Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭРМИТА́Ж

Государственный Эрмитаж Эрмитаж. Зал 239 «Малый испанский просвет».

ЭРМИТА́Ж (Го­су­дар­ст­вен­ный Эр­ми­таж), ху­дож. и куль­тур­но-ис­то­рич. му­зей в С.-Пе­тер­бур­ге, один из круп­ней­ших в ми­ре. Гл. му­зей­ный ком­плекс об­ра­зо­ван из свя­зан­ных друг с дру­гом зда­ний на Двор­цо­вой на­бе­реж­ной: Зим­ний дво­рец, Ма­лый, Ста­рый (Боль­шой) Эр­ми­таж, Но­вый Эр­ми­таж, Эр­ми­таж­ный те­атр (об их ар­хи­тек­ту­ре см. Зим­ний дво­рец), а так­же За­пас­ной дом Зим­не­го двор­ца [1726–42, 1830, 1878, ар­хи­тек­то­ры Д. Тре­зи­ни (пред­по­ло­жи­тель­но), О. Тре­зи­ни, Н. Ф. Бек­кер]. Э. так­же вклю­ча­ет в се­бя дво­рец А. Д. Мен­ши­кова (1710–27, ар­хитекторы Дж. М. Фон­та­на, Г. И. Ше­дель) с экс­по­зи­ци­ей «Куль­ту­ра Рос­сии 1-й тре­ти 18 в.», Му­зей Им­пе­ратор­ско­го фар­фо­ро­во­го за­во­да, Рес­тав­ра­ци­он­но-хра­ни­тель­ский центр «Ста­рая Де­рев­ня» (1990–2006, ар­хи­тек­то­ры С. А. Тро­фи­мов, Н. Л. Тро­фи­мо­ва, К. С. Тро­фи­мов, В. Лу­кин, Е. Ма­лее­ва), зда­ние Гл. шта­ба (1819–29, арх. К. И. Рос­си). Кро­ме то­го, Э. име­ет фи­лиа­лы в Лон­до­не (с 2000, в Со­мер­сет-хау­се), Ам­стер­да­ме (с 2004, офи­ци­аль­но от­крыт в 2009, в зда­нии при­юта Ам­стел­хоф, 1682, ре­кон­ст­рук­ция, арх. Х. ван Хес­вейк), Ка­за­ни (с 2005, на тер­ри­то­рии крем­ля), Вы­бор­ге (с 2010, в зда­нии ху­дож. шко­лы и му­зея, 1930, арх. У. В. Уль­берг), Ве­не­ции (с 2013, в зда­нии Ста­рых Про­ку­ра­ций на пл. Сан-Мар­ко).

В ос­но­ве му­зея – имп. ху­дож. кол­лек­ции: да­той ос­но­ва­ния Э. счи­та­ет­ся 1764, ко­гда Ека­те­ри­на II ку­пи­ла кол­лек­цию И. Э. Гоц­ков­ско­го (гл. обр. про­из­ве­де­ния флам. и голл. школ, в т. ч. ра­бо­та Ф. Хал­са «Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка с пер­чат­кой в ру­ке», ок. 1650, и др.). Важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии Э. сыг­ра­ло при­об­ре­те­ние кол­лек­ций гр. Брю­ля (1769), ба­ро­на Кро­за (1772; кар­ти­ны итал., франц., голл. и флам. мас­те­ров, в т. ч. кар­ти­на Джорд­жо­не «Юдифь», 1504, и др.), Р. Уол­по­ла (1779), бан­ки­ра Дж. Лайд-Брау­на (1787, яд­ро эр­ми­таж­ной кол­лек­ции па­мят­ни­ков ан­тич­ной скульп­ту­ры), Ж. де Бо­гар­не (1815), ве­не­ци­ан­ской га­ле­реи Бар­ба­ри­го (1850) и др. На­чи­ная с 19 в. Э. по­пол­ня­ет­ся не толь­ко за счёт при­об­ре­те­ния кол­лек­ций, но и бла­го­да­ря за­куп­ке отд. про­из­ве­де­ний: в 1808 при­об­ре­те­на кар­ти­на Ка­ра­вад­жо «Юно­ша с лют­ней» (1595–96), в 1817 – «Ма­дон­на с мла­ден­цем в пей­за­же» Джорд­жо­не (ок. 1503) и т. д. Э. от­крыт для пуб­ли­ки в 1852 при Ни­ко­лае I. В 19 в. в Э. по­сту­па­ли так­же про­из­ве­де­ния рос. жи­во­пис­цев, часть из ко­то­рых в 1895 пе­ре­да­на Рус­ско­му му­зею. По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 со­б­ра­ние Э. рас­ши­ря­лось бла­го­да­ря на­цио­на­ли­зи­ро­ван­ным ча­ст­ным кол­лек­ци­ям. На ру­бе­же 1920–30-х гг. из со­б­ра­ния Э. бы­ли про­да­ны, в т. ч. А. Хам­ме­ру и Э. Мел­ло­ну, кар­ти­ны ста­рых мас­те­ров (Ра­фа­эля, П. Пе­руд­жи­но, Ти­циа­на, Я. ван Эй­ка, Рем­бранд­та, Д. Ве­ла­ске­са и др.). В 1948 Э. пе­ре­да­на часть со­б­ра­ния рас­фор­ми­ро­ван­но­го Но­во­го за­пад­но­го ис­кус­ст­ва му­зея (ра­бо­ты К. Мо­не, О. Ре­нуа­ра, П. Се­зан­на, В. Ван Го­га, А. Ма­тис­са, П. Пи­кас­со и др.), по­сле че­го в Э. ста­ли по­сту­пать и др. про­из­ве­де­ния иск-ва 2-й пол. 19 в. и 20 в. С 2007 в рам­ках про­ек­та «Эр­ми­таж 20/21» при­об­ре­та­ют­ся про­из­ве­де­ния совр. иск-ва и про­хо­дят его вы­став­ки.

