Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕРНЬ

Всероссийский музей ДПИ Чернь. Коробка туалетная «Осень». Художник Ж.Х. Ибрагимов. 1960. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва).

ЧЕРНЬ, ни­ел­ло (итал. niello, от лат. ni­gel­lus, умень­шит. от niger – чёр­ный), сплав се­реб­ра, свин­ца, се­ры и дру­гих варь­и­рую­щих­ся ком­по­нен­тов, а так­же тех­ни­ка ук­ра­ше­ния этим спла­вом из­де­лий из се­реб­ра и зо­ло­та. Гра­ви­ро­ван­ный ри­су­нок на ме­тал­лич. по­верх­но­сти за­пол­ня­ет­ся из­мель­чён­ной Ч. и под­вер­га­ет­ся об­жи­гу, по­сле че­го он при­об­ре­та­ет чёр­ный или тём­но-се­рый цвет (см. Чер­не­ние). Ч. из­вест­на с ан­тич­но­сти. Чер­нё­ные изо­бра­же­ния (сю­жет­ные, пей­заж­ные, ор­на­мен­таль­ные) вы­пол­ня­ют­ся на отд. пла­сти­нах (напр., в Ита­лии в 15–16 вв.) ли­бо ук­ра­ша­ют по­су­ду, ору­жие, юве­лир­ные из­де­лия и пр. (Ч. зап.-ев­роп., ин­дий­ская, при­бал­тий­ских и кавк. на­ро­дов и др.). Из­вест­ны се­реб­ря­ные под­вес­ки, брас­ле­ты, лун­ни­цы с Ч. рус. мас­те­ров 10–13 вв., наи­боль­шее раз­но­об­ра­зие форм из­де­лий и сю­же­тов чер­нё­ных ри­сун­ков бы­ло до­стиг­ну­то в Рос­сии в 18 в. (см. Ве­ли­ко­ус­тюж­ское чер­не­ние по се­реб­ру). См. так­же Ку­ба­чин­ская об­ра­бот­ка ме­тал­ла.

Лит.: По­ст­ни­ко­ва-Ло­се­ва М. М., Пла­то­но­ва Н. Г., Уль­я­но­ва Б. Л. Рус­ское чер­не­вое ис­кус­ст­во. М., 1972.

Вернуться к началу