и со­вер­шен­ст­во­вал­ся в иск-ве порт­ре­та под рук. Ф. де Труа и Н. де Лар­жиль­е­ра. Ис­пы­тал влия­ние А. ван Дей­ка, П. П. Ру­бен­са, Рем­бранд­та. В па­рад­ных и ка­мер­ных порт­ре­тах (все­го ок. 400) пре­им. выс­шей ев­роп. зна­ти Р. со­че­тал пыш­ную те­ат­ра­ли­зо­ван­ность с эмо­цио­наль­ной от­стра­нён­но­стью мо­де­ли, ис­кус­ную пе­ре­да­чу дра­пи­ро­вок, до­ро­гих тка­ней и ак­сес­суа­ров с ко­ло­ри­стич. и све­то­те­не­вы­ми эф­фек­та­ми. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чил порт­рет ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XIV (1701, Лувр, Па­риж), став­ший об­раз­цом па­рад­но­го изо­бра­же­ния мо­нар­ха в ев­роп. иск-ве (см. илл. к ст. Ба­рок­ко). Сре­ди др. порт­ре­ти­руе­мых – ко­роль Ис­па­нии Фи­липп V (1700, Нац. му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов), кар­ди­нал де Буй­он (1708, му­зей Ри­го, Пер­пинь­ян), ко­роль Шве­ции Карл XII (1715, Нац. му­зей, Сток­гольм), ко­роль Лю­до­вик XV (1730, Нац. му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов; см. илл. к ст. Лю­до­вик XV), так­же дея­те­ли франц. куль­ту­ры (скульп­тор М. Де­жар­ден, 1692, Лувр; пи­са­тель Б. Фон­те­нель, ок. 1720–30, ГМИИ, и др.). Брат Р. – жи­во­пи­сец-порт­ре­тист Гас­пар Ри­го (1661–1705).

Лит.: Зо­ло­тов Ю. К. Фран­цуз­ский порт­рет XVIII в. М., 1968; Perreau S. H. Rigaud: Le peintre des rois. Montpellier, 2004.

Вернуться к началу