Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛОМОНО́СОВ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 9-10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. С. Павлинов (архитектура)

ЛОМОНО́СОВ, го­род в Рос­сии, в со­ста­ве Пет­ро­двор­цо­во­го р-на г. С.-Пе­тер­бург, центр Ло­мо­но­сов­ско­го р-на Ле­нингр. обл. Нас. ок. 40 тыс. чел. (2010). Порт на юж. бе­ре­гу Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. [дей­ст­ву­ет па­ром­ная пе­ре­пра­ва Ло­мо­но­сов – Крон­штадт; стро­ит­ся (2011) но­вый гру­зо­вой тер­ми­нал]. Ж.-д. ст. Ора­ни­ен­ба­ум. Че­рез Л. про­хо­дит ав­то­до­ро­га С.-Пе­тер­бург – Со­сно­вый Бор.

В 1702–03, во вре­мя Сев. вой­ны 1700–1721, тер­ри­то­рию совр. го­ро­да за­ня­ли рос. вой­ска. В 1710 эти зем­ли бы­ли по­жа­ло­ва­ны ца­рём Пет­ром I А. Д. Мен­ши­ко­ву, ко­то­рый уст­ро­ил здесь свою па­рад­ную ре­зи­ден­цию под назв. Ора­ни­ен­ба­ум. По­сле опа­лы Мен­ши­ко­ва (1727) Ора­ни­ен­ба­ум ото­шёл в каз­ну. С 1737 в Боль­шом двор­це раз­ме­щал­ся гос­пи­таль. В 1743–61 Ора­ни­ен­ба­ум – ре­зи­ден­ция вел. кн. Пет­ра Фё­до­ро­ви­ча (бу­ду­ще­го имп. Пет­ра III); 29.6(10.7).1762 в Япон­ском па­виль­о­не Боль­шо­го двор­ца Пётр III под­пи­сал от­ре­че­ние от пре­сто­ла. С 1780 го­род Ора­ни­ен­ба­ум. Уезд­ный (1780–96, 1802–48), за­штат­ный (1796–1802, 1848–1927) го­род С.-Пе­тер­бург­ской (в 1914–1924 Пет­ро­град­ской, в 1924–27 Ле­нин­град­ской) губ. В 19 в. Ора­ни­ен­ба­ум стал по­пу­ляр­ным ме­стом от­ды­ха. В 1831–73 двор­цы Ора­ни­ен­бау­ма при­над­ле­жа­ли вел. кн. Ми­хаи­лу Пав­ло­ви­чу и его суп­ру­ге вел. кн. Еле­не Пав­лов­не, а в 1873–1917 – гер­цо­гам Мек­лен­бург-Стре­лиц­ким. В 1864 про­ве­де­на ж.-д. ли­ния Но­вый Пе­тер­гоф – Ора­ни­ен­ба­ум, со­еди­нив­шая го­род с С.-Пе­тер­бур­гом. В 1907–10 по­строе­на Ижор­ская во­ен. ж. д., на­ча­ло ли­нии – в г. Ора­ни­ен­ба­ум. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 в 1919 в го­ро­де на­хо­дил­ся штаб войск РККА, ко­то­рый ко­ор­ди­ни­ро­вал во­ен. опе­ра­ции по по­дав­ле­нию ан­ти­боль­ше­ви­ст­ско­го вос­ста­ния в фор­тах «Крас­ная Гор­ка» и «Се­рая Ло­шадь». С 1927 центр Ора­ни­ен­ба­ум­ско­го (с 1948 Ло­мо­но­сов­ско­го) р-на Ле­нингр. обл.

Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, осе­нью 1941, в рай­оне го­ро­да ос­та­нов­ле­но на­сту­п­ле­ние герм. войск, соз­дан т. н. Ора­ни­ен­ба­ум­ский пя­та­чок, сыг­рав­ший важ­ную роль в обо­ро­не Ле­нин­гра­да. В 1948 Ора­ни­ен­ба­ум пе­ре­име­но­ван в Л. в честь М. В. Ло­мо­но­со­ва. В 1978–2003 центр Ло­мо­но­сов­ско­го р-на г. Ле­нин­град (с 1991 С.-Пе­тер­бург), с 2003 вхо­дит в со­став Пет­род­вор­цо­во­го р-на г. С.-Пе­тер­бург.

