Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНГА́ЛЛО

САНГА́ЛЛО (Sangallo; наст. фам. Джам­бер­ти, Giamberti), се­мья фло­рен­тий­ских ар­хи­тек­то­ров, скульп­то­ров и рез­чи­ков по де­ре­ву.

Джу­лиа­но да С. (ок. 1445, Фло­рен­ция – 20.10.1516, там же) был по­сле­до­ва­те­лем Л. Б. Аль­бер­ти, изу­чал ан­тич­ную ар­хи­тек­ту­ру (в 1465 от­пра­вил­ся в Рим), соз­дал кни­ги на­бро­сков ан­тич­ных зда­ний и ар­хит. де­та­лей (Гор. б-ка, Сие­на; Б-ка Ва­ти­ка­на), ко­то­рые впо­след­ст­вии ис­поль­зо­вал в сво­их ра­бо­тах. В его твор­че­ст­ве на­ме­тил­ся пе­ре­ход от Ран­не­го к Вы­со­ко­му Воз­ро­ж­де­нию. По заказу Л. Ме­ди­чи в 1485–94 соз­дал вил­лу в Под­жо-а-Кая­но, в ко­то­рой объ­е­ди­ни­лись идеи Вит­ру­вия, Пли­ния Млад­ше­го и со­хра­нив­ших­ся др.-рим. об­раз­цов, также ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ле-Кар­че­ри в Пра­то (1486–95) и сак­ри­стию ц. Сан­то-Спи­ри­то во Фло­рен­ции (1488–92). На­хо­дясь на служ­бе у кар­ди­на­ла Дж. дел­ла Ро­ве­ре в 1495–96, со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие во Фран­цию, изу­чал рим. древ­но­сти в Про­ван­се. В 1505 пе­ре­ехал в Рим, со­здал неск. про­ек­тов со­бо­ра Св. Пет­ра. С 1509 жил во Фло­рен­ции, за­ни­мал­ся в осн. строи­тель­ст­вом кре­по­стей (пе­ре­строй­ка Фор­тец­ца-ди-Сан-Гал­ло в Пи­зе, 1509–12). Вме­сте с бра­том Ан­то­нио соз­да­вал де­рев. ар­хит. мо­де­ли, об­рам­ле­ния для ал­та­рей, си­де­нья для пев­чих и др.

Фото Josep Renalis Антонио да Сангалло Старший. Церковь Мадонна-ди-Сан-Бьяджо близ Монтепульчано. Строилась с 1518.

Ан­то­нио да С. Стар­ший (ок. 1453–55, Фло­рен­ция – 27.12.1534, там же), брат Джу­лиа­но. Ав­тор рез­ных пла­фо­нов в За­ле Боль­шо­го со­ве­та в Па­лац­цо Век­кьо (1495–99) и ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре во Фло­рен­ции. За­вер­шил ц. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та в Арец­цо (на­ча­ло строи­тель­ст­ва в 1490), воз­вёл Лод­жию Сер­ви­тов на пл. Вос­пи­та­тель­но­го до­ма во Фло­рен­ции (совм. с Бач­чо д’Аньоло, 1516–20), ко­то­рая по­вто­ря­ет струк­ту­ру рас­по­ло­жен­но­го на­про­тив пор­ти­ка Ф. Бру­нел­ле­ски. С 1518 по его про­ек­ту строилась ц. Ма­дон­на-ди-Сан-Бьяд­жо близ Мон­те­пуль­ча­но – один из луч­ших цен­трич. хра­мов Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния (в фор­ме греч. кре­ста с ку­по­лом). Ав­тор об­шир­но­го сво­да ар­хит. ри­сун­ков (га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция).

Ан­то­нио да С. Млад­ший (наст. фам. Кор­диа­ни, Cordiani) (12.4.1484, Фло­рен­ция – 3.8.1546, Тер­ни), пле­мян­ник Джу­лиа­но и Ан­то­нио Стар­ше­го. Ис­пы­тал влия­ние Джу­лиа­но, ра­бо­тая в его мас­тер­ской. С 1503 в Ри­ме со­труд­ни­чал с Д. Бра­ман­те. С 1516 ас­си­стент Ра­фа­эля на строи­тель­ст­ве со­бо­ра Св. Пет­ра, в 1536 воз­гла­вил ра­бо­ты, соз­дал де­рев. мо­дель сво­его про­ек­та. С 1517 ра­бо­тал с Ра­фа­элем при со­ору­же­нии Вил­лы Ма­да­ма в Ри­ме; воз­вёл Па­лац­цо Фар­не­зе. В пла­ни­ров­ке церк­вей пред­по­чи­тал цен­траль­но-ку­поль­ные про­стран­ст­ва и ор­дер­ный де­кор на фа­са­дах (Сан­та-Ма­рия-ди-Ло­ре­то в Ри­ме, 1518–22). Во мно­гих фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ни­ях со­вме­щал но­вей­шие тех­нич. дос­ти­же­ния и ху­дож. оформ­ле­ние (кре­пость Ка­по­ди­мон­те на оз. Боль­се­на, 1513–15; про­ект Кап­ра­ро­ла вил­лы, Фор­тец­ца-да-Бас­со во Фло­рен­ции, 1533–36; Рок­ка-Пао­ли­на в Пе­руд­же, 1540–43, не сохр., и др.).

Бас­тиа­но да С. (1481, Фло­рен­ция – 31.5.1551, там же) по про­зви­щу Ари­сто­тель, пле­мян­ник Джу­лиа­но и Ан­то­нио Стар­ше­го. Учил­ся у П. Пе­руд­жи­но и Ми­ке­ланд­же­ло. Ав­тор про­ек­тов врем. со­ору­же­ний, сце­нич. де­ко­ра­ций и фор­ти­фи­кац. по­стро­ек. Один из по­мощ­ни­ков Ми­ке­ланд­же­ло при рос­пи­си сво­да Сик­стин­ской ка­пел­лы; ис­пол­нил жи­во­пис­ную ко­пию (наи­бо­лее пол­ную) с не­со­хра­нив­ше­го­ся кар­то­на Ми­ке­ланд­же­ло к фре­ске «Бит­ва при Ка­ши­не» (ок. 1542, со­б­ра­ние гра­фов Лес­тер­ских, Хол­кем-холл, Великобритания).

Лит.: Giovannoni G. A. da Sangallo il Giovane. Roma, 1959. Vol. 1–2; Borsi S. G. da Sangal­lo: i disegni di architettura e dell’antico. [Roma], 1985; Cozzi M. A. da Sangallo il Vecchio e l’architettura del Cinquecento in Valdichiana. Genova, 1992.

Вернуться к началу