Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РОМА́НСКИЙ СТИЛЬ

Авторы: А. В. Пожидаева
Фото Н. И. Фроловой Руины церкви аббатства в Жюмьеже. 1040–67.

РОМА́НСКИЙ СТИЛЬ, ху­до­же­ст­вен­ный стиль в ис­кус­ст­ве и ар­хи­тек­ту­ре стран Зап. и час­тич­но Центр. Ев­ро­пы с 10 до 12 или нач. 13 вв. Р. с. – пер­вый ин­тер­на­цио­наль­ный стиль Сред­не­ве­ко­вья, объ­е­ди­нив­ший все ви­ды про­стран­ст­вен­ных ис­кусств на ба­зе но­во­го ти­па хра­ма – свод­ча­той ба­зи­ли­ки с разл. фор­ма­ми её де­ко­ра. Тер­мин «Р. с.» (франц. style roman, art roman, англ. Romanesque, нем. Romanik) на­чал ис­поль­зо­вать­ся с 1-й четв. 19 в. и оз­на­чал «связан­ный с Ри­мом». Ис­то­рич. пред­по­сыл­ка­ми воз­ник­но­ве­ния Р. с. ста­ли ряд цер­ков­ных реформ 10–11 вв., ук­ре­п­ле­ние са­мо­стоя­тель­но­сти мо­на­сты­рей, ус­лож­не­ние бо­го­слу­же­ния. Ок. 1000 про­ис­хо­дит уси­ле­ние эс­ха­то­ло­гич. на­строе­ний, со­про­во­ж­даю­щее­ся куль­том ре­ли­к­вий и прак­ти­кой па­лом­ни­честв. Всё это при­ве­ло к рез­ко­му подъ­ё­му строи­тель­ст­ва в 11 в.

Фото Н. И. Фроловой Своды церкви Сен-Филибер в Турню. 1066–1120.

В раз­ви­тии ар­хи­тек­ту­ры вы­де­ля­ют т. н. пер­вый Р. с. (ок. 950 – 980-е гг. – 1050–80-е гг.), за­тем зре­лый Р. с. – до вы­тес­не­ния его го­ти­кой ок. 1140 – ок. 1230-х гг. В цер­ков­ном зод­че­ст­ве ста­нов­ле­ние Р. с. свя­за­но с воз­вра­ще­ни­ем др.-рим. ти­пов сво­дов – ци­лин­д­рич. и кре­сто­вых (клю­че­вой при­знак сти­ля), ус­лож­не­нием вост. окон­ча­ния ба­зи­ли­ки за счёт крип­ты и де­ам­бу­ла­то­рия с вен­цом ка­пелл, фор­ми­ро­ва­нием об­шир­но­го, час­то 3-не­фно­го нар­тек­са-«га­ли­леи» и но­вой струк­ту­ры сте­ны центр. не­фа (см. Три­фо­рий), ис­поль­зо­ва­нием но­во­го ти­па опо­ры – об­став­лен­но­го пи­ля­ст­ра­ми или по­лу­ко­лон­на­ми стол­ба (франц. pilier cantonné). В Центр. Фран­ции воз­во­дят­ся мо­на­стыр­ские церк­ви Клю­ни-II (948–981) и Сен-Бе­нуа-сюр-Лу­ар (1027–1108), Сен-Фи­ли­бер в Тур­ню (1066–1120), Сен-Бе­нинь в Ди­жо­не (нач. 11 в., пе­ре­строе­на, с 3-ярус­ной вост. ча­стью, ко­пи­рую­щей ро­тон­ду Храма Гро­ба Гос­под­ня­), в Нор­ман­дии – цер­ковь аб­бат­ст­ва Жюмь­еж (1040–67) с от­то­нов­ским мно­го­ба­шен­ным пла­ном, эм­по­ра­ми-га­ле­рея­ми над бо­ко­вы­ми не­фа­ми. Ве­ду­щая роль в раз­ви­тии Р. с. при­над­ле­жа­ла мас­те­рам из Лом­бар­дии [цер­к­ви Сант-Аб­бон­дио в Ко­мо (1050–95), Сан­ти-Пьет­ро-э-Пао­ло в Аль­я­те (нач. 11 в.) и в Чи­ва­те (сер. 11 в.) и др.]. Для сев.-итал. по­стро­ек ха­рак­тер­ны ар­ха­ич­ный (ино­гда с 2-сто­рон­ней ори­ен­та­ци­ей) план, ис­поль­зо­ва­ние т. н. лом­бард­ско­го де­ко­ра. В Вост. Пи­ре­не­ях воз­во­дят­ся не­боль­шие по раз­ме­ру, час­то пол­но­стью свод­ча­тые церк­ви (Сан-Пед­ро-де-Ро­да, ос­вя­ще­на в 1022; Сен-Мар­тен-дю-Ка­ни­гу, ос­вя­ще­на в 1026; Сан-Ви­сен­те-де-Кар­до­на, 1029–40).

