БЕ́ЛОЕ МО́РЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 230-232

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Г. Деев

БЕ́ЛОЕ МО́РЕ, наи­бо­лее обо­соб­лен­ное внут­рен­нее мо­ре Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го ок. (един­ст­вен­ное, поч­ти це­ли­ком рас­по­ло­жен­ное юж­нее Сев. по­ляр­но­го кру­га), глу­бо­ко вре­зан­ное в су­шу. Пол­но­стью на­хо­дит­ся в пре­де­лах Рос­сии. Со­еди­ня­ет­ся на се­ве­ре с Ба­рен­це­вым м. уз­ким про­ли­вом Гор­ло, сев. ши­ро­кая часть ко­то­ро­го на­зы­ва­ет­ся про­ли­вом Во­рон­ка, центр. часть мо­ря на­зы­ва­ет­ся Бас­сей­ном. Гра­ни­чит с Ба­рен­це­вым м. по ли­нии мыс Свя­той Нос (на Коль­ском п-ове) – мыс Ка­нин Нос. Од­но из са­мых ма­лых мо­рей на Зем­ле. Пл. 90 тыс. км2, объ­ём 6 тыс. км3. Наи­боль­шая глу­би­на 350 м. Силь­но из­ре­зан­ная бе­ре­го­вая ли­ния Б. м. об­ра­зу­ет мно­го­числ. гу­бы (за­ли­вы), наи­бо­лее круп­ные: Онеж­ская, Двин­ская, Ме­зен­ская, Кан­да­лакш­ский зал. Круп­ные ост­ро­ва – Со­ло­вец­кие, Ве­ли­кий, Мор­жо­вец, Оле­ний, мно­го мел­ких ост­ро­вов. Бе­ре­га Б. м., имею­щие собств. на­зва­ния, б. ч. низ­мен­ные, аб­ра­зи­он­ные, со сле­да­ми лед­ни­ко­вой об­ра­бот­ки. Тер­ский бе­рег пре­им. ак­ку­му­ля­тив­ный, Кан­да­лакш­ский, Ка­рель­ский и зна­чит. часть По­мор­ско­го – фьор­до­во-шхер­но­го ти­па, б. ч. Онеж­ско­го, Лет­него и Зим­не­го от­но­сит­ся к аб­ра­зи­он­но-ак­куму­ля­тив­но­му ти­пу вы­ров­нен­ных бе­ре­гов, Аб­ра­мов­ский и Ко­ну­шин­ский берега Ме­зен­ской гу­бы – ак­тив­но раз­мы­ваю­щие­ся аб­ра­зи­он­ные. Вдоль Ко­ну­шин­ско­го бе­ре­га про­тя­ну­лись ши­ро­кие пес­ча­но-или­стые осуш­ки (лай­ды).

Рельеф и геологическое строение дна

Впа­ди­на Б. м. рас­по­ло­же­на час­тич­но на ок­раи­не Бал­тий­ско­го щи­та древ­ней Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской плат­фор­мы, а ча­стью на Рус­ской пли­те, где ран­не­до­кем­брий­ский кри­стал­лич. фун­да­мент пе­ре­крыт оса­доч­ны­ми по­ро­да­ми ниж­не­го и сред­не­го па­лео­зоя. Са­мые глу­бо­кие рай­оны Б. м.  в Кан­да­лакш­ском зал. (св. 300 м) и в Бас­сей­не (ок. 200 м), от ко­то­ро­го глу­би­ны плав­но умень­ша­ют­ся к вер­ши­не Двин­ской гу­бы. Ос­таль­ные рай­оны мо­ря мел­ко­вод­ные, осо­бен­но Онеж­ская и Ме­зен­ская гу­бы. В по­след­ней мно­го пес­ча­ных под­виж­ных от­ме­лей, на­зы­вае­мых кош­ка­ми (напр., Се­вер­ные Кош­ки). Гор­ло пред­став­ля­ет со­бой ши­ро­кий жё­лоб с глу­би­на­ми на по­ро­ге ок. 40 м, что за­труд­ня­ет во­до­об­мен с Ба­рен­це­вым мо­рем. Дон­ные осад­ки на мел­ко­во­дьях и в рай­онах со зна­чит. ско­ро­стя­ми при­дон­ных те­че­ний пред­став­ле­ны пре­им. пес­ком, галь­кой, ва­лу­на­ми, в Бас­сей­не и Двин­ской гу­бе  мел­ко­зер­ни­стым гли­ни­стым илом; в Гор­ле и др. рай­онах об­на­ру­же­ны же­ле­зо­мар­ган­це­вые кон­кре­ции.

