Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛОРЕ́НЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 435-438

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Близнюков (архитектура), Т. А. Галкина (образование, экономика)
Фото Adam Heath / flickr.com Панорама города.

ФЛОРЕ́НЦИЯ (Firenze), го­род в центр. час­ти Ита­лии, адм. центр обл. Тос­ка­на и пров. Фло­рен­ция. Нас. 377,4 тыс. чел. (2015); в пре­де­лах мет­ро­по­ли­тен­ской гор. тер­ри­то­рии Фло­рен­ция – Пра­то – Пис­тоя св. 1,5 млн. чел. Рас­по­ло­же­на в ок­ру­же­нии гор, у зап. под­но­жия Апеннин, на р. Ар­но. Узел ав­то­мо­биль­ных (с за­па­да и юга го­род оги­ба­ет «Ав­то­стра­да Солн­ца») и же­лез­ных (вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние с Бо­лонь­ей) до­рог. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. А. Вес­пуч­чи (1931).

По­се­ле­ние Фло­рен­ция (лат. Floren­tia) по­лу­чи­ло ста­тус рим. ко­ло­нии при Гае Юлии Це­за­ре, в кон. 2 в. её на­се­ле­ние на­счи­ты­ва­ло ок. 10 тыс. жит. Ре­зи­ден­ция епи­ско­па с 4 в. В 5–8 вв. на­хо­ди­лась под вла­стью ост­го­тов, ви­зан­тий­цев и лан­го­бар­дов; в 774 за­ня­та фран­ка­ми. Со 2-й пол. 10 в. в со­ста­ве марк­граф­ст­ва Тос­ка­на. Ок. 978 ос­но­ва­но аб­бат­ст­во Св. Ма­рии (т. н. фло­рен­тий­ская Ба­дия). В 11 в. Ф., рас­по­ло­жен­ная на сты­ке тор­го­вых пу­тей, пре­вра­ти­лась в важ­ный центр бан­ков­ско­го де­ла, тор­гов­ли и ре­мес­ла (гл. обр. про­из-ва сук­на). В сер. 11 в. фло­рен­тий­цы при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в Па­та­рии (ре­лиг. дви­же­нии про­тив си­мо­нии в Сев. Ита­лии), в пе­ри­од борь­бы за ин­ве­сти­ту­ру вы­сту­пи­ли на сто­ро­не гра­фи­ни Ма­тиль­ды Тос­кан­ской. Ме­ж­ду 1115 и 1138 Ф. по­лу­чи­ла пра­ва ком­му­ны. В 12–13 вв. ак­тив­ная за­вое­ват. по­ли­ти­ка по­зво­ли­ла Ф. зна­чи­тель­но рас­ши­рить свои вла­де­ния за счёт со­сед­них об­лас­тей. Во вре­мя Итал. войн Фрид­ри­ха I Бар­ба­рос­сы го­род со­хра­нял ней­тра­ли­тет. В 1193 власть во Ф. пе­ре­шла к по­дес­та; в 13 в. Ф. пре­вра­ти­лась в од­но из важ­ней­ших мест про­ти­во­стоя­ния гвель­фов и ги­бел­ли­нов, в 1250 при­ня­та по­по­лан­ская кон­сти­ту­ция (см. По­по­ла­ны). В 1252 на­ча­та че­кан­ка зо­ло­то­го фло­ри­на (впо­след­ст­вии фак­ти­че­ски об­ще­ев­ро­пей­ская ва­лю­та). С 1282 пра­ви­тель­ст­во Ф. (синь­о­рия) ком­плек­то­ва­лось толь­ко из пред­ста­ви­те­лей це­хов. При­ня­тые в 1293 «Ус­та­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти» ли­ши­ли гран­дов (знать) по­ли­тич. прав, став­ших при­ви­ле­ги­ей объ­е­ди­нён­ных в це­хи го­ро­жан. В 14 в. во Ф., в мас­тер­ских тек­стиль­ных це­хов Ла­на и Се­та, за­ро­ди­лась ма­ну­фак­ту­ра с ис­поль­зо­ва­ни­ем тру­да на­ём­ных ра­бо­чих. В 1378 ме­сто вос­ста­ния ре­мес­лен­ни­ков и ра­бо­чих, пре­им. сук­но­де­лов (чом­пи), не объ­е­ди­нён­ных в це­хи. В 1382 вос­ста­нов­ле­но прав­ле­ние гор. оли­гар­хии (род Аль­биц­ци). По­сле по­ра­же­ния в 1434 от ми­лан­ских войск во Ф. ут­вер­жде­на власть (синь­о­рия) Ко­зи­мо Ме­ди­чи (см. Ме­ди­чи). В 14–16 вв. ве­ду­щий центр итал. Воз­ро­ж­де­ния, круп­ней­ши­ми дея­те­ля­ми ко­то­ро­го бы­ли жив­шие в го­ро­де Дан­те, Ф. Пет­рар­ка, Дж. Бок­кач­чо, До­на­тел­ло, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло, Н. Ма­киа­вел­ли, Ф. Гвич­чар­ди­ни. С кон. 15 в. Ф. на­ча­ла ис­пы­ты­вать эко­но­мич. труд­но­сти из-за со­кра­ще­ния сбы­та сук­на. Вос­ста­ние 1494 за­вер­ши­лось из­гна­ни­ем ро­да Ме­ди­чи и ус­та­нов­ле­ни­ем рес­пуб­ли­кан­ско­го ре­жи­ма под рук. Дж. Са­во­на­ро­лы и Н. Ма­киа­вел­ли. В 1512 Ме­ди­чи при под­держ­ке чу­же­зем­ных войск вер­ну­ли се­бе власть и удер­жи­ва­ли её до 1737 (с пе­ре­ры­вом в 1527–30). В 1532 го­су­дар­ст­во со сто­ли­цей во Ф. ста­ло гер­цог­ст­вом, ох­ва­тив­шим зна­чит. тер­ри­то­рии с го­ро­да­ми Пи­за, Ли­вор­но и др., в 1569 – Вел. гер­цог­ст­вом Тос­кан­ским. В 1801–07 сто­ли­ца за­ви­си­мо­го от на­по­ле­о­нов­ской Фран­ции ко­ро­лев­ст­ва Эт­ру­рия. В 1848–49 один из цен­тров ре­во­люц. дви­же­ния в Ита­лии. В 1860 во­шла в со­став Сар­дин­ско­го (с 1861 Италь­ян­ско­го) ко­ро­лев­ст­ва; в 1865 – янв. 1871 бы­ла его сто­ли­цей. В 1943 за­хва­че­на вой­ска­ми на­ци­ст­ской Гер­ма­нии; один из цен­тров итал. Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Ос­во­бо­ж­де­на в авг. 1944 в ре­зуль­та­те дей­ст­вий пар­ти­зан и со­еди­не­ний анг­ло-амер. ар­мии.