Зре­лый Р. с. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рас­про­стра­не­ни­ем ти­па ба­зи­ли­ки, пол­но­стью пе­ре­кры­той сво­да­ми, час­то мно­го­ба­шен­ной и с раз­ви­тым вост. кон­цом, как пра­ви­ло ук­ра­шен­ной скульп­ту­рой. Во Фран­ции су­ще­ст­во­ва­ло неск. ре­гио­наль­ных школ и групп па­мят­ни­ков, пре­им. мо­на­стыр­ских церк­вей с клу­ат­ра­ми с юж. сто­ро­ны. Для па­лом­ни­че­ских ба­зи­лик, рас­по­ло­жен­ных на «Пу­ти Свя­то­го Иа­ко­ва» [Сен-Мар­тен в Ту­ре (2-я пол. 11 в., пе­ре­страи­ва­лась), Сен-Сер­нен в Ту­лу­зе (ос­вя­ще­на в 1096), Сент-Фуа в Кон­ке (1041–65, до­ст­раи­ва­лась до нач. 13 в.)], ве­ду­щем к со­бо­ру г. Сан­ть­я­го-де-Ком­по­сте­ла (ок. 1075–1188, ос­вя­щён в 1211, зод­чие Бер­нар Стар­ший из Клю­ни, Р. Галь­пе­рин и др., пе­ре­стро­ен), ха­рак­тер­ны де­ам­бу­ла­то­рий с вен­цом ка­пелл, эм­по­ры (свод­ча­тые га­ле­реи над бо­ко­вы­ми не­фа­ми), 3-не­фные тран­сеп­ты, свя­зы­ваю­щие бо­ко­вые не­фы и де­ам­бу­ла­то­рий и соз­даю­щие воз­мож­ность об­хо­да хра­ма по пе­ри­мет­ру; центр. неф пе­ре­крыт про­доль­ным ци­лин­д­рич. сво­дом, бо­ко­вые – кре­сто­вы­ми. В Бур­гун­дии рас­цве­та­ет клю­ний­ская шко­ла, по­строй­ки ко­то­рой вос­про­из­во­дят чер­ты ц. Пет­ра и Пав­ла в Клю­ни (Клю­ни-III, ок. 1088–1130, сохр. час­тич­но) с 2 тран­сеп­та­ми, де­ам­бу­ла­то­ри­ем с вен­цом ка­пелл, нар­тек­сом-га­ли­ле­ей, 3-ярус­ным три­фо­ри­ем, ци­лин­д­рич. сво­дом в центр. не­фе [со­бор Сен-Ла­зар в Отё­не (ок. 1120–46); церк­ви Сент-Мад­лен в Везлé (1096–1160), Нотр-Дам в Ла-Ша­ри­те-сюр-Лу­ар (1059 – сер. 12 в.), Сак­ре-Кёр в Па­ре-ле-Монь­яль (сер. 12 в.)]. Нор­манд­ские по­строй­ки – ба­зи­ли­ки с 2-ба­шен­ны­ми и 3-пор­таль­ны­ми фа­са­да­ми, без раз­ви­то­го об­хо­да, с «лож­ны­ми» нер­вюр­ны­ми сво­да­ми – пред­вос­хи­ща­ют мн. чер­ты го­тич. сти­ля [церк­ви Сент-Эть­ен (ок. 1066–81, сво­ды 1130-е гг.) и Ла-Три­ни­те (1060–66, сво­ды 1130-е гг.); обе – в Ка­не]. В Пуа­ту стро­ят­ся заль­ные ба­зи­ли­ки с уз­ки­ми бо­ко­вы­ми не­фа­ми од­ной вы­со­ты с цен­траль­ным нефом, пе­ре­кры­тые ци­лин­д­рич. сво­да­ми (ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пу­а­тье, 11 в., фасад – 1120–30-е гг.; ц. Сен-Пьер в Шо­ви­ньи, 2-я треть 11 – нач. 13 вв.). Под влия­ни­ем впе­чат­ле­ний от кре­сто­вых по­хо­дов в Ак­ви­та­нии рас­про­стра­ня­ет­ся тип ку­поль­ной ба­зи­ли­ки, как пра­ви­ло од­но­не­фной, где ка­ж­дая тра­вея пе­ре­кры­та ку­по­лом на па­ру­сах без ба­ра­ба­на, с фа­са­да­ми, ук­ра­шен­ны­ми ар­ка­да­ми: церк­ви аб­бат­ст­ва Фон­тев­ро (1101–19), Сен-Пьер в Ан­гу­ле­ме (1105–1123 или 1128), Сент-Ма­ри в Суй­а­ке (ок. 1130). В ц. Сен-Фрон в Пе­ри­гё (1120–79) ис­поль­зо­ван план, вос­хо­дя­щий к Свя­то­го Мар­ка собо­ру. В мо­на­сты­рях цис­тер­ци­ан­ско­го ор­де­на церк­ви ли­ше­ны скульп­тур­но­го и жи­во­пис­но­го де­ко­ра, име­ют квад­рат­ные ап­си­ды без об­хо­да, про­доль­ные ци­лин­д­рич. сво­ды в центр. не­фе и по­лу­ци­лин­д­ри­че­ские в бо­ко­вых [в аб­бат­ст­вах Фон­те­не (1127–50), Пон­ти­ньи (ос­но­ва­но в 1114), Се­нанк (ос­но­ва­но в 1148)].

