Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

СЕЗА́НН

Авторы: В. В. Стародубова
П. Сезанн. «Гора Святой Виктории. Виадук». 1906. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

СЕЗА́НН (Cézanne) Поль (19.1.1839, Экс-ан-Про­ванс – 23.10.1906, там же), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик. Ро­дил­ся в се­мье бан­ки­ра. Учил­ся в Му­ни­ци­паль­ной шко­ле ри­сун­ка Экс-ан-Про­ван­са (1857–61) у Ж. Жи­бе­ра. В юно­сти по­зна­ко­мил­ся с Э. Зо­ля, ув­ле­кал­ся лит-рой. В 1861 уе­хал в Па­риж, за­ни­мал­ся в ака­де­мии Сюи­са, где по­зна­ко­мил­ся с К. Пис­сар­ро, позд­нее ра­бо­тал с ним в Пон­туа­зе и Овер-сюр-Уа­зе (1872–73), поль­зо­вал­ся его со­ве­та­ми. Ко­пи­ро­вал ста­рых мас­те­ров в Лув­ре, кар­ти­ны Э. Де­лак­руа и Г. Кур­бе. Уча­ст­во­вал в «Са­ло­не от­вер­жен­ных» (1863) вме­сте с Э. Ма­не, Пис­сар­ро и др. Для про­из­ве­де­ний 1860-х гг. ха­рак­тер­ны не­ко­то­рая чрез­мер­ность эмо­ций, пас­тоз­ность и стре­ми­тель­ность жи­во­пи­си, дав­шие по­вод на­звать этот пе­ри­од «ро­ман­ти­че­ским» («Ор­гия», ок. 1864–68, собрание Ле­кон­та, Па­риж, и др.). Уча­ст­во­вал в вы­став­ках им­прес­сио­ни­стов (1874 и 1877), од­на­ко в изо­бра­же­нии че­ло­ве­ка и при­ро­ды вме­сто им­прес­сио­ни­стич. «впе­чат­ле­ния» С. стре­мил­ся к вос­соз­да­нию об­ра­зов, в ко­то­рых как бы от­ра­зил­ся от­свет веч­ной гар­мо­нии Все­лен­ной: пред­ме­ты на­де­ле­ны объ­ё­мом, плот­но­стью; урав­но­ве­шен­ность цве­то­вых и пла­стич. масс при­зва­на пе­ре­дать не­зыб­ле­мость вещ­но­го ми­ра («Дом по­ве­шен­но­го», 1873, Му­зей Ор­се, и др.). С. вно­сит кор­рек­ти­вы в прин­ци­пы тра­диц. ли­ней­ной пер­спек­ти­вы, ис­поль­зуя «пер­цеп­тив­ную» пер­спек­ти­ву, от­ве­чаю­щую ес­теств. зри­тель­но­му вос­при­ятию глу­би­ны про­стран­ст­ва. Не­ред­ко в пей­за­жах С. до­ми­ни­ру­ет вер­ти­каль – ось, во­круг ко­то­рой чёт­ко рас­пре­де­ля­ют­ся про­стран­ст­вен­ные пла­ны («Га­вань Мар­се­ля», 1883–85, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк, и др.). Воз­мож­но, в си­лу тре­вож­но-обо­ст­рён­но­го ощу­ще­ния ус­коль­заю­ще­го вре­ме­ни для С. бы­ло важ­но ут­вер­дить не­кие вне­вре­мен­ные цен­но­сти, мир не­пре­ре­кае­мо су­щий, – так, в «На­тюр­мор­те с чёр­ны­ми ча­са­ми» (ок. 1870, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж) на ци­фер­бла­те нет стре­лок, что воз­вра­ща­ет зри­те­ля к мыс­ли о веч­но­сти. На­тюр­морт ста­но­вит­ся из­люб­лен­ным жан­ром С.: пред­ме­ты, фрук­ты, тка­ни ис­пол­не­ны тор­жеств. мно­го­зна­чи­тель­но­сти, объ­ё­мы вы­ле­п­ле­ны цве­том, что вы­яв­ля­ет мощ­ную гео­мет­рию форм [«На­тюр­морт с дра­пиров­кой», ок. 1899, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург (см. илл. к ст. Натюрморт), и др.]. С. по­ла­гал, что бес­ко­неч­ное мно­го­об­ра­зие форм при­ро­ды зи­ж­дет­ся на та­ких струк­ту­рах, как шар, ци­линдр, ко­нус, со­от­но­ше­ние ко­то­рых ле­жит в ос­но­ве за­ко­но­мер­но­стей уст­рой­ст­ва Все­лен­ной.