Пла­ни­ров­ка центр. гор. квар­та­лов от­ра­жа­ет струк­ту­ру др.-рим. ка­ст­ру­ма. От др.-рим. пе­рио­да со­хра­ни­лись ар­хео­ло­гич. фраг­мен­ты те­ат­ра (1 – нач. 2 вв.) в под­ва­лах Па­лац­цо Век­кьо. Наи­бо­лее зна­чит. па­мят­ни­ком ран­не­сред­не­ве­ко­вой ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ют­ся от­кры­тые рас­коп­ка­ми 1970-х гг. ос­тат­ки ба­зи­ли­ки Сан­та-Ре­па­ра­та (в крип­те со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре). В ре­зуль­та­те раз­ви­тия эко­но­ми­ки и рос­та по­ли­тич. зна­че­ния Ф. по­сле 1000 сло­жи­лась ме­ст­ная ар­хит. тра­ди­ция – ин­кру­ста­ци­он­ный стиль, вы­де­ляю­щий по­строй­ки Ф. на фо­не др. цен­тров Тос­ка­ны: ц. Сан-Минь­я­то-аль-Мон­те (1014–1207; в ин­терь­е­ре – ре­нес­санс­ная ка­пел­ла кар­ди­на­ла Пор­ту­галь­ско­го, 1459–67, арх. А. Ма­нет­ти, де­кор Л. дел­ла Роб­биа, А. Баль­до­ви­нет­ти, над­гро­бие ра­бо­ты А. Рос­сел­ли­но, ал­тар­ный об­раз А. дель Пол­лай­о­ло), бап­ти­сте­рий Сан-Джо­ван­ни (ос­вя­щён в 1059, ап­си­да и де­кор ин­терь­е­ра, 13 в., 3 па­ры брон­зо­вых врат, 14–15 вв., скульп­то­ры Ан­д­реа Пи­за­но, Л. Ги­бер­ти; мо­заи­ки ку­пола, 1225–1325; в ин­терь­е­ре – над­гробие ан­ти­па­пы Ио­ан­на XXIII ра­бо­ты Дона­тел­ло, 1425–27), Сан­ти-Апо­сто­ли (11 в.), фа­са­ды ц. Сан-Саль­ва­торе-аль-Вес­ко­во (11 в., пе­ре­строе­на в 13 в., ин­терь­ер – 1737).