В Ита­лии ар­хит. шко­лы бо­лее ав­то­ном­ны. В Лом­бар­дии и Эми­лии-Ро­ма­нье пре­об­ла­да­ют 3-ап­сид­ные ба­зи­ли­ки с нар­тек­сом, с крип­та­ми под по­вы­шен­ной вост. ча­стью («лом­бард­ский вы­со­кий хор»), кре­сто­вы­ми сво­да­ми, ку­по­ла­ми над сре­док­ре­сти­ем, эм­по­ра­ми и от­дель­но стоя­щи­ми кам­па­ни­ла­ми [церк­ви Сант-Ам­брод­жо в Ми­ла­не (11–12 вв.), Сан-Ми­ке­ле в Па­вии (кон. 11 в. – 1155); со­бо­ры Воз­не­се­ния Бо­го­ма­те­ри в Пар­ме (ок. 1092 – ок. 1200) и Сан-Дже­миниа­но в Мо­де­не (1099–1106)]. В Ве­не­ции воз­во­дит­ся со­бор Св. Мар­ка (1063–85) по об­раз­цу ви­зант. ц. Свя­тых апо­сто­лов. В Ри­ме пе­ре­страи­ва­ют­ся или об­нов­ля­ют­ся ран­не­хри­сти­ан­ские па­мят­ни­ки, ук­ра­шен­ные кос­мат­ски­ми мо­заи­ка­ми; но­вые церк­ви со­ору­жа­ют­ся по их об­раз­цам. В Тос­ка­не так­же ощу­ща­ют­ся ви­зант. и ран­не­хри­сти­ан­ские влия­ния: воз­во­дят­ся 3-ап­сид­ные ба­зи­ли­ки с плоским перекрытием, ку­по­лом над сре­док­ре­сти­ем и на­руж­ным де­ко­ром в ви­де мно­го­ярус­ных ар­кад и мра­мор­ных ин­кру­ста­ций (со­бор­ный ком­плекс в Пи­зе, 1063 – нач. 13 в., ар­хи­тек­то­ры Бус­ке­то и Рай­наль­до; в Лук­ке – собор Сан-Мар­ти­но, 1060 – нач. 13 в., и ц. Сан-Ми­ке­ле-ин-Фо­ро, ок. 1143 – 14 в.). Отд. яв­ле­ние в рам­ках тос­кан­ско­го Р. с. пред­став­ля­ет ин­кру­ста­ци­он­ный стиль. По­сле нор­манд­ско­го за­вое­ва­ния Анг­лии 1066 и за­хва­та Юж. Ита­лии скла­ды­ва­ет­ся нор­манн­ский стиль.