Ломоносов. Большой дворец. 1711–25. Архитекторы Дж. М. Фонтана, И. Г. Шедель.

Гл. дос­то­при­ме­ча­тель­ность Л. – па­мят­ни­ки гос. ху­дож.-ар­хит. двор­цо­во-пар­ко­во­го Му­зея-за­по­вед­ни­ка «Ора­ни­ен­ба­ум» (ос­но­ван в 1918; совр. назв. с 1993; с 2007 вхо­дит в со­став Му­зея-за­по­вед­ни­ка «Пе­тер­гоф»): двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль со ста­рей­шим зда­ни­ем Л., Боль­шим двор­цом в сти­ле пет­ров­ско­го ба­рок­ко (1711–25, ар­хи­тек­то­ры Дж. М. Фон­та­на, И. Г. Ше­дель), гл. кор­пус ко­то­ро­го со­еди­нён ду­го­об­раз­ны­ми га­ле­рея­ми с Цер­ков­ным (ц. Св. Пан­те­леи­мо­на, ос­вя­ще­на в 1727) и Япон­ским па­виль­о­на­ми. От его глав­но­го (сев.) фа­са­да парад­ная фи­гур­ная ле­ст­ни­ца (1772–75, арх. А. Ри­наль­ди) спус­ка­ет­ся к пар­тер­но­му Ниж­не­му са­ду (1713–27, са­до­вые мас­те­ра Х. Грац, Виц­вол, по про­ек­ту Фон­та­ны; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1740–50-е гг., са­до­вый мас­тер Л. Лам­бер­ти; ог­ра­да – 1751 и 1777), со­еди­нён­но­му ис­кусств. Мор­ским ка­на­лом с за­ли­вом. Кор­пу­са служб с юж. сто­ро­ны об­ра­зу­ют па­рад­ный двор (вост. фли­гель – 1748–55, арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; зап. фли­гель пе­ре­стро­ен Ри­наль­ди в 1778–80). Ин­терь­е­ры об­нов­ля­лись в 19 – нач. 20 вв. (Л. Рус­ка, К. И. Рос­си, В. П. Ста­сов; Г. А. Бос­се; А. И. Шта­кенш­ней­дер, Л. Л. Бон­штедт; Г. А. Прейс, О. А. Па­уль­сон). Пред­по­ло­жи­тель­но по про­ек­там Рас­трел­ли воз­ве­де­ны 5 т. н. ниж­них до­мов для слу­жа­щих двор­ца (1749–51) на ле­вом бе­ре­гу р. Ка­ра­ста, Кар­тин­ный дом в Ниж­нем пар­ке (1752–55) и Кон­церт­ный зал к за­па­ду от двор­ца (1751–52), ко­то­рый был ис­поль­зо­ван Ри­наль­ди в 1760-е гг. как гл. ори­ен­тир Трой­ной ли­по­вой ал­леи, де­лив­шей Верх­ний парк (сфор­ми­ро­вал­ся в 1762–74, мас­тер Лам­бер­ти) на вост. ре­гу­ляр­ную и зап. пей­заж­ную час­ти (в кон. 1770-х гг. Верх­ний парк стал пре­им. пей­заж­ным).

В 1756–62 на пра­вом бе­ре­гу Ка­ра­сты по­строе­на де­рев. по­теш­ная кре­пость Пе­тер­штадт (инж. Р. Ка­ча­лов, арх. М. Гоф­ман; в пла­не пред­став­ля­ла 12-уголь­ную звез­ду; ра­зо­бра­на в 1798), от ко­то­рой со­хра­ни­лись По­чёт­ные во­ро­та (1757) и 2-этаж­ный дво­рец Пет­ра III (1758–1762) – пер­вые по­строй­ки А. Ри­наль­ди в Рос­сии. У стен кре­по­сти по его же про­ек­ту под рук. Л. Лам­бер­ти раз­бит Пет­ров­ский парк в итал. сти­ле (ре­ор­га­ни­зо­ван в пей­заж­ный парк в 1830-е гг., мас­тер Дж. Буш). С уст­рой­ст­вом пло­тин на р. Ка­ра­ста об­ра­зо­ва­ны Крас­ный и Ниж­ний пру­ды.

