Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РОКОКО́

Авторы: Н. Т. Пахсарьян (Литература), Л. В. Кириллина (Музыка)

РОКОКО́ (франц. rococo), ро­кайль (франц. rocaille – сти­ли­зо­ван­ная ра­ко­ви­на; ор­на­мен­таль­ный мо­тив), стиль ев­роп. ис­кус­ст­ва 1-й пол. – сер. 18 в. Ох­ва­тил изо­бра­зи­тель­ное и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное иск-во, ли­те­ра­ту­ру, му­зы­ку, в мень­шей сте­пе­ни ар­хи­тек­ту­ру. Воз­ник во Фран­ции, от­ра­зив ари­сто­кра­тич. ге­до­ни­стич. на­строе­ния, тя­го­те­ние к бег­ст­ву от дей­ст­ви­тель­но­сти в идил­лич. мир те­ат­ра­ли­зов. иг­ры. Про­из­ве­де­ни­ям в сти­ле Р. не­ред­ко свой­ст­вен­ны лёг­кость, шут­ли­вость и эле­гант­ность фри­воль­но­го тол­ка, тя­го­те­ние к ка­мер­но­сти и ин­тим­но­сти.

Архитектура и изобразительное искусство

Рококо (бароккетто). Интерьер зала в Палаццо Альбрицци в Венеции. 1690–1710. Лепнина (стукко) – мастер А. Стацио.

Ран­ней фа­зой сти­ля Р. во Фран­ции при­ня­то счи­тать Ре­гент­ст­ва стиль (до нач. 1730-х гг.). Для ин­терье­ров в сти­ле Р. ха­рак­тер­ны от­каз от ор­де­ра ар­хи­тек­тур­но­го, при­чуд­ли­вый, изы­скан­ный ха­рак­тер де­ко­ра, при­об­рет­ше­го под­чёрк­ну­то изящ­ный и ус­лож­нён­ный вид и по­кры­ваю­ще­го сте­ны и по­тол­ки; вни­ма­ние к ком­фор­ту и утон­чён­но­сти (ме­бель при­хот­ли­во изо­гну­тых форм ра­бо­ты сы­но­вей А. Ш. Бу­ля, так­же Ш. Кре­са­на, Ж. Кафь­е­ри, Ж. А. Ри­зе­не­ра и др.). Раз­ви­тое Р. (ус­лов­но до 1750-х гг. – стиль Лю­до­ви­ка XV; см. Лю­до­ви­ков сти­ли) ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ло в де­ко­ре рез­ные и леп­ные узо­ры, за­вит­ки, ра­зо­рван­ные кар­ту­ши, ро­кай­ли, мас­ки-го­лов­ки аму­ров и т. д. – не толь­ко в ин­терь­е­ре, но и, напр., в из­го­тов­ле­нии ко­ва­ных ре­шё­ток, ук­ра­шав­ших гор. пло­ща­ди (ра­бо­ты Ж. Ла­му­ра в Нан­си; см. илл. к ст. Ков­ка ху­до­же­ст­вен­ная). В уб­ран­ст­ве по­ме­ще­ний боль­шую роль иг­ра­ли рель­е­фы и жи­во­пис­ные пан­но в изы­скан­ных об­рам­ле­ни­ях (де­сю­де­пор­ты и др.), а так­же мно­го­числ. зер­ка­ла, уси­ли­вав­шие про­стран­ст­вен­ные эф­фек­ты. Ор­на­мен­таль­ная на­прав­лен­ность сти­ля Р. ог­ра­ни­чи­ла его влия­ние на тек­тони­ку и на­руж­ный об­лик со­ору­же­ний: в ар­хи­тек­ту­ре франц. оте­лей-особ­ня­ков (ар­хи­тек­то­ры Ж. М. Оп­пе­нор, Г. Ж. Боф­ран, Ф. А. Вас­се, Ж. О. Ме­со­нье, Н. Пи­но, от­час­ти Ж. Ф. Блон­дель и др.) пыш­ное оформ­ле­ние ро­кай­ль­ных ин­терье­ров со­че­та­лось с от­но­сит. стро­го­стью клас­си­ци­стич. экс­терь­е­ра. При­хот­ли­вое изя­ще­ст­во от­дел­ки, не­ред­ко со­че­таю­щее­ся с за­им­ст­во­ва­ни­ем эк­зо­тич. мо­ти­вов кит. иск-ва (ши­ну­аз­ри), свой­ст­вен­но про­из­ве­де­ни­ям де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва Р. (см. Май­сен­ский фар­фор). В Ба­ва­рии, Прус­сии, Ав­ст­рии, Поль­ше, Че­хии, Пор­ту­га­лии Р. со­еди­ня­ет­ся с тра­ди­ци­ей позд­не­го ба­рок­ко, соз­да­ют­ся при­чуд­ли­вые ан­самб­ли и бо­га­тое де­ко­ра­тив­ное оформ­ле­ние двор­цов и церк­вей (нем. ар­хи­тек­то­ры Г. В. фон Кно­бельс­дорф, Б. Нёй­ман, бр. К. Д. и Э. К. Азам, Д. Цим­мер­ман, Ф. де Кю­ви­лье Стар­ший, И. М. Фи­шер, от­час­ти М. Д. Пёп­пель­ман и пред­ста­ви­те­ли се­мьи Дин­цен­хо­фер; Н. Па­кас­си в Ав­ст­рии и др.). Яв­ле­ния, род­ст­вен­ные франц. Р., мож­но най­ти так­же в иск-ве Анг­лии (т. н. фран­цуз­ский стиль, French style) и Ита­лии (т. н. ба­рок­кет­то, barocchetto).

