Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РУ́ССКИЙ СТИЛЬ

Авторы: И. Е. Печёнкин
Фото Д. В. Соловьёва Русский стиль. Здание Городской думы (ныне Музей Отечественной войны 1812 г.) в Москве. 1890–92. Архитектор Д. Н. Чичагов.

РУ́ССКИЙ СТИЛЬ (ус­тар. – «псев­до­рус­ский стиль»), один из ис­то­ри­че­ских сти­лей в ар­хи­тек­ту­ре и ис­кус­ст­ве 2-й пол. 19 в. Воз­ник и по­лу­чил раз­ви­тие в Рос­сии в цар­ст­во­ва­ние имп. Алек­сан­д­ра III как стиль офиц. строи­тель­ст­ва, сме­нив в этом ка­че­ст­ве рус­ско-ви­зан­тий­ский стиль. Идей­ной ба­зой Р. с. бы­ло пред­став­ле­ние о не­за­вер­шён­но­сти раз­ви­тия нац. тра­ди­ции, пре­рван­но­го ев­ро­пеи­за­ци­ей в эпо­ху имп. Пет­ра I. Мас­те­ра Р. с. [А. М. Гор­но­ста­ев, А. И. фон Го­ген, Н. В. Ни­ки­тин, А. Н. По­ме­ран­цев, М. Т. Пре­об­ра­жен­ский, И. П. Ро­пет, Н. В. Сул­та­нов, Д. Н. Чи­ча­гов (см. Чи­ча­го­вы) и др.] об­ра­ща­лись к рус. зод­че­ст­ву 16–17 вв., что­бы вер­нуть ар­хи­тек­ту­ру на сте­зю «са­мо­быт­но­сти». Мно­гие из них так­же сис­те­ма­ти­че­ски за­ни­ма­лись ис­сле­до­ва­ни­ем и рес­тав­ра­ци­ей др.-рус. па­мят­ни­ков. Сре­ди клю­че­вых по­стро­ек Р. с. – Спас на кро­ви в С.-Пе­тер­бур­ге (см. илл. к ст. Пар­ланд А. А.), зда­ние Гор. ду­мы в Мо­ск­ве (1890–92, арх. Д. Н. Чи­ча­гов), дра­ма­тич. те­атр в Са­ма­ре (1886–1888, арх. М. Н. Чи­ча­гов). Р. с. иг­рал ре­пре­зен­та­тив­ную функ­цию в про­ек­тах па­виль­о­нов Рос­сии на Все­мир­ных вы­став­ках и вы­стро­ен­ных за ру­бе­жом пра­во­слав­ных хра­мов (ц. Свт. Ни­ко­лая в Ве­не, 1893–99, арх. Г. И. Ко­тов, и др.). В рус­ле т. н. де­мо­кра­тич. вер­сии Р. с., ак­туа­ли­зи­ро­вав­шей нац. тра­ди­цию де­рев. строи­тель­ст­ва с ха­рак­тер­ны­ми для неё жи­во­пис­ны­ми пла­ни­ро­воч­ны­ми ре­ше­ния­ми, по­ли­хро­ми­ей, резь­бой, ра­бо­та­ли как под­дер­жи­вае­мые В. В. Ста­со­вым име­ни­тые зод­чие (Ро­пет, В. А. Гарт­ман, М. А. Кузь­мин и др.), так и про­винц. мас­те­ра По­вол­жья и Си­би­ри. На ру­бе­же 19–20 вв. по­ис­ки нац. об­раз­но­сти про­дол­жи­лись в рус­ле не­орус­ско­го сти­ля, то­гда же бы­ла раз­вёр­ну­та мас­си­ро­ван­ная кри­ти­ка Р. с. за его про­грамм­ную ус­та­нов­ку на ко­пи­ро­ва­ние и вос­про­из­ве­де­ние ар­хео­ло­ги­че­ски дос­то­вер­ных (но не бес­спор­ных с точ­ки зре­ния «вы­со­ко­го вку­са») форм про­шло­го, под­час с пре­неб­ре­же­ни­ем ути­ли­тар­ны­ми и эс­те­тич. тре­бо­ва­ния­ми со­вре­мен­но­сти.

Лит.: Ки­ри­чен­ко Е. И. Рус­ский стиль. М., 1997; Ли­сов­ский В. Г. «На­цио­наль­ный стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. М., 2000; Са­вель­ев Ю. Р. Ис­кус­ст­во ис­то­риз­ма и го­су­дар­ст­вен­ный за­каз. М., 2008.

Вернуться к началу