Ломоносов. Китайский дворец. 1762–68. Архитектор А. Ринальди (надстроен и расширен в сер. 19 в.). Фото Д. В. Соловьёва

В 1762 по про­ек­там А. Ри­наль­ди на­ча­лось строи­тель­ст­во ком­плек­са т. н. Соб­ст­вен­ной да­чи Ека­те­ри­ны II. Его гл. зда­ние – рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу Ки­тай­ско­го пру­да в юж. час­ти Верх­не­го пар­ка од­но­этаж­ный Ки­тай­ский дво­рец в пе­ре­ход­ном от ба­рок­ко к клас­си­циз­му сти­ле (1762–68; в 1852–53 с юж. сто­ро­ны над­стро­ен 2-й этаж, при­строе­ны фли­ге­ли, ар­хи­тек­то­ры А. И. Шта­кенш­ней­дер, Л. Л. Бон­штедт). На­зва­ние он по­лу­чил позд­нее из-за ис­поль­зо­ва­ния сти­ли­зов. мо­ти­вов кит. иск-ва. В ин­терь­е­ре – 15 по­ме­ще­ний с ан­фи­ла­дой вдоль сев. фа­са­да: Боль­шой зал (в пла­не эл­липс; ба­рель­е­фы М. А. Кол­ло; жи­во­пис­ные пан­но С. То­рел­ли) с при­мы­каю­щи­ми Стек­ля­рус­ным ка­би­не­том, Штукатурным поко­ем, Ма­лым Ки­тай­ским ка­би­не­том и др.

Ломоносов. Павильон Катальной горки. Фарфоровый кабинет. Архитектор А. Ринальди.

В ком­плекс хо­зяйств. по­стро­ек Ки­тай­ско­го двор­ца вхо­дят Ка­ва­лер­ский кор­пус (пер­во­на­чаль­но Имп. кух­ня; 1767, А. Ри­наль­ди; в 1807 над­стро­ен 2-й этаж), Ки­тай­ская кух­ня (перво­на­чаль­но Фрей­лин­ский до­мик; нач. 1760-х гг.; пе­ре­стро­ен в 1852–53, Л. Л. Бон­штедт), Двор­цовая элек­тро­стан­ция (нач. 20 в., арх. О. А. Па­уль­сон). В зап. час­ти Верх­не­го пар­ка бы­ла соз­да­на Ка­таль­ная гор­ка с со­хра­нив­шим­ся 3-этаж­ным од­но­им. па­виль­о­ном (1762–74, Ри­наль­ди, вос­ста­нов­лен в 1951–58; вес­ти­бюль и вин­то­вая ле­ст­ни­ца с леп­ни­ной А. Джан­ни и Г. Спи­нел­ли; Круг­лый зал и Фар­фо­ро­вый ка­би­нет с жи­во­пи­сью С. Ба­роц­ци и С. То­рел­ли; Охот­ни­чий ка­би­нет в сти­ле клас­си­циз­ма) и ра­зо­бран­ны­ми в 1858–1861 от­кры­ты­ми ка­мен­ны­ми га­ле­рея­ми и де­рев. го­ра­ми-ска­та­ми для спец. ко­лясок, скон­ст­руи­ро­ван­ных А. К. Нар­то­вым. Не­по­да­лё­ку от Боль­шо­го двор­ца рас­по­ла­гал­ся при­двор­ный Опер­ный дом (1759, арх. Ри­наль­ди; пе­ре­ве­зён в С.-Пе­тер­бург в 1824, вско­ре сго­рел). Му­зей-за­по­вед­ник вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Ломоносов. Собор Архангела Михаила. 1911–14. Архитектор А. К. Миняев.