Фото А.И. Нагаева Площадь Пьяцца делла-Синьория. Общий вид.

Фло­рен­тий­ская го­ти­ка так­же име­ет ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер (с за­мет­ны­ми ан­ти­ки­зи­рую­щи­ми тен­ден­ция­ми и без силь­но­го раз­ви­тия ком­по­зи­ций по вер­ти­ка­ли), её круп­ней­ший пред­ста­ви­тель – Ар­ноль­фо ди Кам­био. По его про­ек­там бы­ли по­строе­ны со­бор Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре (с му­зе­ем, 1891), Па­лац­цо Век­кьо, ц. Сан­та-Кро­че, ц. Ба­дия-Фьо­рен­ти­на (ос­но­ва­на 978, пе­ре­строе­на в 1285, двор Кьо­ст­ро-де­льи-Аран­чи – 1432–38, арх. Б. Рос­сел­ли­но, фре­ски – 1436–39, Ж. Гон­сал­виш) и внеш­нее коль­цо гор. стен (на­ча­то в 1284). Сре­ди др. зна­чит. про­из­ве­де­ний го­тич. ар­хи­тек­ту­ры – до­ми­ни­кан­ский мон. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла (цер­ковь ок. 1246 – ок. 1360, арх. Я. Та­лен­ти, фа­сад – 1456–1470, арх. Л. Б. Аль­бер­ти; в ин­терь­е­ре – рас­пя­тия Ф. Бру­нел­ле­ски и Джот­то, рос­пи­си А. Ор­ка­ньи, Ма­зач­чо, Д. Гир­лан­дайо, Фи­лип­пи­но Лип­пи и др.; в Ис­пан­ской ка­пел­ле – рос­пи­си Ан­д­реа да Фи­рен­це, 1366, в клу­ат­ре Кьо­ст­ро-Вер­де – П. Уч­чел­ло), церк­ви Сан­та-Три­ни­та (на­ча­та ок. 1250, про­ект при­пи­сы­вает­ся Н. Пи­за­но, рас­ши­ре­на в 14 в., фа­сад – 1593–94, арх. Б. Бу­он­та­лен­ти; в ка­пел­ле Сас­сет­ти – рос­пи­си Д. Гир­лан­дайо), Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не (1268, пе­ре­строе­на в 1771; в ка­пел­ле Бран­кач­чи – фре­ски Ма­зо­ли­но, Ма­зач­чо, Фи­лип­пи­но Лип­пи) и Онь­ис­сан­ти (14 в., пе­ре­строе­на в 17 в., фа­сад – 1637, арх. М. Нид­жет­ти; в ин­терь­е­ре – фре­ски С. Бот­ти­чел­ли, Д. Гир­лан­дайо). За­ло­жен­ная в этот пе­ри­од ц. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та (1250–1384, пе­ре­строе­на в 1444–1470-е гг. в ре­нес­санс­ных фор­мах, ар­хи­тек­то­ры Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео, А. Ма­нет­ти, Аль­бер­ти; в ин­терь­е­ре – рос­пи­си А. дель Кас­та­ньо; в ат­риу­ме – фре­ски Ан­д­реа дель Сар­то, Я. Пон­тор­мо, Рос­со Фьо­рен­ти­но и др.). Сре­ди гражд. по­стро­ек – дво­рец Бард­жел­ло, ком­плекс зер­но­хра­ни­ли­ща с раз­ме­щён­ной на 1-м эта­же ц. Ор­сан­ми­ке­ле (Сан-Ми­ке­ле-ин-Ор­то – 1290, пе­ре­строе­на в 1337–50, ар­хи­тек­то­ры С. Та­лен­ти, Не­ри ди Фио­ра­ван­те и др.; в ни­шах фа­са­дов – ста­туи ра­бо­ты Л. Ги­бер­ти, До­на­тел­ло, Нан­ни ди Бан­ко, А. дель Вер­рок­кьо, и др., ны­не ори­ги­на­лы в Му­зее Ор­сан­ми­ке­ле; в ин­терь­е­ре – об­раз «Ма­дон­на дел­ле Гра­цие» Б. Дад­ди, 1347, рез­ной та­бер­накль А. Ор­ка­ньи, с 1352), лод­жии деи-Лан­ци (1376–81, арх. С. Та­лен­ти) и дель-Би­гал­ло (1352–1358). Уни­каль­ным об­раз­цом жи­лой ар­хи­тек­ту­ры 14 в. яв­ля­ет­ся Па­лац­цо Да­ван­ца­ти.