Собор Святого Петра в Вормсе. 1125/30–1181.

Ро­ман­ская ар­хи­тек­ту­ра в нем. зем­лях во мно­гом про­дол­жа­ет тра­ди­ции «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния» и «От­то­нов­ско­го воз­ро­ж­де­ния», но так­же свя­за­на с ар­хит. прак­ти­кой Сев. Ита­лии. В Сак­со­нии вос­про­из­во­дят­ся от­то­нов­ские по­строй­ки с 2-сто­рон­ней ори­ен­та­ци­ей, чере­до­ва­ни­ем опор, пло­ски­ми пе­ре­кры­тия­ми, вест­вер­ком (церк­ви – Св. Го­де­хар­да в Хиль­дес­хай­ме, 1133–72, Свя­тых Дио­ни­са и Сер­ва­тия в Квед­лин­бур­ге, 1070–1129). В Шва­бии гос­под­ству­ет «тип Хир­сау», близ­кий мо­на­стыр­ской ар­хи­тек­ту­ре от­то­нов­ской им­пе­рии: 3-ап­сид­ные ба­зи­ли­ки без крипт со стро­пиль­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми, на ко­лон­нах, с ха­рак­тер­ны­ми бло­ко­об­раз­ны­ми ка­пи­те­ля­ми, с га­ле­ре­ей над зап. ча­стью (церк­ви в Аль­пир­сба­хе, 1099–1125, Пау­лин­цел­ла в Тю­рин­гии, до 1160). Имп. со­бо­ры Рейн­ских зе­мель [Свя­тых Ма­рии и Сте­фа­на в Шпай­е­ре (1027–61, сво­ды до 1159, пе­ре­стро­ен), Свя­тых Мар­ти­на и Сте­фа­на в Майн­це (975–1239), Св. Пет­ра в Ворм­се (1125/30–1181)] име­ют 2-сто­рон­нюю ори­ен­та­цию, че­ре­до­ва­ние опор, эм­по­ры, све­то­вые баш­ни над сре­док­ре­сти­ем и ле­ст­нич­ные у ру­ка­вов тран­сеп­та, де­кор в ви­де на­ло­жен­ных ар­кад. В мо­на­стыр­ской ц. Ма­рия-Лах (1093–1156), не­смот­ря на 2-сто­рон­нюю ори­ен­та­цию, со­хра­ня­ет­ся нар­текс. По­строй­ки Кёль­на от­ли­ча­ют­ся изя­ще­ст­вом пла­ниров­ки: ц. Санкт-Ма­рия-им-Ка­пи­толь (1045–65) с 3-ле­пе­ст­ко­вым за­вер­ше­ни­ем вост. окон­ча­ния; ц. Свя­тых апо­сто­лов (11 – нач. 13 вв.). Под влия­ни­ем цис­тер­ци­ан­ско­го зод­че­ст­ва фор­ми­ру­ет­ся «кир­пич­ная ро­ма­ни­ка» (цер­ковь в Ери­хо­ве, ос­но­ва­на в 1172). Под франц. влия­ни­ем раз­ви­ва­ет­ся ром. ар­хи­тек­ту­ра Ис­па­нии (церкви Сан­та-Ма­рия-де-Ри­поль, 1025–37, Сан-Ви­сен­те в Ави­ле, 1130–75).

Фото А. В. Пожидаевой Портал нартекса церкви Сент-Мадлен в Везле. 1140–50-е гг.

