Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

САЛО́ННОЕ ИСКУ́ССТВО

Авторы: В. А. Кулаков
Салонное искусство. Г. И. Семирадский. «По примеру богов». 1879. Львовская картинная галерея.

САЛО́ННОЕ ИСКУ́ССТВО (са­лон­но-ака­де­ми­че­ское ис­кус­ст­во), кон­сер­ва­тив­ное на­прав­ле­ние в ху­дож. куль­ту­ре Ев­ро­пы и Аме­ри­ки 19 – нач. 20 вв.; на­зва­ние по­лу­чи­ло бла­го­да­ря под­держ­ке его офи­ци­аль­ным жю­ри па­риж­ских Са­ло­нов (см. в ст. Салон, 3-е значение). Об­щие от­ли­чит. чер­ты С. и.: эк­лек­тизм творч. ме­то­да, опи­раю­ще­го­ся пре­ж­де все­го на нор­мы ака­де­миз­ма 19 в. и позд­не­го клас­си­циз­ма, ис­поль­зую­ще­го в то же вре­мя внеш­не вос­при­ня­тые ме­то­ды и при­ёмы ро­ман­тиз­ма, позд­нее – реа­лиз­ма и на­ту­ра­лиз­ма: эф­фект­ная кра­си­вость ком­по­зи­ции и од­но­знач­ность со­дер­жа­ния (при раз­ви­той сю­жет­но­сти, час­то гра­ни­ча­щей с анек­до­тиз­мом); пря­мо­ли­ней­ность трак­тов­ки зна­чит. тем; фор­маль­ная за­вер­шён­ность и «сде­лан­ность» фак­ту­ры; па­те­ти­ка и идеа­ли­за­ция об­ра­зов; по­та­ка­ние ху­дож. мо­де и вку­сам мас­со­во­го зри­те­ля; от­кро­вен­ная раз­вле­ка­тель­ность, эро­ти­ка и уход от со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ки; аг­рес­сив­ное не­при­ятие все­го но­ва­тор­ско­го в иск-ве и стрем­ле­ние на­вя­зать своё по­ни­ма­ние «хо­ро­ше­го вку­са»; ком­мер­циа­ли­за­ция ху­дож. твор­че­ст­ва. Рас­цвет С. и. во Фран­ции при­хо­дит­ся на го­ды Вто­рой им­пе­рии, од­на­ко мно­гие его чер­ты сло­жи­лись уже в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков, при­мы­кав­ших к ро­ман­тиз­му (Э. Ж. О. Вер­не, Э. Де­ве­риа), мас­те­ров «зо­ло­той се­ре­ди­ны» (франц. juste-milieu; П. Де­ла­рош, Э. Мейс­со­нье и др.). Сре­ди вид­ней­ших мас­те­ров С. и. 2-й пол. 19 в. – Т. Ку­тюр, А. Ка­ба­нель, А. Буг­ро, Ж. Л. Же­ром, Ф. Кор­мон, Ш. Ша­п­лен, Ф. К. Вин­тер­халь­тер, Э. О. Ка­ро­люс-Дю­ран. Наи­бо­лее пред­по­чи­тае­мые жан­ры С. и. – ми­фо­ло­ги­ческий и ал­ле­го­ри­че­ский (ча­ще все­го как по­вод для изо­бра­же­ния об­на­жён­ной на­ту­ры), ис­то­ри­че­ский (обыч­но в ду­хе кос­тю­ми­ро­ван­ной ме­ло­дра­мы), бы­то­вой (час­то из «ан­тич­ной» жиз­ни); ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил са­лон­ный порт­рет. Бу­ду­чи сво­его ро­да «фаб­ри­кой грёз» и об­ла­дая спо­соб­но­стью ак­тив­ного воз­дей­ст­вия на мас­со­во­го зри­те­ля, С. и. ста­ло од­ним из пред­ше­ст­вен­ни­ков мас­со­вой куль­ту­ры 20 в. Ху­дож. яв­ле­ния, близ­кие С. и. Фран­ции, су­ще­ст­во­ва­ли в 19 – нач. 20 вв. так­же в Рос­сии (С. В. Ба­ка­ло­вич, Ф. А. Брон­ни­ков, К. Е. Ма­ков­ский, А. А. Хар­ла­мов, В. И. Яко­би и др.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (Ф. Лей­тон, Л. Аль­ма-Та­де­ма и др.), Поль­ше (Г. И. Се­ми­рад­ский), Лат­вии (К. Т. Гун), Ита­лии, Ав­ст­рии, США и др. стра­нах. Ас­си­ми­ля­ция раз­ных сти­лей и на­прав­ле­ний С. и., его за­мет­ная роль в ху­дож. жиз­ни име­ли так­же и об­рат­ное воз­дей­ст­вие на твор­че­ст­во круп­ных мас­те­ров 2-й пол. 19 в., да­лё­ких от его прин­ци­пи­аль­ных ус­та­но­вок (Г. Кур­бе, Г. Мо­ро, И. Н. Крам­ской и др.).

Лит.: The past rediscovered. French painting, 1800–1900. Minneapolis, 1969; Academic art / Ed. T. B. Hess, J. Ashbery. L., 1971; Čele­bo­no­vić A. The heyday of salon painting. L., 1974; Boime A. The Academy and French painting in the nineteenth century. New Haven; L., 1986; Плен­ни­ки кра­со­ты: Рус­ское ака­де­ми­че­ское и са­лон­ное ис­кус­ст­во 1830–1910-х гг. М., 2011; Не­сте­ро­ва Е. В. Иде­аль­ное ис­кус­ст­во: Позд­неа­ка­де­ми­че­ская и са­лон­ная жи­во­пись. СПб., 2012.

Вернуться к началу