Осо­бен­но бо­га­та Ф. па­мят­ни­ка­ми кват­ро­чен­то. Гл. сти­ли­стич. осо­бен­но­стью ар­хи­тек­ту­ры это­го пе­рио­да ста­ло вос­про­из­ве­де­ние об­щих прин­ци­пов, про­пор­цио­наль­ной струк­ту­ры и отд. мо­ти­вов ан­тич­но­го зод­че­ст­ва. Важ­ней­шие по­строй­ки 1-й пол. 15 в. воз­ве­де­ны Ф. Бру­нел­ле­ски: Ос­пе­да­ле-де­льи-Ин­но­чен­ти (1419–27; за­вер­шён в 1445), ку­пол со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре, Ста­рая сак­ри­стия ц. Сан-Ло­рен­цо (ок. 1419–29), ба­зи­ли­ки Сан-Ло­рен­цо (с 1421) и Сан­то-Спи­ри­то (с 1434), ка­пел­ла Бар­ба­до­ри (ны­не Кап­по­ни – 1420) в ц. Сан­та-Фе­ли­чи­та, ка­пел­ла Пац­ци (на­ча­та в 1429), ц. Сан­та-Ма­рия-де­льи-Анд­же­ли (на­ча­та в 1434). К про­из­ве­де­ни­ям, соз­дан­ным Л. Б. Аль­бер­ти по за­ка­зам пред­ста­ви­те­лей се­мей­ст­ва Ру­чел­лаи, при­над­ле­жат Па­лац­цо (ок. 1453) и Лод­жия (до 1460) Ру­чел­лаи, фа­сад ба­зи­лики Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла (1456–70), мо­дель Ку­вук­лии (ча­сов­ни) Гро­ба Гос­под­ня в ка­пел­ле Ру­чел­лаи в ц. Сан-Пан­кра­цио (1467). Прин­ци­пы но­вой ар­хи­тек­ту­ры во­пло­ти­лись при пе­ре­строй­ке мон. Сан-Мар­ко (по­сле 1436, арх. Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео, в ин­терь­е­ре – рос­пи­си Фра Анд­же­ли­ко, Д. Гир­лан­дайо, Фра Бар­то­лом­мео, и др.). Ха­рак­тер­ные об­раз­цы ча­ст­ных двор­цов 15 в. – Па­лац­цо: Па­лац­цо Ме­ди­чи – Рик­кар­ди, Гон­ди (ок. 1490, арх. Дж. да Сан­галло), Строц­ци (с 1489, да Сан­гал­ло, Б. да Май­а­но, С. дель Пол­лай­о­ло) и Пац­ци (1458–69, при­пи­сы­ва­ет­ся Дж. да Май­а­но).

Ко вре­ме­нам рес­пуб­ли­ки от­но­сят­ся со­ору­же­ние и на­ча­ло оформ­ле­ния мо­ну­мен­таль­но­го за­ла Пя­ти­сот в Па­лац­цо Век­кьо (1494–95, арх. С. дель Пол­лай­о­ло), то­гда как наи­бо­лее важ­ны­ми в ху­дож. от­но­ше­нии яв­ля­ют­ся ар­хит. ра­бо­ты Ми­ке­ланд­же­ло в ком­плек­се ц. Сан-Ло­рен­цо – ин­терь­ер Б-ки Лау­рен­циа­на (1523–33 с по­сле­дую­щи­ми до­ра­бот­ка­ми), оформ­ле­ние центр. пор­та­ла на внутр. сто­ро­не фа­са­да и ка­пел­ла Ме­ди­чи (Но­вая сак­ри­стия – 1520–34).