Са­мые ран­ние об­раз­цы мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ры Р. с. воз­ни­ка­ют в рай­оне Пи­ре­не­ев (ка­пи­тель в крип­те со­бо­ра в Крюа­се, нач. 11 в.; рель­е­фы при­то­ло­ки в церк­ви аб­бат­ст­ва в Сен-Же­ни-де-Фон­тен, ок. 1020, и в ц. Сент-Ан­д­ре-де-Со­ред, 1020-е гг.), в Лан­ге­до­ке, за­тем в Бур­гун­дии, Про­ван­се. В Центр. Фран­ции Р. с. в скульп­ту­ре сме­ня­ет­ся го­ти­кой к 1150–60-м гг., на ос­таль­ных тер­ри­то­ри­ях – по­сле 1200-х гг. В эпо­ху Р. с. скла­ды­ва­ет­ся сис­те­ма де­ко­ра цер­ков­но­го зда­ния, вклю­чаю­щая в се­бя в пер­вую оче­редь ук­ра­шен­ные рель­е­фа­ми пор­та­лы и сю­жет­ные или ор­на­мен­таль­ные ка­пи­те­ли [опо­ры клу­ат­ров мо­на­сты­ря в Му­ас­са­ке, ав­гу­стин­ско­го мон. в Ту­лу­зе, ц. Сен-Тро­фим в Ар­ле (ок. 1180–1200), со­бо­ра Сен-Ла­зар в Отё­не и ц. Сент-Мад­лен в Вез­ле]. Гл. те­мы ком­по­зи­ций тим­па­нов свя­за­ны с разл. ас­пек­та­ми Тео­фа­нии: «Хри­стос во сла­ве» (ц. Сен-Сер­нен в Ту­лу­зе, 1090, мас­тер Бер­нар Гиль­ду­ин; ц. Сен-Пьер в Му­ас­са­ке, ок. 1120), «Страш­ный суд» (ц. Сент-Фуа в Кон­ке, 1107–25; со­бор Сен-Ла­зар в Отё­не; ц. Сен-Пьер в Бо­льё-сюр-Дор­донь, ок. 1135), «Воз­не­се­ние» (ц. Сен-Сер­нен в Ту­лу­зе, ру­беж 11–12 вв.; ц. Сен-Пьер в Ан­гу­ле­ме, 1110–28) и «Пя­ти­де­сят­ни­ца» (пор­тал нар­тек­са ц. Сент-Мад­лен в Вез­ле, 1140–50-е гг.). В Бур­гун­дии рас­про­стра­не­ны так­же ста­туи на раз­де­лит. стол­пе пор­та­лов. Встре­ча­ет­ся так­же скульп­тур­ный де­кор всей плос­ко­сти фа­са­да (Ан­гу­лем, Пу­а­тье). При­ня­то счи­тать, что ро­ж­де­ние скульп­ту­ры Р. с. свя­за­но с мо­ну­мен­та­ли­за­ци­ей ма­лых форм иск-ва (книж­ной ми­ниа­тю­ры и резь­бы по сло­но­вой кос­ти) и рас­простра­не­ни­ем в отд. ре­гио­нах влия­ний ан­тич­но­сти и ис­лам­ско­го Вос­то­ка. Для зре­лой скульп­ту­ры Р. с. ха­рак­тер­ны тя­го­те­ние к пло­ско­ст­но­сти, за­ви­си­мость ком­по­зи­ции и про­пор­ций фи­гур от за­ни­мае­мо­го ар­хит. по­ля (тим­па­на, ка­пи­те­ли и др.), ие­рар­хия мас­шта­бов, ди­на­мич­ность и экс­прес­сив­ность об­ра­зов, со­че­таю­щие­ся с их схе­ма­тиз­мом и ус­лов­но­стью. Сти­ли­сти­че­ски в скульп­ту­ре Центр. Фран­ции боль­ше экс­прес­сии в ущерб пра­виль­но­сти про­пор­ций (со­бор Сен-Ла­зар в Отё­не), на юге – боль­ше тя­го­те­ния к ан­тич­ным об­раз­цам (фа­сад ц. Сен-Жиль-дю-Гар, 12 в.).

Роспись апсиды  церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи. Последняя четв. 11 в.