Рококо. Ф. Буше. «Ринальдо и Армида». 1734. Лувр (Париж).

Для изо­бра­зит. иск-ва Р. во Фран­ции ха­рак­тер­ны ка­мер­ные по ду­ху га­лант­ные сце­ны (франц. fêtes galantes, «га­лант­ные празд­не­ст­ва», во­шед­шие в мо­ду бла­го­да­ря А. Ват­то), эро­ти­ко-ми­фо­ло­гич., лит. и пас­то­раль­ные сю­же­ты. В скульп­ту­ре Р. пре­об­ла­да­ли рель­е­фы и ста­туи, пред­на­зна­чен­ные для уб­ран­ст­ва ин­терь­е­ра, не­боль­шие ста­ту­эт­ки, груп­пы, бюс­ты, в т. ч. из тер­ра­ко­ты, рас­пис­но­го или не­гла­зу­ро­ван­но­го фар­фо­ра (скульп­то­ры И. И. Кенд­лер в Гер­ма­нии, Ж. Б. Ле­му­ан, от­час­ти Ж. Б. Пи­галь и Э. Бу­шар­дон во Фран­ции). Бо­га­тая тон­ки­ми пе­ре­ли­ва­ми и несколько блёк­лая по ко­ло­ри­ту ро­кай­ль­ная жи­во­пись (на её сти­ли­стич. осо­бен­но­сти во мно­гом по­влия­ла де­ко­ра­тив­ная изы­скан­ность про­из­ве­де­ний Ват­то, со­дер­жа­ние твор­че­ст­ва ко­то­ро­го, од­на­ко, вы­хо­дит за рам­ки Р.) так­же име­ла пре­им. де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер (жи­во­пись и гра­фи­ка Ф. Бу­ше, Н. Лан­кре, Ш. Ж. На­туа­ра, Ж. М. На­тье, от­час­ти Ж. О. Фра­го­на­ра). С 1760-х гг. стиль Р. по­все­ме­ст­но вы­тес­ня­ет­ся клас­си­циз­мом.

В Рос­сии вея­ния Р. про­яви­лись в позд­ний пе­ри­од ели­за­ве­тин­ско­го ба­рок­ко в «мо­ну­мен­та­ли­зи­ро­ван­ных» фор­мах – гл. обр. в от­дел­ке двор­цо­вых ин­терь­е­ров (ар­хи­тек­то­ры Б. Ф. Рас­трел­ли, Д. В. Ух­том­ский, С. И. Че­ва­кин­ский), леп­ном де­ко­ре зда­ний, в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве (резь­ба по де­ре­ву, ху­дож. се­реб­ро и фар­фор, ме­бель, юве­лир­ное иск-во).