Э. рас­по­ла­га­ет од­ним из бо­га­тей­ших со­б­ра­ний ми­ро­во­го иск-ва на­чи­ная с ка­мен­но­го ве­ка и до на­ших дней, вклю­чаю­щим от­де­лы: пер­во­быт­но­го иск-ва и мно­го­числ. ар­хео­ло­гич. куль­тур (в т. ч. круп­ней­шая кол­лек­ция па­мят­ни­ков куль­ту­ры ски­фов 7–2 вв. до н. э.), иск-ва Ближ­не­го Вос­то­ка, Древ­не­го Егип­та, Древ­ней Гре­ции, Древ­не­го Ри­ма, Ита­лии, Ви­зан­тии, ср.-век. Ев­ро­пы, ази­ат. иск-ва (в т. ч. Ин­дии и Япо­нии), ев­роп. жи­во­пи­си 13–20 вв., в т. ч. итал. (С. Бот­ти­чел­ли, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ра­фа­эль, Джорд­жо­не, Дж. Б. Чи­ма да Ко­нель­я­но, Ти­ци­ан, Я. Пон­тор­мо, А. Брон­зи­но, Ка­ра­вад­жо, Г. Ре­ни, С. Ро­за, Дж. Б. Тье­по­ло, Ф. Гвар­ди и др.), исп. (Эль Гре­ко, Х. де Ри­бе­ра, Ф. Сур­ба­ран, Д. Ве­ла­скес, Б. Э. Му­ри­льо, Ф. Гойя и др.), ни­дерл. (Р. Кам­пен, Ро­гир ван дер Вей­ден, Л. ван Лей­ден и др.), нем. (Л. Кра­нах Стар­ший, А. Холь­бейн, Г. Пенц, А. Ка­уф­ман, А. Р. Менгс и др.), флам. (П. П. Ру­бенс, А. ван Дейк, Я. Йор­данс, Ф. Сней­дерс и др.), голл. (Я. ван Рёйс­дал, Я. Стен, А. ван Ос­та­де, Рем­брандт), англ. (У. Доб­сон, Дж. Рей­нолдс, Т. Гейн­с­бо­ро, Дж. Доу и др.), франц. (Н. Пус­сен, К. Лор­рен, С. Вуэ, А. Ват­то, Ф. Бу­ше, Ж. Л. Да­вид, Ж. О. Д. Энгр, П. Пюви де Ша­ванн, О. Ре­дон, А. Рус­со и др.) мас­те­ров, ев­роп. скульп­ту­ры (Ми­ке­ланд­же­ло, А. Ка­но­ва, Б. Тор­вальд­сен, Э. М. Фаль­ко­не, М. А. Кол­ло, Ж. А. Гу­дон, О. Ро­ден и др.) и пр.

Лит.: Пер­сиа­но­ва О. М. Эр­ми­таж: Пу­те­во­ди­тель по за­лам му­зея. 8-е изд. Л., 1977; Эр­ми­таж: Ис­то­рия и кол­лек­ции. М., 1980; Эр­ми­таж: Ис­то­рия строи­тель­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ра зда­ний / Под ред. Б. Б. Пи­от­ров­ско­го. Л., 1990; Доб­ро­воль­ский В. И. Эр­ми­таж: Ис­то­рия зда­ний и кол­лек­ций. СПб., 2009; Си­н ель­ни­ко­ва Н.А. Эр­ми­таж. М., 2009; Пи­от­ров­ский М. Б. Мой Эр­ми­таж. СПб., 2014.

Вернуться к началу