Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОПЕ́Т

Авторы: И. Е. Печёнкин
И. П. Ропет. «Фасад Русского отдела на Всемирной выставке 1878 в Париже». Гравюра.

РОПЕ́Т Иван Пав­ло­вич (наст. имя и фам. Иван Ни­ко­лае­вич Пет­ров) [1845, Пе­тер­гоф – 21.12.1908(2.1.1909), С.-Пе­тер­бург], рос. ар­хи­тек­тор, д. чл. пе­терб. АХ (1893). Учил­ся в пе­терб. АХ (1861–1871) у А. М. Гор­но­стае­ва; его по­сле­дова­тель. В 1876–80 как пен­сио­нер АХ по­се­тил Ев­ро­пу и Еги­пет. Р. был бли­зок к Аб­рам­цев­ско­му ху­до­же­ст­вен­но­му круж­ку. Ра­бо­тая в рам­ках рус­ско­го сти­ля, Р. воз­ро­ж­дал тра­ди­ции нар. де­рев. зод­че­ст­ва, ис­поль­зо­вал по­ли­хро­мию фа­са­дов, асим­мет­рич­ность ком­по­зи­ции, рез­ной ор­на­мент (мо­ти­вы чер­пал из нар. вы­шив­ки, оформ­ле­ния др.-рус. ру­ко­пи­сей и т. д.). Эта сти­ли­сти­ка сни­ска­ла по­пу­ляр­ность, от­ра­зив­шись, напр., в мас­со­вой дач­ной за­строй­ке кон. 19 в., од­на­ко так­же по­лу­чи­ла на­зва­ния «ро­пе­тов­щи­на» и «пе­ту­ши­ный стиль». Осн. со­ору­же­ния: па­виль­он Бо­та­ни­ки на По­ли­тех­нич. вы­став­ке в Мо­ск­ве (1872, не сохр.), ба­ня «Те­ре­мок» в Аб­рам­це­ве (1877–78; см. илл. к ст. Аб­рам­це­во), па­виль­о­ны Рос­сии на Все­мир­ных вы­став­ках 1878 в Па­ри­же и 1893 в Чи­ка­го, па­виль­он Са­до­вод­ст­ва на Все­рос. ху­дож.-пром. вы­став­ке в Ниж­нем Нов­го­ро­де (1896), зда­ние по­соль­ст­ва Рос­сии в То­кио (1890; все че­ты­ре не сохр.) и Нар. дом в Бар­нау­ле (1898–1900). Оформ­лял афи­ши, кни­ги и жур­на­лы, про­ек­ти­ро­вал ме­бель.

Лит.: Ки­ри­чен­ко Е. И. Ар­хи­тек­тор И. П. Ро­пет // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. М., 1972. Вып. 20; Ли­сов­ский В. Г. «На­цио­наль­ный стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. М., 2000.

Вернуться к началу