Литература

В от­ли­чие от лит-ры клас­си­циз­ма и Про­све­ще­ния, где пре­об­ла­даю­щим был па­фос са­мо­вос­пи­та­ния, ак­тив­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния лич­но­сти и ми­ра, пи­са­те­ли Р., по­сто­ян­но и впол­не искрен­не при­зна­вав­шие­ся в сво­ей люб­ви к ме­ло­чам, без­дел­кам, ми­ниа­тюр­но­му и изящ­но­му и вос­при­ни­мав­шие дей­ст­ви­тель­ность как вир­ту­оз­ную и гра­ци­оз­ную иг­ру, ут­вер­жда­ли ес­теств. не­со­вершен­ст­во че­ло­ве­ка, его не­уло­ви­мость и двой­ст­вен­ность, пра­во на на­сла­ж­де­ние, празд­ность и ча­ст­ную жизнь, вы­яв­ляя про­тиво­ре­чия, ко­то­рые таи­лись внут­ри про­све­ти­тель­ской мыс­ли, и тем са­мым па­ра­док­саль­но до­пол­няя её. Иг­ро­вая двой­ст­вен­ность как гл. осо­бен­ность по­эти­ки Р. про­яви­лась в сю­же­тах с не­за­вер­шён­ной раз­вяз­кой, в сме­ше­нии ин­то­на­ций иро­нии и ме­лан­хо­лии, скеп­си­са и ис­крен­но­сти. Сре­ди жан­ров наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли фри­воль­но-эро­тич. ро­ма­ны, гри­ву­аз­ные но­вел­лы, фан­та­стич. и нра­во­опи­сат. по­вес­ти, пас­то­ра­ли, ко­ме­дии ма­сок и лю­бов­но-пси­хо­ло­гич. ко­ме­дии, «лёг­кая по­эзия» анак­ре­он­ти­че­ско­го тол­ка, ирои­ко­ми­че­ские по­эмы, сти­хо­твор­ные и про­за­ич. вол­шеб­ные сказ­ки. В сти­ли­стич. пла­не лит-ра Р. впи­та­ла в се­бя тра­ди­ции ба­рок­ко и клас­си­циз­ма, при­глу­шив их про­ти­во­стоя­ние и вы­брав сме­ше­ние по­лу­то­нов: при­чуд­ли­во-слож­ные ба­роч­ные ме­та­фо­ры ус­ту­пи­ли ме­сто изящ­но-при­хот­ли­вым срав­не­ни­ям на ос­но­ве ме­то­ни­мии, а клас­си­ци­стич. яс­ность и ла­ко­низм до­пол­ни­лись под­чёрк­ну­той фраг­мен­тар­но­стью и ор­на­мен­таль­но­стью. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. пред­ста­ви­те­лей Р. – Ф. фон Ха­ге­дорн, И. В. Л. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гёц (Гер­ма­ния); А. Р. Ле­саж, П. Ма­ри­во, А. Ф. Пре­во, Ж. Б. Грес­се, К. П. Кре­бий­он, Э. Пар­ни (Фран­ция); У. Кон­грив, Г. Фил­динг (Анг­лия); П. Рол­ли, К. И. Фру­го­ни, П. Ме­та­ста­зио (Ита­лия). К сти­ли­сти­ке Р. об­ра­ща­лись К. М. Ви­ланд, мо­ло­дой И. В. Гё­те, А. По­уп, Д. Де­фо, Воль­тер, Д. Дид­ро; в Рос­сии чер­та­ми Р. от­ме­че­но твор­че­ст­во А. П. Су­ма­ро­ко­ва, Ю. А. Не­ле­дин­ско­го-Ме­лец­ко­го. Ху­дож. прин­ци­пы Р. вы­ра­ба­ты­ва­лись не толь­ко в про­цес­се ху­дож. прак­ти­ки, но и в эс­те­тич. трак­та­тах, в ча­ст­но­сти У. Хо­гар­та («Ана­лиз кра­со­ты», 1753), где на пер­вый план вы­сту­пи­ли про­бле­мы вку­са, во­об­ра­же­ния, а так­же бы­ли раз­ви­ты по­ня­тия, став­шие клю­че­вы­ми в лит-ре Р.: «ми­лое», «хо­ро­шень­кое», «гра­ци­оз­ное».

