Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

СИ́НТЕЗ ИСКУ́ССТВ

Авторы: Д. О. Чехович (музыка и драма)

СИ́НТЕЗ ИСКУ́ССТВ, объ­е­ди­не­ние разл. ви­дов ис­кус­ст­ва в од­ном ху­дож. про­из­ве­де­нии. В от­ли­чие от древ­не­го син­кре­тич. праи­скус­ст­ва (об­ря­до­вая «иг­ра-дей­ст­вие» по Алек­сан­д­ру Н. Ве­се­лов­ско­му, см. Син­кре­тизм), С. и. – до­ста­точ­но позд­няя тен­ден­ция, воз­мож­ная на зре­лой ста­дии раз­ви­тия ху­дож. куль­ту­ры, ко­гда отд. ви­ды иск-ва уже от­де­ли­лись друг от дру­га и спе­ци­фи­ка ка­ж­до­го из них при­об­ре­ла тео­ре­тич. оформ­лен­ность. Ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом тя­го­те­ют друг к дру­гу пла­сти­че­ские ис­кус­ст­ва (про­стран­ст­вен­ные ис­кус­ст­ва): ар­хи­тек­ту­ра, жи­во­пись, скульп­ту­ра, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во, взаи­мо­про­ни­кая, объ­е­ди­ня­ют­ся в це­ло­ст­ный ху­дож. ан­самбль (в 1-м зна­че­нии, как пра­ви­ло, на ос­но­ве ар­хи­тек­ту­ры), не сво­ди­мый к сум­ме со­став­ляю­щих его эле­мен­тов. О син­те­зе в ши­ро­ком смыс­ле мож­но го­во­рить по от­но­ше­нию к ис­кус­ст­вам, тре­бую­щим ин­тер­пре­та­то­ра (ак­тё­ра, пев­ца, тан­цов­щи­ка, му­зы­кан­та-ин­ст­ру­мен­та­ли­ста). Та­ко­му по­ни­ма­нию С. и. от­ве­ча­ют все сце­нич. иск-ва: дра­ма (в 1-м зна­че­нии, т. е. тра­ге­дия и ко­ме­дия – син­тез лит-ры и ак­тёр­ской иг­ры), на ран­нем эта­пе раз­ви­тия в эпо­ху ан­тич­но­сти ещё син­кре­ти­че­ская (зна­чит. роль от­во­ди­лась хо­ру), ба­лет (клас­сич. та­нец – син­тез му­зы­ки и хо­рео­гра­фии), опе­ра (муз. дра­ма). Су­ще­ст­вен­ную роль в спек­так­ле (со вре­мён ан­тич­но­сти) иг­ра­ет сце­нич. оформ­ле­ние (те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во). К сце­нич. ис­кус­ст­вам при­мы­ка­ют иные (от­лич­ные от опе­ры) фор­мы во­каль­ной му­зы­ки: ора­то­рия, кан­та­та (син­тез му­зы­ки и по­эзии, в ко­то­ром соз­да­ние тек­ста обыч­но пред­ше­ст­ву­ет муз. во­пло­ще­нию, в про­ти­во­по­лож­ность син­кре­тич. фольк­лор­ным жан­рам – пес­ням, хо­ро­во­ду). Про­яв­ле­ни­ем С. и. от­час­ти яв­ля­ет­ся про­грамм­ная му­зы­ка (имею­щая раз­вёр­ну­тую лит. про­грам­му ли­бо от­сы­лаю­щая к об­раз­ам пла­стич. ис­кусств). По мыс­ли П. А. Фло­рен­ско­го, к С. и. сле­ду­ет от­но­сить так­же хра­мо­вое дей­ст­во (бо­го­слу­же­ние, ли­тур­гия). Оно вклю­ча­ет как вре­менны́е, так и про­стран­ст­вен­ные ас­пек­ты С. и. (мо­лит­во­слов­ные тек­сты, по­ло­жен­ные на му­зы­ку, про­из­но­сят­ся в про­стран­ст­ве хра­ма, ино­гда в раз­ных его час­тях, см. в ста­тьях Ан­ти­фон­ное пе­ние, Рес­пон­сор­ное пе­ние; пас­халь­ное бо­го­слу­же­ние мо­жет вклю­чать тан­це­валь­ные эле­мен­ты). Наи­бо­лее раз­вит хра­мо­вый С. и. в жан­ре и фор­ме «стра­стей». За пре­де­ла­ми ев­роп. тра­ди­ции (напр., в ма­ка­ме, му­га­ме, т. н. сан­ск­рит­ской дра­ме, япон. те­ат­ре но, пе­кин­ской опе­ре цзинц­зюй) взаи­мо­свя­зи разл. ис­кусств (лит-ра, му­зы­ка, та­нец) име­ют пре­им. син­кре­тич. ха­рак­тер.

