Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РУССО́

Авторы: В. В. Стародубова
Т. Руссо. «Дубы в Апремоне». Ок. 1850–1852. Лувр (Париж).

РУССО́ (Rousseau) Тео­дор (Пьер Эть­енн Тео­дор) (15.4.1812, Па­риж – 22.12.1867, Бар­би­зон), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в сту­ди­ях Ж. Ш. Ж. Ре­мо­на и Г. Леть­е­ра в Па­ри­же (сер. 1820-х гг.). Ис­пы­тал влия­ние голл. пей­за­жи­стов 17 в., так­же Дж. Кон­стеб­ла и Р. Бо­нинг­то­на. Один из гл. пред­ста­ви­те­лей бар­би­зон­ской шко­лы, Р. умел уви­деть по­эзию в са­мом обы­ден­ном пей­заж­ном мо­ти­ве; час­то ос­тав­ляя про­стран­ст­во пе­ред­не­го пла­на от­кры­тым, он изо­бра­жал до­ро­гу или тро­пин­ку, уво­дя­щую в глу­би­ну. Ис­поль­зуя сдер­жан­ную то­наль­ную гам­му, Р. тон­ко за­пе­чат­ле­вал разл. со­стоя­ния при­ро­ды и све­то­воз­душ­ной сре­ды, что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию прин­ци­пов пле­нэ­ра («Вид в ок­ре­ст­но­стях Гран­ви­ля», 1833, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Вес­на», ок. 1850, Му­зей Ор­се, Па­риж, и др.). Мн. по­лот­нам Р. свой­ствен­на под­лин­ная эпич­ность («Опуш­ка ле­са в Фон­тенб­ло. За­кат», 1848–50, и др.). Ос­та­вил так­же мно­го ри­сун­ков и офор­тов. Ка­ва­лер Боль­шо­го кре­ста ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1852).

Лит.: Явор­ская Н. В. Пей­заж Бар­би­зон­ской шко­лы. М., 1962; Th. Rousseau. (Cat.). P., 1967; Terrasse A. Th. Rousseau’s universe. P., 1976.

Вернуться к началу