По­сле вос­ше­ст­вия на трон Ко­зи­мо I Ме­ди­чи в го­ро­де во­зоб­но­ви­лось строи­тель­ст­во. По про­ек­там при­двор­но­го арх. Дж. Ва­за­ри в сти­ле мань­е­риз­ма со­ору­же­ны зда­ния га­ле­реи Уф­фи­ци (1560–1564), ко­ри­дор Ва­за­ри (1565), со­еди­няю­щий зда­ние Уф­фи­ци и Па­лац­цо Пит­ти (при ко­то­ром раз­би­ты са­ды Бо­бо­ли по про­ек­ту арх. и скульп­то­ра Н. Три­бо­ло, 1550, и Б. Ам­ма­на­ти, по­сле 1560), про­ве­де­на мас­штаб­ная ре­кон­ст­рук­ция ин­терь­е­ров це­ло­го ря­да ср.-век. церк­вей (в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми Контр­ре­фор­ма­ции) и Па­лац­цо Век­кьо, где осо­бен­но вы­де­ля­ют­ся Апар­та­мен­ты Эле­мен­тов, Эле­о­но­ры То­лед­ской и ка­би­нет-Сту­дио­ло Фран­че­ско I. По про­ек­там Б. Ам­ма­на­ти со­ору­же­ны двор Па­лац­цо Пит­ти (1560–77) и мост Сан­та-Три­ни­та (1567–71); по про­ек­там Б. Бу­он­та­лен­ти – дом Бьян­ки Ка­пел­ло (1570–74), грот Бу­он­та­лен­ти (1583–85) в са­дах Бо­бо­ли, Па­лац­цо Нон­фи­ни­то (на­ча­то в 1593). Па­мят­ник фор­ти­фи­кац. ар­хи­тек­ту­ры – кре­пость Фор­тец­ца-да-Бас­со (1534–37, ар­хи­тек­то­ры – Пьер­фран­че­ско да Ви­тер­бо, А. да Сан­гал­ло Млад­ший). На пло­ща­ди Пьяц­ца дел­ла-Синь­о­рия ус­та­нов­ле­ны скульп­тур­ная груп­па «Гер­ку­лес и Ка­кус» (1530–34, скульп­тор Б. Бан­ди­нел­ли), фон­тан Неп­ту­на (ок. 1560–1575, скульп­тор Ам­ма­на­ти), кон­ная ста­туя гер­цо­га Ко­зи­мо I Ме­ди­чи (1587–93, скульп­тор Джам­бо­ло­нья), в Лод­жии деи-Лан­ци – ста­туя «Пер­сей» Б. Чел­ли­ни (1545–54), на пл. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та – па­мят­ник вел. гер­цо­гу Тос­кан­ско­му Фер­нан­до I (Фер­ди­нан­ду I) Ме­ди­чи (1601–08, скульп­то­ры Джам­бо­ло­нья, П. Так­ка).

Воз­ве­де­ние ка­пел­лы Прин­цев при ц. Сан-Ло­рен­цо (на­ча­та в 1604 по про­ек­ту До­на Дж. Ме­ди­чи и М. Нид­жет­ти) оз­на­ме­но­ва­ло сти­ли­стич. пе­ре­ход от Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния к ба­рок­ко. Зре­лые про­яв­ле­ния фло­рен­тий­ско­го ба­рок­ко, тя­го­тею­ще­го к от­ка­зу от кри­вых ли­ний и чрез­мер­ной ди­на­ми­ки масс, – церк­ви Сан­ти-Ми­ке­ле-э-Га­эта­но (1604–1701, ар­хи­тек­то­ры М. Нид­жет­ти, Г. Силь­ва­ни и др.), Сан-Фи­рен­це (на­ча­та в 1667, арх. П. Ф. Силь­ва­ни), пе­ре­строй­ка ц. Сан­та-Фе­ли­чи­та (на­ча­та в 1735), ко­ло­коль­ня ба­зи­ли­ки Сан-Ло­рен­цо (1740, оба – арх. Ф. Руд­же­ри), двор­цы Кор­си­ни (на­чат в 1656, ар­хи­тек­то­ры А. Па­рид­жи Млад­ший, Ф. Так­ка, П. Ф. Силь­ва­ни, А. М. Фер­ри и др.), Кап­по­ни (на­чат в 1702, арх. Фер­ри и др.) и Бас­тод­жи (ок. 1740, арх. Руд­же­ри). Са­мым яр­ким из не­мно­го­числ. про­из­ве­де­ний ро­ко­ко во Ф. яв­ля­ет­ся Ко­фей­ный до­мик в са­дах Бо­бо­ли (1774–75, арх. Дза­но­би дель Рос­со).