О С. и. в спец. зна­че­нии (в кон­тек­сте эс­те­ти­ки ро­ман­тиз­ма) го­во­рят при­ме­ни­тель­но к «со­во­куп­но­му про­из­ве­де­нию ис­кусств» (нем. Gesamtkunstwerk, рус. пе­ре­вод тер­ми­на при­над­ле­жит Н. А. Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву) – муз. дра­ме но­во­го ти­па, кон­цеп­цию ко­то­рой раз­ра­бо­тал и прак­ти­че­ски осу­ще­ст­вил Р. Ваг­нер. На­чи­ная с ро­ман­тич. опе­ры «Ле­ту­чий гол­лан­дец» (1843) Ваг­нер об­ра­тил­ся к сю­же­там нар. ска­за­ний, в даль­ней­шем к ар­ха­ич. пла­стам гер­ма­но-сканд. ми­фо­ло­гии (тет­ра­ло­гия «Коль­цо ни­бе­лун­га», 1852–76), что по­влек­ло ко­рен­ную ре­фор­му муз. те­ат­ра. Анар­хич. бунт про­тив совр. «ми­ра ор­га­ни­зо­ван­но­го убий­ст­ва и гра­бе­жа» (Ваг­нер) по­слу­жил импуль­сом к пе­ре­смот­ру всей сис­те­мы ис­кусств, центр. ме­сто в ко­то­рой долж­на за­нять дра­ма, при­зван­ная за­ме­нить ре­лиг. культ. Воз­врат к древ­ним ис­то­кам дра­мы и ан­тич­но­му хо­ру (его функ­цию в «тор­же­ст­вен­ных сце­ни­че­ских пред­став­ле­ни­ях» Ваг­не­ра вы­пол­ня­ет ор­кестр) на де­ле оз­на­чал лом­ку сло­жив­ших­ся опер­ных форм, ме­сто ко­то­рых за­ня­ла «бес­ко­неч­ная ме­ло­дия». Ут­вер­ждая свой С. и., Ваг­нер под­чёр­ки­вал ис­клю­чит. роль Л. ван Бет­хо­ве­на как пер­во­го ком­по­зи­то­ра, со­еди­нив­ше­го сло­во и му­зы­ку в клас­сич. жан­ре сим­фо­нии, по­сле че­го «чис­тая» ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка, по Ваг­не­ру, ут­ра­ти­ла вся­кий смысл.

Ев­роп. куль­ту­ра 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. ви­де­ла в С. и. ак­ту­аль­ную ху­дож. за­да­чу, ко­то­рую ре­ша­ли пред­ста­ви­те­ли дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» (У. Мор­рис), мас­те­ра мо­дер­на, Се­цес­сио­на, Бау­хау­за, кон­ст­рук­ти­виз­ма, ар де­ко и др. на­прав­ле­ний и сти­лей. В этот пе­ри­од С. и. реа­ли­зу­ет­ся в жи­лых и об­ществ. со­ору­же­ни­ях, соз­дан­ных вруч­ную кни­гах, те­ат­раль­ных по­ста­нов­ках (напр., в МХТ, труп­пе Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва, спек­так­лях В. Э. Мей­ер­холь­да, А. Я. Таи­ро­ва, М. Рейн­хард­та и др.), в ме­мо­ри­аль­ных со­ору­же­ни­ях, са­до­во-пар­ко­вом ис­кус­ст­ве, вы­ста­воч­ных ком­плек­сах (Все­мир­ные вы­став­ки), мас­со­вых празд­не­ст­вах (напр., в СССР по­сле 1917). По­сле то­го как бы­ла раз­ра­бо­та­на кон­цеп­ция С. и., при­ме­ры его во­пло­ще­ния ис­то­ри­ки иск-ва ста­ли на­хо­дить в ан­самб­лях Древ­не­го Вос­то­ка, ан­тич­но­сти, со­ору­же­ни­ях ро­ман­ско­го сти­ля, го­ти­ки, Про­то­ре­нес­сан­са, Воз­ро­ж­де­ния, ба­рок­ко, клас­си­циз­ма, ис­то­ри­че­ских сти­лей и эк­лек­тиз­ма, в ви­зант. и др.-рус. зод­че­ст­ве, в разл. внеев­ро­пей­ских куль­ту­рах. В 20–21 вв. во­пло­ще­ни­ем С. и. пред­став­ля­ет­ся ки­но­ис­кус­ст­во.

Лит.: Ваг­нер Р. Пись­ма. Днев­ни­ки. Об­ра­ще­ние к друзь­ям. СПб., 1911. Т. 4; он же. Опе­ра и дра­ма // Ваг­нер Р. Из­бран­ные ра­бо­ты. М., 1978; он же. Му­зы­каль­но-эс­те­ти­че­ские фраг­мен­ты // Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка Гер­ма­нии XIX в. М., 1982. Т. 2; Рим­ский-Кор­са­ков Н. А. Ваг­нер. Со­во­куп­ное про­из­ве­де­ние двух ис­кусств или му­зы­каль­ная дра­ма (1892) // Рим­ский-Кор­са­ков Н. А. Полн. собр. соч. М., 1963. Т. 2; Му­ри­на Е. Б. Про­бле­мы син­те­за про­стран­ст­вен­ных ис­кусств. М., 1982; Фло­рен­ский П. А. Хра­мо­вое дей­ст­во как син­тез ис­кусств. Ико­но­стас. М., 2008.

Вернуться к началу