Климат

Белое море. Фото И. Г. Нагаева

Для Б. м. ха­рак­те­рен пе­ре­ход­ный кли­мат от суб­арк­тич. мор­ско­го к уме­рен­но­му кон­ти­нен­таль­но­му. Зи­ма хо­лод­ная и про­дол­жи­тель­ная. Темп-ры воз­ду­ха в фев­ра­ле в ср. 15 °С, ми­ни­маль­ная до 26 °С, са­мая вы­со­кая  на вы­хо­де из Во­рон­ки (9 °С), что объ­яс­ня­ет­ся оте­п­ляю­щим дей­ст­ви­ем при­бреж­ной вет­ви Норд­кап­ско­го те­че­ния в Ба­рен­це­вом м. Ле­то ко­рот­кое и про­хлад­ное. Сев.-вост. вет­ры при­но­сят дожд­ли­вую по­го­ду с темп-рой в ию­ле 810 °С. При юго-зап. вет­рах ус­та­нав­ли­ва­ет­ся сол­неч­ная по­го­да с темп-рой до 18 °С. Са­мые вы­со­кие темп-ры от­ме­ча­ют­ся в юж. час­ти Б. м. (до 30 °С). Го­до­вое ко­ли­че­ст­во ат­мо­сфер­ных осад­ков ок. 600 мм. Час­ты ту­ма­ны.

Гидрологический режим

Реч­ной сток в Б. м. со­став­ля­ет в ср. ок. 215 км3 в год. Круп­ные ре­ки  Сев. Дви­на, Ме­зень, Оне­га, Кемь и Выг  да­ют св. 90% все­го реч­но­го сто­ка, при­чём до 70% во вре­мя ве­сен­не­го по­ло­во­дья. Вдоль бе­ре­гов Коль­ско­го зал. в Б. м. по­сту­па­ют от­но­си­тель­но хо­лод­ные и со­лё­ные ба­рен­це­во­мор­ские во­ды, 2000 км3 в год. В об­рат­ном на­прав­ле­нии вдоль юго-вост. бе­ре­га Гор­ла и вост. бе­ре­га Во­рон­ки вы­те­ка­ют бе­ло­мор­ские во­ды, ок. 2200 км3 в год, за год об­нов­ля­ет­ся до 70% бе­ло­мор­ской во­ды.

В глу­бо­ко­вод­ных час­тях Б. м. вы­де­ля­ют­ся три вод­ные мас­сы: по­верх­но­ст­ная, про­гре­тая и до­воль­но оп­рес­нён­ная в тё­п­лый пе­ри­од, про­ме­жу­точ­ная (темп-ра от –0,7 до 1 °С, со­лё­ность 28,5–29‰) и глу­бин­ная, с вы­со­кой со­лё­но­стью и темп-рой, близ­кой к за­мер­за­нию; в мел­ко­вод­ных – две.

По­верх­но­ст­ная цир­ку­ля­ция в це­лом соз­да­ёт­ся по­то­ком, ко­то­рый на­прав­лен про­тив ча­со­вой стрел­ки. В Бас­сей­не наблю­да­ют­ся неск. раз­но­на­прав­лен­ных кру­го­во­ро­тов. Ско­рость те­че­ний в ср. ок. 10–15 см/с, в су­же­ни­ях и у мы­сов – до 30–40 см/с, в Гор­ле и в Ме­зен­ской гу­бе дос­ти­га­ет 250 см/с.

При­ли­вы в Б. м. пра­виль­ные по­лу­суточ­ные. Наи­боль­шая ве­ли­чи­на при­ли­ва в вер­ши­не Ме­зен­ской гу­бы – до 10 м, в Кан­да­лакш­ском зал. – ок. 3 м. При­лив­ная вол­на да­ле­ко под­ни­ма­ет­ся вверх по ре­кам (в Сев. Дви­не до 120 км от устья), на Б. м. это яв­ле­ние на­зы­ва­ют на­ка­том. Сгон­но-на­гон­ные ко­ле­ба­ния уров­ня наи­бо­лее за­мет­ны в хо­лод­ное вре­мя го­да. Осе­нью и зи­мой при сев.-вост. и сев.-зап. вет­рах от­ме­ча­ют­ся са­мые силь­ные на­го­ны, выс. до 90 см, зи­мой и вес­ной при юго-зап. вет­рах – са­мые силь­ные сго­ны, выс. до 75 см. Наи­бо­лее силь­ное вол­не­ние, 4–5 бал­лов, от­ме­ча­ет­ся осе­нью в Во­рон­ке и Гор­ле. Пре­об­ла­да­ют вол­ны выс. до 1 м, ред­ко – до 5 мет­ров.

Темп-ра во­ды на по­верх­но­сти ле­том в ср. от 7 °С на вхо­де в Во­рон­ку до 15 °С в вер­ши­нах за­ли­вов, зи­мой от –0,5 °С в за­ли­вах до –1,9 °С в Гор­ле. Всё это при­во­дит к то­му, что со­лё­ность по­верх­но­ст­но­го слоя на боль­шей час­ти пло­щади мо­ря су­ще­ст­вен­но ни­же сред­ней океа­ни­че­ской. Зи­мой со­лё­ность вы­ше, чем ле­том, в Во­рон­ке и Гор­ле 29–30‰, в Бас­сей­не 27,5–28‰, в за­ли­вах 23–25‰. Ле­том кон­тра­сты со­лё­но­сти в раз­ных рай­онах мо­ря зна­чи­тель­но вы­ше: от 34‰ в сев.-зап. час­ти Во­рон­ки до 10‰ в вер­ши­не Двин­ской гу­бы.