Круп­ней­шим ар­хи­тек­то­ром не­оклас­си­циз­ма был П. Поч­чан­ти, по­стро­ив­ший бо­ко­вые ри­за­ли­ты и па­рад­ную ле­ст­ни­цу Па­лац­цо Пит­ти (1840-е гг.). Крат­ко­врем. пре­бы­ва­ние во Ф. сто­ли­цы вновь об­ра­зо­ван­но­го Итал. ко­ро­лев­ст­ва да­ло мощ­ный им­пульс к мас­штаб­ным гра­до­стро­ит. ра­бо­там, при­вед­шим во мно­гих квар­та­лах к ут­ра­те ис­то­рич. кон­тек­ста (напр., ан­самбль Пло­ща­ди Рес­пуб­ли­ки, 1885–1895) и к мас­со­во­му строи­тель­ст­ву жи­лых зда­ний в цен­тре и на ок­раи­нах, а так­же вилл в при­го­ро­дах. Ве­ду­щую роль в об­нов­ле­нии Ф. во 2-й пол. 19 в. сыг­рал Дж. Под­жи, ав­тор про­ек­тов пья­ц­ца­ле Ми­ке­ланд­же­ло (1869), пло­ща­дей Бек­ка­риа (1877) и дел­ла-Ли­бер­та (1865–1875), мн. ча­ст­ных вилл и двор­цов. До­ми­ни­рую­щей тен­ден­ци­ей в ар­хи­тек­ту­ре 19 в. ста­ло об­ра­ще­ние к фор­мам Вы­со­ко­го и Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния.

В сти­ле мо­дерн воз­ве­де­ны неск. ча­ст­ных вилл: Ра­вац­ци­ни (1907), Брод­жи-Ка­ра­че­ни (1910–11) и Га­ле­от­ти-Фло­ри (1914–15) и Га­ле­рея Ви­ки (1911, все – по про­ек­там Дж. Ми­ке­лац­ци), в фор­мах ра­цио­на­лиз­ма – один из са­мых зна­чит. па­мят­ни­ков итал. мо­дер­низ­ма ж.-д. во­кзал Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла (1932–35, арх. Дж. Ми­ке­луч­чи) с Ко­ро­лев­ским па­виль­о­ном (1935) и зда­ни­ем ко­тель­ной по про­ек­ту А. Мад­зо­ни (1929–34). Сре­ди др. ра­бот Ми­ке­луч­чи – мост Пон­те-ал­ле-Гра­цие (1957), зда­ние поч­там­та (1959–67) и ц. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (т. н. Цер­ковь ав­то­стра­ды; 1964). Са­мым мас­штаб­ным про­из­ве­де­ни­ем ар­хи­тек­ту­ры кон. 20 – нач. 21 вв. яв­ля­ет­ся Дво­рец пра­во­су­дия (про­ект 1970-х гг., зда­ние 1999–2012, арх. Л. Рич­чи). Ис­то­рич. центр Ф. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Один из круп­ней­ших муз. цен­тров эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. В кон. 16 – нач. 17 вв. здесь ра­бо­та­ли чле­ны Фло­рен­тий­ской ка­ме­ра­ты, соз­дав­шие пер­вые об­раз­цы опер­но­го жан­ра.

Центр нау­ки и куль­ту­ры ме­ж­ду­нар. зна­че­ния. В сев.-зап. при­го­ро­де Сес­то-Фьо­рен­ти­но раз­ме­ща­ет­ся на­уч. парк Со­ве­та по на­уч. ис­сле­до­ва­ни­ям, в са­мой Ф. – Брит. ин-т Ф. (1917), Итал. буд­ди­ст­ский ин-т Со­ка гак­кай (1998) и ис­сле­до­ва­тель­ский от­дел ЮНИСЕФ. Сре­ди ву­зов – Фло­рен­тий­ский уни­вер­си­тет, Ме­ж­ду­нар. ун-т иск-ва (1970) и др., в т. ч. круп­ней­шее в ми­ре сре­до­то­чие амер. ун-тов за пре­де­ла­ми США; Ака­де­мии: ху­до­жеств (ве­дёт ис­то­рию с 1561; совр. назв. с 1784), иск-ва ри­сун­ка (1563), Кру­ска ака­де­мия дел­ла, «Дже­ор­го­фили» (1753; аг­ро­но­мия, сель­ское и лес­ное хо­зяй­ст­во), Италь­ян­ская (1984; иск-во, вы­со­кая мо­да и ди­зайн) и др.; ин-ты: об­ще­ев­ро­пей­ский «Ка­би­нет Вьёсё» (1819; изу­че­ние и рес­тав­ра­ция ста­рин­ных книг), Гос. ис­кусств (1869), ис­кусств «Ло­рен­цо де Ме­ди­чи» (1973) и др. Нац. шко­ла не­за­ви­си­мо­го ки­но, Ме­ж­ду­нар. центр хо­рео­гра­фии «Opus Bal­let» (оба 1999). Итал. об-во Дан­те (1889). Б-ки: Нац. центр. Ф. (ве­дёт ис­то­рию с 1714; круп­ней­шая в Ита­лии); Рик­кар­диа­на (1600), Лау­рен­циа­на (од­но из круп­ней­ших в ми­ре со­б­ра­ний ред­ких ма­ну­ск­рип­тов) и др.