Скульп­ту­ра в Ита­лии от­ли­ча­ет­ся бóль­шим раз­но­об­ра­зи­ем как ме­ст­ных школ, так и спо­со­бов взаи­мо­дей­ст­вия с ар­хи­тек­ту­рой. На се­ве­ре с 1100-х гг. воз­ни­ка­ет тип де­ко­ра в фор­ме рель­е­фов, вос­хо­дя­щих к позд­не­ан­тич­ным сар­ко­фа­гам, – на фа­са­де в ви­де фри­за (со­бор Сан-Дже­ми­ниа­но в Мо­де­не, мас­тер Ви­лид­жель­мо, ок. 1099–1106) или пан­но (ц. Сан-Ми­ке­ле-Мад­жо­ре в Па­вии, ок. 1125–30; ц. Сан-Дзе­но-Мад­жо­ре в Ве­ро­не, мас­те­ра Ник­ко­ло и Гуль­ель­мо, ок. 1120–35). Рель­е­фа­ми ук­ра­ша­ет­ся так­же ин­терь­ер (ал­тар­ная пре­гра­да и ка­фед­ра со­бо­ра в Мо­де­не, ок. 1160–1170, мас­тер Ан­сель­мо да Кам­пио­не). Особ­ня­ком сто­ит твор­че­ст­во Б. Ан­те­ла­ми, учив­ше­го­ся во Фран­ции и ра­бо­тав­ше­го в Пар­ме, ко­то­рый ввёл в оби­ход мо­тив фи­гу­ры в ни­ше (фа­сад со­бо­ра в Фи­ден­це, 1170-е гг.). В Тос­ка­не со­хра­ня­ет­ся пре­им. ор­на­мен­таль­ный де­кор фа­са­дов (ин­кру­ста­ции с зоо­морф­ны­ми и др. мо­ти­ва­ми, ре­же – рель­е­фы и ста­туи на кон­со­лях, напр. фи­гу­ра Св. Мар­ти­на на фа­са­де ц. Сан-Мар­ти­но в Лук­ке, 1200–30). Для Юж. Ита­лии ха­рак­тер­но осо­бое вни­ма­ние к уб­ран­ст­ву ин­терь­е­ра (ка­фед­ры в со­бо­рах Ра­вел­ло, 1272, Са­лер­но, 1180, 1195; епи­скоп­ский трон в со­бо­ре в Ба­ри, 1087). Для всей Ита­лии ха­рак­тер­но вос­хо­дя­щее к ран­не­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции ис­поль­зо­ва­ние две­рей, ук­ра­шен­ных брон­зо­вы­ми рель­е­фа­ми [ц. Сан-Дзе­но-Мад­жо­ре в Ве­ро­не (1118), со­бо­ры Пи­зы (ок. 1180, мас­тер Бо­нан­но Пи­за­но), Тра­ни, Ка­но­за-ди-Пу­лье, Мон­реа­ле (все – кон. 12 в., мас­тер Ба­ри­за­но да Тра­ни)].

В Гер­ма­нии скульп­ту­ра су­ще­ст­ву­ет гл. обр. в ин­терь­е­ре хра­ма. Её ти­по­ло­гия и стиль вос­хо­дят к ка­ро­линг­ско­му и от­то­нов­ско­му пе­рио­дам. Здесь рас­про­стра­не­ны ко­ва­ные брон­зо­вые две­ри (со­бор в Аугс­бур­ге, 3-я четв. 11 в.; Ма­где­бург­ские вра­та в Со­фий­ском со­бо­ре в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, 1152–54), де­рев. рас­пя­тия над ал­та­ря­ми (из Бра­ун­швей­га, ок. 1160) и ста­туи Бо­го­ма­те­ри, ка­мен­ные над­гроб­ные пли­ты. В Ис­па­нии тим­пан­ные ком­по­зи­ции, на­ря­ду с отд. фи­гу­ра­ми, ук­ра­шаю­щи­ми плос­кость фа­са­да, близ­ки франц. шко­лам Лан­ге­до­ка и Ак­ви­та­нии (пор­тал Пу­эр­та-де-лас-Пла­те­ри­ас со­бо­ра Сан­ть­я­го-де-Ком­по­сте­ла, 1103–17; пор­тал Пу­эр­та-дель-Кор­де­ро ц. Сан-Иси­до­ро в Ле­о­не, нач. 13 в.).