Б. м. ка­ж­дую зи­му по­кры­ва­ет­ся льдом и от­но­сит­ся к мо­рям с се­зон­ным ле­дя­ным по­кро­вом. В кон­це ок­тяб­ря по­яв­ля­ет­ся лёд в вер­ши­не Ме­зен­ской гу­бы, в ян­ва­ре – в Во­рон­ке и Гор­ле. До 90% всех мор­ских льдов Б. м. – дрей­фую­щие; при­пай­ные льды за­ни­ма­ют не­ши­ро­кую при­бреж­ную по­ло­су, обыч­но не бо­лее 1 км. Бе­ло­мор­ские льды по­сто­ян­но вы­но­сят­ся в Ба­рен­це­во м. Тол­щи­на льда в ср. 35–40 см, но в осо­бен­но су­ровые зи­мы при­пай мо­жет на­мер­зать до 150 см. Раз­ру­ше­ние и тая­ние ле­дя­но­го по­кро­ва на­чи­на­ет­ся обыч­но в кон­це мар­та в Во­рон­ке, в кон­це мая – на­ча­ле ию­ня мо­ре пол­но­стью ос­во­бо­ж­да­ет­ся от мор­ских льдов.

История исследования

Пер­вы­ми, не позд­нее нач. 11 в., Б. м. ста­ли ос­ваи­вать нов­го­род­цы, осев­шие на его бе­ре­гах и впо­след­ст­вии по­лу­чив­шие назв. по­мо­ров. Тя­жё­лые ус­ло­вия про­мыс­ла за­ста­ви­ли по­мо­ров изу­чить при­ли­во-от­лив­ные яв­ле­ния, ха­рак­тер вет­ров и мор­ских те­че­ний, вы­ра­бо­тать свои ме­то­ды на­ви­га­ции. Пер­вые гид­ро­гра­фич. све­де­ния о Б. м. от­но­сят­ся к сер. 16 в. Об­щая опись Б. м. бы­ла вы­пол­не­на в 17981801. Об­стоя­тель­ные ра­бо­ты по съём­ке и про­ме­рам осу­ще­ст­в­ле­ны в 182732 рос. учё­ным М. Ф. Рей­не­ке, из­дав­шим «Ат­лас Бе­ло­го мо­ря». Пер­вая ло­ция Б. м. опубл. в 1850. В 18911902 под рук. Н. М. Кни­по­ви­ча вы­пол­не­ны ком­плекс­ные ис­сле­до­ва­ния глу­бо­ко­вод­ной час­ти мо­ря. В 20 нач. 21 вв. ис­сле­до­ва­ния Б. м. ве­дут­ся с по­мо­щью се­ти гид­ро­ме­тео­ро­ло­гич. стан­ций, а так­же экс­пе­ди­ция­ми Гос­ком­гид­ро­ме­та, Мин-ва нау­ки и об­ра­зо­ва­ния, РАН и др.

Хозяйственное использование

Б. м. бо­га­то био­ре­сур­са­ми, дон­ная фау­на на­счи­ты­ва­ет св. 700 ви­дов. Из 50 ви­дов рыб про­мы­сло­вое зна­че­ние име­ют сём­га, кум­жа, на­ва­га, сай­ка, кам­ба­ла, ко­рюш­ка, бе­ло­мор­ская сельдь и бе­ло­мор­ская трес­ка. С кон. 15 до нач. 18 вв. че­рез Б. м. про­ле­гал важ­ней­ший мор­ской путь, свя­зы­вав­ший Рос­сию с Зап. Ев­ропой. Транс­порт­ное зна­че­ние Б. м. со­хра­ни­лось и в нач. 21 в. Че­рез Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал (у г. Бе­ло­морск) оно со­еди­не­но с Бал­тий­ским м., а Вол­го-Бал­тий­ским вод­ным пу­тём  с Вол­гой. Гл. пор­ты: Ар­хан­гельск, Оне­га, Бе­ло­морск, Кан­да­лак­ша.

Экологическое состояние

Эко­ло­ги­че­ское со­стоя­ние Б. м. в це­лом ста­биль­ное и от­но­си­тель­но бла­го­при­ят­ное. Кон­цен­тра­ция за­гряз­няю­щих ве­ществ воз­рас­та­ет в усть­евых зо­нах рек, в за­ли­вах, в мес­тах со­сре­до­то­че­ния фло­та, что при­во­дит к не­ко­то­ро­му со­кра­ще­нию раз­ме­ров гид­ро­био­нтов в при­бреж­ных рай­онах.

Лит.: Доб­ро­воль­ский А. Д., За­ло­гин Б. С. Мо­ря СССР. М., 1982; За­ло­гин Б. С., Ко­са­рев А. Н. Мо­ря. М., 1999.

Вернуться к началу