Музыка

В му­зы­ке стиль Р. про­явил­ся в пер­вую оче­редь в со­чи­не­ни­ях франц. кла­ве­си­ни­стов 1-й пол. 18 в. (Ф. Ку­пе­рен, Ж. Ф. Дан­д­риё, Ж. Ф. Ра­мо, Л. К. Да­кен и др.), ко­то­рым свой­ст­вен­ны хруп­кость, тон­кость, изя­ще­ст­во, оби­лие ук­ра­ше­ний, иг­ра об­раз­ны­ми ал­лю­зия­ми и по­этич. ас­со­циа­ция­ми. Те же чер­ты оп­ре­де­ля­ют твор­че­ст­во Ж. М. Лек­ле­ра-стар­ше­го (1697–1764), ос­но­во­по­лож­ни­ка франц. скри­пич­ной шко­лы, и др. Эти фак­ты по­зво­ля­ют ви­деть в Р. «ма­лый стиль» – раз­но­вид­ность ба­рок­ко. Об­ра­зец муз. Р. за пре­де­ла­ми Фран­ции – сб. «Му­зы­каль­ные со­чи­не­ния для кла­ве­си­на» Гот­ли­ба Муф­фа­та (1739). Р. от­ли­ча­ет­ся от га­лант­но­го сти­ля, ко­то­рый объ­е­ди­нял пред­клас­сич. и ран­не­клас­сич. те­че­ния.

Лит.: Об­щие ра­бо­ты. Schönberger A., Söh­ner H. Die Welt des Rokoko. 2. Aufl. Münch., 1963; Minguet P. Esthétique du rococo. P., 1966; Schwarz M. The age of the rococo. N. Y., 1971; Hatzfeld H. The rococo. N. Y., 1972; Kimball F. The creation of the rococo. N. Y., 1980.

Архитектура и изобразительное искусство. Bazin G. Classique baroque et rococo. P., 1965; Blunt A. Some uses and misuses of the terms baroque and rococo… L., 1973; Loers V. Ro­kokoplastik und Dekorationssysteme. Münch.; Z., 1976; Baroque and rococo: architecture and decoration / Ed. A. Blunt. L., 1978; Bauer H., Sedlmayr H. Rokoko: Struktur und Wesen einer europäischen Epoche. Köln, 1992; Schatt C. Barock- und Rokoko-Möbel… Münch., 2000; Да­ни­эль С. Ро­ко­ко. От Ват­то до Фра­го­на­ра. СПб., 2010.

Литература. Ми­хай­лов А. Д. Ро­ман Кре­бий­о­на-сы­на и ли­те­ра­тур­ные про­бле­мы ро­ко­ко // Кре­бий­он К.-П. За­блу­ж­де­ния серд­ца и ума. М., 1974; Weisgerber J. Les masques fragiles. Esthétique et formes de la littérature rococo. Lausanne, 1991; Пах­сарь­ян Н. Т. Ге­не­зис, по­эти­ка и жан­ро­вая сис­те­ма фран­цуз­ско­го ро­ма­на 1690–1760-х го­дов. Днеп­ро­пет­ровск, 1996; Же­ре­бин А. И. Стиль ро­ко­ко как про­стран­ст­во куль­ту­ры // XVIII век: Ли­те­ра­ту­ра в кон­тек­сте куль­ту­ры. М., 1999.

Музыка. Бю­кен Э. Му­зы­ка эпо­хи ро­ко­ко и клас­си­циз­ма. М., 1934; Anthony J. French ­ba­roque music from Beaujoyeulx to Rameau. Portland, 1997; Брян­це­ва В. Н. Фран­цуз­ский кла­ве­си­низм. СПб., 2000; Бу­лы­че­ва А. В. Об­ман­чи­вая яс­ность: По­эти­ка ро­ко­ко в кла­ве­син­ных пье­сах Ф. Ку­пе­ре­на // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 2001. № 3; она же. Са­ды Ар­ми­ды: Му­зы­каль­ный те­атр фран­цуз­ско­го ба­рок­ко. М., 2004.

Вернуться к началу