Во Ф. ок. 90 му­зе­ев, в т. ч. 5 из 15 круп­ней­ших итал. му­зе­ев. Ве­ду­щие му­зеи: Уф­фи­ци, Бард­жел­ло, Пит­ти и Ка­пел­ла Ме­ди­чи (се­мей­ная усы­паль­ни­ца). Сре­ди др. му­зе­ев – Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей Ф. (1870), Па­лац­цо Да­ван­ца­ти (нач. 20 в.), Г. Га­ли­лея (1930), фло­рен­тий­ской мо­заи­ки (1975; вклю­ча­ет рес­тав­рац. мас­тер­скую ми­ро­во­го зна­че­ния, 1588), на­тюр­мор­та (2007), Хор­на (иск-во 14–16 вв.), муз. ин­ст­ру­мен­тов (с 1996 в со­ста­ве Га­ле­реи ака­де­мии) и др. Круп­ней­шие гос. му­зеи объ­е­ди­не­ны в му­зей­ный ком­плекс «Polo Museale Fiorentino».

Те­ат­ры: дра­ма­ти­че­ские – «Голь­до­ни» (1817), «Ме­та­ста­зио» (1830), «Ли­мо­на­рий» (1987); муль­ти­жан­ро­вые «Ко­му­на­ле» (1862), «Вер­ди» (ос­но­ван в 1854 как «Паль­я­но», совр. назв. с 1901), «Пуч­чи­ни» (1940) и др. Фло­рен­тий­ская ме­ж­ду­нар. те­ат­раль­ная ком­па­ния (2005). Опе­ры ста­вят­ся на сце­нах те­ат­ров: «Пер­го­ла» (1656; ре­гу­ляр­ные по­ста­нов­ки с 1718), «Голь­до­ни», «Вер­ди». Опер­ные по­ста­нов­ки те­ат­ра «Ко­му­на­ле» в 2011 пе­ре­не­се­ны на сце­ну «Опе­ры Фло­рен­ции» (в Пар­ке му­зы­ки и куль­ту­ры), ко­то­рая функ­цио­ни­ру­ет и как круп­ней­шая во Ф. кон­церт­ная и фес­ти­валь­ная пло­щад­ка. Ор­ке­ст­ры: ка­мер­ный «Ор­кестр Тос­ка­ны» (1980), Италь­ян­ский мо­ло­дёж­ный (1984). Конс. им. Л. Ке­ру­би­ни (1923). Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: «Фло­рен­тий­ский муз. май» (с 1933, с 1937 еже­год­но; с по­сто­ян­ны­ми ор­ке­ст­ром и хо­ром, мас­тер-клас­са­ми; один из са­мых пре­стиж­ных фес­ти­ва­лей клас­сич. му­зы­ки), совр. те­ат­ра «Фаб­бри­ка Эу­ро­па» (с 1994, еже­год­но).