П. Сезанн. «Игроки в карты». 1893–96. Музей Орсе (Париж).

Изо­бра­же­ния лю­дей у С. так­же под­чи­не­ны строй­ной ло­ги­ке, фор­мы рель­еф­но вы­ле­п­ле­ны, пла­ны чёт­ко обо­зна­че­ны, кон­ст­рук­ция стро­го вы­ве­ре­на. В по­ис­ках су­ти об­раза С. из­бе­гал пре­хо­дя­щих мо­мен­тов (ми­ми­ки, жес­ти­ку­ля­ции, да­же пси­хо­ло­гиз­ма); порт­ре­тируе­мые вы­гля­дят серь­ёз­ны­ми, са­мо­уг­луб­лён­ны­ми: ав­то­порт­ре­ты (с 1861), «Пье­ро и Ар­лекин» (ок. 1888, ГМИИ), цик­лы кар­тин (в разл. со­б­ра­ни­ях) «Иг­ро­ки в кар­ты» (с 1890), «Ку­риль­щик», «Ку­паль­щи­цы» (оба с сер. 1890-х гг.); порт­рет А. Вол­ла­ра (1899, Му­зей Пти-Па­ле, Па­риж) и др. С. вос­соз­да­ёт не ис­то­рию жиз­ни или эмо­ции че­ло­ве­ка, но ут­вер­жда­ет сам факт его пре­бы­ва­ния в этом ми­ре – фор­му­ла, ко­то­рая ле­жит в ос­но­ве его ху­дож. кон­цеп­ции. Од­на­ко дра­ма­тизм ми­ро­ощу­ще­ния ху­дож­ни­ка, реф­лек­сия про­яв­ля­ют­ся в тре­вож­ных рит­мах, в ощу­ще­нии внутр. на­пря­же­ния, в не­спо­кой­ных цве­то­вых со­от­но­ше­ни­ях. По­сле дол­гих лет по­ис­ков, по­сто­ян­но­го ощу­ще­ния не­со­от­вет­ст­вия за­мыс­ла и ре­зуль­та­та, за­став­ляв­ше­го С. не­ред­ко унич­то­жать свои кар­ти­ны, позд­ние его ра­бо­ты об­ла­да­ют клас­сич. яс­но­стью. Сре­ди пей­за­жей С. осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют сияю­щий го­лу­бой кри­сталл го­ры Св. Вик­то­рии (с сер. 1880-х гг. до кон­ца жиз­ни; кар­ти­ны в разл. му­зе­ях ми­ра) и ис­по­лин­ская крас­но­стволь­ная со­сна – в их тор­жеств. кра­со­те ху­дож­ник слов­но об­рёл ис­ко­мую им гар­мо­нию ми­ро­зда­ния. На­сле­дие С. вклю­ча­ет так­же мно­го­числ. ак­ва­ре­ли и ри­сун­ки. Один из гл. мас­те­ров пост­им­прес­сио­низ­ма, С. при­об­рёл ми­ро­вую из­вест­ность лишь по­сле по­смерт­ной вы­став­ки (1907). То­ки мощ­ной ду­хов­ной энер­гии, ис­хо­дя­щие от его ра­бот, от­кры­тия в трак­тов­ке про­стран­ст­ва, фор­мы, кон­ст­рук­ции, цве­та, мыс­ли С. об иск-ве ока­за­ли силь­ное влия­ние на иск-во 20 в. (пре­ж­де все­го на фор­ми­ро­ва­ние фо­виз­ма, ку­биз­ма, рус. аван­гар­диз­ма).

Соч.: Пе­ре­пис­ка. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1972; Correspondance / Ed. J. Rewald. P., 1978; N. Y., 1984.

Лит.: Явор­ская Н. В. Се­занн. М., 1935; Huyghe R. Cézanne. P., 1936; Brion M. Cé­zanne. Mil., 1972; Chappuis A. The drawings of P. Cézanne: A catalogue raisonné. L., 1973. Vol. 1–2; Picon G., Orienti D. Tout l’œuvre peint de Cézanne. P., 1975; Venturi L. Cé­zanne. Gen., 1978; Rewald J. Cézanne: A bio­graphy. N. Y., 1986; Лин­дсей Д. П. Се­занн. М., 1989; Hoog M. Cézanne, puissant et soli­taire. P., 1989; Вол­лар А. Се­занн. СПб., 1991; Dottori R. P. Cézanne: L’opera d’arte come assoluto. Palermo, 1994; Lévêque J. P. Cé­zanne: Le précurseur de la modernité. Cour­bevoie, 1995.

Вернуться к началу