Ро­ман­ская жи­во­пись да­ти­ру­ет­ся пе­рио­дом сер. 11 в. – ок. 1200. Она пред­став­ле­на на­стен­ны­ми фре­ска­ми, мо­заи­кой, ми­ниа­тю­рой книж­ной (по­след­няя пре­ва­ли­ру­ет по ко­ли­че­ст­ву со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков). Жи­во­пись Ита­лии тес­нее все­го свя­за­на с ран­не­хри­сти­ан­ским и ан­тич­ным на­сле­ди­ем: мо­заи­ки в ап­си­дах церк­вей (Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре, 1140–43, и Сан-Кле­мен­те, до 1128; обе – в Ри­ме), ан­самб­ли мо­за­ик в со­бо­рах в Че­фа­лу (ок. 1148) и Мон­реа­ле (1180–94) на Си­ци­лии, в со­бо­ре Св. Мар­ка в Ве­не­ции (2-я пол. 12–13 вв.), в Па­ла­тин­ской ка­пел­ле в Па­лер­мо (1140–50-е гг.) и др. Стен­ная жи­во­пись раз­ви­та как на се­ве­ре (ц. Сан-Пьет­ро-аль-Мон­те в Чи­ва­те, ок. 1098), так и на юге (ц. Сант-Анд­же­ло-ин-Фор­мис близ Ка­пуи, по­след­няя четв. 11 в.) и так­же от­ме­че­на влия­ни­ем ран­не­хри­сти­ан­ской и ви­зант. тра­ди­ций. Жи­во­пись Сев. Ев­ро­пы и Анг­лии пред­став­ле­на т. н. си­не­фон­ной сте­но­пи­сью (ка­пел­ла в Бер­зе-ла-Виль, Фран­ция, до 1122), свя­зан­ной с ви­зант. иск-вом, и «бе­ло­фон­ной» жи­во­пи­сью, вос­хо­дя­щей к собств. англ. тра­ди­ци­ям («Ко­вёр из Байё», ок. 1080, Му­зей ко­ро­ле­вы Ма­тиль­ды, Байё; цер­ковь аб­бат­ст­ва Сен-Са­вен-сюр-Гар­тамп, ру­беж 11–12 вв.). В Гер­ма­нии на­ря­ду со сте­но­пи­сью по­яв­ля­ют­ся рас­пис­ные де­рев. по­тол­ки (ц. Св. Ми­хаи­ла в Хиль­дес­хай­ме, по­след­няя четв. 12 в.). В Ис­па­нии ещё в пе­ри­од пер­во­го Р. с. фор­ми­ру­ет­ся осо­бый «мо­са­раб­ский» стиль, от­ра­зив­ший­ся позд­нее в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (из ц. Сан-Кле­мен­те-де-Та­уль, 1123, Му­зей ка­та­лон­ско­го иск-ва, Бар­се­ло­на).

В де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве Р. с. пре­ва­ли­ру­ют пред­ме­ты цер­ков­ной ут­ва­ри (об­ли­цо­ван­ные зо­ло­том и ук­ра­шен­ные ка­бо­шо­на­ми и эма­лью ре­ли­к­ва­рии и др.), пе­ре­нос­ные ал­та­ри, книж­ные ок­ла­ды и др.

Лит.: Mâle E. L’art religieux du XIIe siècle en France. P., 1922; Brehier L. Le style roman. P., 1941; Grabar A., Nordenfalk C. La peinture romane du XIe au XIIIе siècles. Gen., 1958; Аubert M. L’art roman en France. P., 1961; Dodwell C. R. Painting in Europe 800–1200. Balt., 1971; Kubach H. E. Romanesque architecture. N. Y., 1975; Conant K. J. Carolingian and Romanesque architecture 800 to 1200. Harmondsworth, 1978; Hearn M. F. The revival of monumental stone sculpture in the eleventh and twelfth centuries. Oxf., 1981; Сahn W. Romanesque Bible illumination. Münch., 1982; Barral i Altet X., Avril F., Gaborit Chopin D. Le monde Roman. P., 1982–1983. Vol. 1–2; Poeschke J., Hirmer A. Die Skulptur des Mit­telalters in Italien. Münch., 1998; Ро­ман­ское ис­кус­ст­во: Ар­хи­тек­ту­ра. Скульп­ту­ра. Жи­во­пись. М., 2001; Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: система художественных видов. М., 2007.

Вернуться к началу