Спор­тив­ный ком­плекс на Мар­со­вом по­ле, вклю­ча­ет ста­дио­ны: фут­боль­ный им. А. Фран­ки [1931, ре­кон­ст­рук­ция 1990; 46,3 тыс. мест; до­маш­ний для клу­ба «Фио­рен­ти­на», 1926; 2-крат­ный чем­пи­он стра­ны (1956, 1969) и 6-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка Ита­лии (в 1940–2001)] и лег­ко­ат­ле­ти­че­ский им. Л. Ри­доль­фи (2001; 12 тыс. мест); бас­кет­боль­ные и бейс­боль­ные за­лы, тен­нис­ные кор­ты, по­ля для голь­фа, пла­ва­тель­ные бас­сей­ны и др. В 2013 во Ф. со­сто­ял­ся чем­пио­нат ми­ра по ве­ло­си­пед­но­му спор­ту.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (70% за­ня­тых, сер. 2010-х гг.); её ве­ду­щие сек­то­ра: адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ские, ди­зай­нер­ские ус­лу­ги, тор­гов­ля, из­да­тель­ская дея­тель­ность, ту­ри­стич. биз­нес. Во Ф. раз­ме­щают­ся Ар­хив ис­то­рич. до­ку­мен­тов ЕС, штаб-квар­ти­ры ря­да итал. ком­па­ний и де­неж­но-кре­дит­ных ин-тов (в т. ч. ком­мерч. бан­ка Banca Toscana). Один из осн. цен­тров итал. мо­ды и из­да­тель­ско­го де­ла; здесь ба­зи­ру­ют­ся до­ма мо­ды «Gucci», «Roberto Cavalli», «En­ri­co Coveri», «Sal­vatore Ferragamo» и др., из­да­тель­ские до­ма «Guinti» (1841), «Remo San­d­ron», «Le Monnier» и др. Ок. 400 ком­па­ний ве­дут ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти фо­то­ни­ки, био­ме­ди­ци­ны, ме­ха­ни­ки для энер­ге­ти­ки и ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды, ин­фор­мац. и те­ле­ком­му­ни­кац. ус­луг (обес­пе­чи­ва­ют св. 1/3 ра­бо­чих мест). Го­род по­се­ща­ют 10 млн. ту­ри­стов в год; гл. ви­ды ту­риз­ма: куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный и со­бы­тий­ный. Еже­год­ные ме­ж­ду­нар. вы­став­ки: мо­ды и тек­сти­ля «Pit­ti Immagine» (с 1951), ре­мё­сел и мн. др.; про­хо­дят в яр­ма­роч­ном ком­плек­се «Fi­ren­ze Fiera», Двор­це кон­грес­сов (оба 1974), Двор­це де­ло­вых встреч, мно­гофунк­цио­наль­ном ком­плек­се «Фо­рум Н. Ман­де­лы» (1985, ре­кон­ст­рук­ция 2004) и др.

Важ­ный пром. центр. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: при­бо­ро­строе­ние, вы­пуск ли­тей­ных из­де­лий (пред­при­ятие ком­па­нии «Nuovo Pignone»), пром. обо­ру­до­ва­ния и бы­то­вых элек­тро­при­бо­ров («Galileo TP Process Equipment» – хо­ло­диль­ни­ки, кон­ди­цио­не­ры и ва­ку­ум­ное обо­ру­до­ва­ние), ос­ве­тит. тех­ни­ки, фо­тоап­па­ра­ту­ры, кос­ме­тич. и фар­ма­цев­ти­че­ских (ком­плекс амер. ком­па­нии «Eli Lil­ly and Company» – круп­ней­ший в Ита­лии центр раз­ви­тия био­тех­но­ло­гий) пре­па­ра­тов, ме­бе­ли, из­де­лий из стек­ла и фар­фо­ра («Richard Ginori»; с 1735), пред­ме­тов рос­ко­ши (мод­ной оде­ж­ды, обу­ви и др. ко­жа­ных из­де­лий, ча­сов мар­ки «Officine Panerai», юве­лир­ных из­де­лий), де­ко­ра­тив­ной («фло­рен­тий­ской») бу­ма­ги, про­дук­тов пи­та­ния и ви­на. Ре­мес­лен­ное про­из-во со­ло­мен­ных шляп, из­де­лий из брон­зы и др.

Лит.: Bucci M., Bencini R. Palazzi di Firenze. Firenze, 1971–1973. Vol. 1–4; Lopes Peg­na M. Firenze dalle origini al medioevo. 2 ed. Firenze, 1974; Borsi F. Firenze del cinquecento. 2 ed. Roma, 1993; Najemy J. M. A history of Flo­rence: 1200–1575. Malden, 2006; Giannetti S. Firenze, cittа̀ magnifica: la storia dale origini ad oggi. Firenze, 2008; Goy R. J. Florence: a walking guide to its architecture. New Haven, 2015.

Вернуться к началу