Го­род за­страи­вал­ся по пла­нам, ут­вер­ждён­ным имп. Ека­те­ри­ной II (1784, арх. И. М. Лейм) и имп. Ни­ко­ла­ем I (1834). Про­ек­ты для гор. по­стро­ек соз­да­ва­лись ар­хи­тек­то­ра­ми В. П. Ста­со­вым, Л. Рус­кой, А. И. Мель­ни­ко­вым и др. С сер. 19 в. за­страи­ва­ет­ся па­рал­лель­ная Двор­цо­во­му про­спек­ту Еле­нин­ская ул. Со­хра­ни­лись: зда­ние При­сут­ст­вен­ных мест (1815–1824, ар­хи­тек­то­ры Ста­сов, А. А. Ми­хай­лов, Д. Вис­кон­ти), гор. во­ро­та (1826–1829, ар­хи­тек­то­ры А. М. Гор­но­стаев, И. И. Шар­ле­мань), дом Щу­ки­на (1830-е гг., Мель­ни­ков), ма­неж Во­лын­ско­го пол­ка (1850–51, инж. А. Я. Фе­ра­пон­ть­ев), ж.-д. во­кзал (1862–64, арх. Ф. Л. Мил­лер), в быв. Тро­иц­кой сло­бо­де – ц. Св. Трои­цы в нео­ро­ман­ском сти­ле (1903–04, арх. И. П. Гор­лен­ский), со­бор Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (1911–14, арх. А. К. Ми­ня­ев) и др. В 1950-е гг. воз­ве­дён Дом куль­ту­ры в сти­ле сов. нео­клас­си­циз­ма. В 1960–1980-х гг. сфор­ми­ро­вал­ся но­вый гор. центр в юж. час­ти горо­да (адм. зда­ния, Дом куль­ту­ры). Па­мят­ни­ки: ген. А. И. Саф­ро­но­ву (1952), М. В. Ло­мо­но­со­ву (1955, скульп­тор Г. Д. Глик­ман).

НИИ мор. те­п­ло­тех­ни­ки (в со­ста­ве кон­цер­на «Мор­ское под­вод­ное ору­жие – Гид­ро­при­бор»), гос. НИИ Мин-ва обо­ро­ны РФ. Ло­мо­но­сов­ское от­де­ле­ние Все­рос. НИИ мет­ро­ло­гии им. Д. И. Мен­де­лее­ва. Все­рос. н.-и. ве­те­ри­нар­ный ин-т пти­це­вод­ст­ва РАСХН. Юго-Зап. ком­плекс не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния (от­де­ле­ние Сев.-Зап. гос. за­оч­но­го тех­нич. ун-та). Мор. кол­ледж ВМФ (1945). Ис­то­ри­ко-крае­ведч. му­зей (ста­тус му­зея с 1974), му­зей «Во­лын­ская за­ста­ва» (2005).

Зна­чит. часть ра­бо­таю­щих за­ня­та на пред­при­яти­ях С.-Пе­тер­бур­га. Про­из-во средств на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния, ава­рий­но-спа­са­тель­ной, во­до­лаз­ной и про­ти­во­по­жар­ной тех­ни­ки (28-й во­ен. за­вод), обо­ру­до­ва­ния для ж.-д. пас­са­жир­ских ва­го­нов (фир­ма КМТ), кос­ме­тич. про­дук­ции, верх­ней оде­ж­ды и др.

Лит.: Вень­я­ми­нов Б. [Бе­нуа А.Н.]. Ка­таль­ная гор­ка в Ора­ни­ен­бау­ме // Мир ис­кус­ст­ва. 1900. № 7/8; Рас­кин А. Г. Го­род Ло­мо­но­сов: Двор­цо­во-пар­ко­вые ан­самб­ли XVIII в. 2-е изд. Л., 1981; Кю­ча­ри­анц Д. А. Ху­до­же­ст­вен­ные па­мят­ни­ки го­ро­да Ло­мо­но­со­ва. Л., 1985; Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры при­го­ро­дов Ле­нин­гра­да. Л., 1985; Гор­ба­тен­ко С. Б. Ико­но­стас Пан­те­лей­мо­нов­ской церк­ви Боль­шо­го двор­ца в Ора­ни­ен­бау­ме // Па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры Пе­тер­бур­га / Сост. А. В. Кор­ни­ло­ва. СПб., 1994; Му­ра­шо­ва Н. В.,  Мыслина Л. П. Дво­рян­ские усадь­бы Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии: Ло­мо­но­сов­ский рай­он. СПб., 1999; Ат­лас ис­то­ри­че­ско­го на­сле­дия Санкт-Пе­тер­бур­га. СПб., 2001; Ис­то­ри­че­ская за­строй­ка Санкт-Пе­тер­бур­га. СПб., 2001.

Вернуться к началу