Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НА́ЛЕДИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 716-717

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Котляков

НА́ЛЕДИ, слои­стые ле­дя­ные мас­си­вы, фор­ми­рую­щие­ся при по­слой­ном за­мер­за­нии в зим­нее вре­мя пе­рио­ди­че­ски из­ли­ваю­щих­ся на зем­ную по­верх­ность под­зем­ных, реч­ных и озёр­ных вод. Со­от­вет­ст­вен­но про­ис­хо­ж­де­нию де­лят­ся на Н. по­верх­но­ст­ных вод, под­зем­ных вод и сме­шан­ные. Раз­ли­ча­ют су­хие Н., об­ра­зо­ван­ные еди­но­вре­мен­ным вы­хо­дом во­ды, и мок­рые Н., по­кры­тые во­дой, по­сте­пен­но из­ли­ваю­щей­ся на по­верх­ность льда. Встре­ча­ют­ся в об­лас­тях су­ро­во­го кли­ма­та в силь­ные мо­ро­зы. Круп­ней­шие Н. фор­ми­ру­ют­ся в об­лас­тях пре­им. сплош­но­го рас­про­стра­не­ния мно­го­лет­не­мёрз­лых по­род на уча­ст­ках кон­тра­ст­ных тек­то­нич. дви­же­ний, мно­го­лет­ние Н. стаи­ва­ют ле­том лишь час­тич­но. Пло­ща­ди Н. ко­леб­лют­ся от де­сят­ков и со­тен м2 до со­тен км2, тол­щи­на – от 3 до 15 м. Са­мые боль­шие Н. встре­ча­ют­ся на се­ве­ре Ка­на­ды, в США в шта­те Аля­ска, в Рос­сии в бас­сей­нах рек Яна, Ин­ди­гир­ка, на при­то­ках Ле­ны, Н. по­кры­ва­ют здесь до 4% тер­ри­то­рии. В бас­сей­не р. Ле­на, где Н. но­сят на­зва­ние та­рын, их св. 7000. Круп­ней­шая в ми­ре Н. Ула­хан-Та­рын на р. Мо­ма, при­то­ке Ин­ди­гир­ки, про­тя­ги­ва­ет­ся по до­ли­не на 40 км, дос­ти­га­ет в ши­ри­ну 3,5 км, тол­щи­ной от 3 до 8 м, пл. св. 100 км2. В рай­онах уме­рен­но­го кли­ма­та Н. под­зем­ных вод встре­ча­ют­ся пре­им. в за­те­нён­ных до­ли­нах, ов­ра­гах, бал­ках, у под­но­жий скло­нов и не пре­вы­ша­ют по тол­щи­не 1 м. Су­ще­ст­вен­на роль Н. в пи­та­нии рек, осо­бен­но в рай­онах, где за­па­сы сне­га не­ве­ли­ки и в на­ча­ле ле­та вы­па­да­ет не­боль­шое ко­ли­че­ст­во ат­мо­сфер­ных осад­ков (Яку­тия, За­бай­каль­ский край). На­лед­ные про­цес­сы при­во­дят к бы­ст­ро­му раз­ру­ше­нию до­рож­ных по­кры­тий, опол­за­нию и про­сад­кам зем­ля­но­го по­лот­на, пу­че­нию мос­то­вых опор, ин­тен­сив­но­му вы­вет­ри­ва­нию бе­то­на и об­ли­цо­воч­ных ма­те­риа­лов. На не­ко­то­рых ре­ках с Н. из-за их ин­тен­сив­но­го ме­ха­нич. раз­ру­ше­ния фор­ми­ру­ет­ся лет­ний ле­до­ход, ко­то­рый пред­став­ля­ет серь­ёз­ную уг­ро­зу ма­лым до­рож­ным со­ору­же­ни­ям.

Вернуться к началу