БАЛТИ́ЙСКОЕ МО́РЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 721-724

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Г. Деев

БАЛТИ́ЙСКОЕ МО́РЕ (позд­не­лат. Mare Balticum, у древ­них сла­вян – Ва­ряж­ское мо­ре или Свей­ское), внут­ри­ма­те­ри­ко­вое мо­ре Ат­лан­ти­че­ско­го ок., ме­ж­ду Скан­ди­нав­ским п-овом и ма­те­ри­ко­вы­ми бе­ре­га­ми Сев.-Зап. Ев­ро­пы. Омы­ва­ет бе­ре­га Шве­ции, Фин­лян­дии, Рос­сии, Эс­то­нии, Лат­вии, Лит­вы, Поль­ши, Гер­ма­нии, Да­нии. На юго-за­па­де со­еди­ня­ет­ся с Се­вер­ным м. Дат­ски­ми про­ли­ва­ми. Мор­ская гра­ни­ца Б. м. про­хо­дит по юж. вхо­дам про­ли­вов Эре­сунн, Боль­шой Бельт и Ма­лый Бельт. Пл. 419 тыс. км2, объ­ём 21,5 тыс. км3. Наибольшая глу­бина 470 м. Глу­би­ны над по­ро­га­ми Дат­ских про­ли­вов: Дар­сер – 18 м, Дро­гден – 7 м. По­пе­реч­ное се­че­ние над по­ро­га­ми со­от­вет­ст­вен­но 0,225 и 0,08 км2, что ли­ми­ти­ру­ет во­до­об­мен с Се­вер­ным м. Б. м. глу­бо­ко вда­ёт­ся в ма­те­рик Ев­р­азия. Силь­но из­ре­зан­ная бе­ре­го­вая ли­ния об­ра­зу­ет мно­го­числ. за­ли­вы и бух­ты. Наи­бо­лее круп­ные за­ли­вы: Бот­ни­че­ский за­лив, Фин­ский за­лив, Риж­ский за­лив, Курш­ский за­лив, Ще­цин­ский за­лив, Гдань­ский за­лив. Бе­ре­га Б. м. на се­ве­ре вы­со­кие, ска­ли­стые, пре­им. шхер­но­го и фьор­до­во­го ти­пов, на юге и юго-вос­то­ке – боль­шей ча­стью низ­мен­ные, ла­гун­но­го ти­па, с пес­ча­ны­ми и га­леч­ными пля­жа­ми. Наи­бо­лее круп­ные ост­ро­ва: Гот­ланд, Борн­хольм, Саа­ре­маа, Му­ху, Хийу­маа, Эланд, Рю­ген. Мно­го не­боль­ших ска­ли­стых ост­ров­ков – шхер, рас­по­ло­жен­ных вдоль сев. бе­ре­гов (в груп­пе Аланд­ских о-вов св. 6 тыс.).

Рельеф и геологическое строение дна

Пролив Эресунн. Фото А. И. Нагаева

Б. м. мел­ко­вод­ное, пол­но­стью ле­жит в пре­де­лах шель­фа, глу­би­ны до 200 м за­ни­ма­ют 99,8% его пло­ща­ди. Наи­бо­лее мел­ко­вод­ны Фин­ский, Бот­ни­че­ский и Риж­ский за­ли­вы. Эти уча­ст­ки дна име­ют вы­ров­нен­ный ак­ку­му­ля­тив­ный рель­еф и хо­ро­шо раз­ви­тый по­кров рых­лых от­ло­же­ний. Боль­шая же часть дна Б. м. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся силь­но рас­чле­нён­ным рель­е­фом. Дно его кот­ло­ви­ны име­ет впа­ди­ны, раз­гра­ни­чен­ные воз­вы­шен­но­стя­ми и ос­но­ва­ния­ми ост­ро­вов: на за­па­де – Борн­хольм­ская (105 м) и Ар­кон­ская (53 м), в цен­тре – Гот­ланд­ская (249 м) и Гдань­ская (116 м); к се­ве­ру от о. Гот­ланд с се­ве­ро-вос­то­ка на юго-за­пад про­тя­ну­лась наи­бо­лее глу­бо­кая впа­ди­на – Ланд­сорт­ская (до 470 м). Мно­го­числ. ка­мен­ные гря­ды, в центр. час­ти мо­ря про­сле­же­ны ус­ту­пы – про­дол­же­ния глин­тов, тя­ну­щих­ся от сев. бе­ре­га Эс­то­нии к сев. око­неч­но­сти о. Эланд, под­вод­ные до­ли­ны, за­то­п­лен­ные мо­рем лед­ни­ко­во-ак­ку­му­ля­тив­ные фор­мы рель­е­фа.

Фото А. И. Нагаева Ботнический залив. Аландские острова.

Б. м. за­ни­ма­ет де­прес­сию на за­па­де древ­ней Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской плат­фор­мы. Сев. часть мо­ря рас­по­ла­га­ет­ся на юж. скло­не Бал­тий­ско­го щи­та; центр. и юж. час­ти при­над­ле­жат круп­ной от­ри­цат. струк­ту­ре древ­ней плат­фор­мы – Бал­тий­ской си­нек­ли­зе. Край­няя юго-зап. часть мо­ря вхо­дит в пре­де­лы мо­ло­дой За­пад­но-Ев­ро­пей­ской плат­фор­мы. Дно на се­ве­ре Б. м. сло­же­но пре­им. ком­плек­са­ми до­кем­брий­ско­го воз­рас­та, пе­ре­кры­ты­ми пре­ры­ви­стым чех­лом лед­ни­ко­вых и совр. мор­ских от­ло­же­ний. В центр. час­ти мо­ря в строе­нии дна при­ни­ма­ют уча­стие осад­ки си­лу­ра и де­во­на. Про­сле­жи­ваю­щие­ся здесь ус­ту­пы об­ра­зо­ва­ны кем­брий­ско-ор­до­вик­ски­ми и си­лу­рий­ски­ми по­ро­да­ми. Па­лео­зой­ские ком­плек­сы на юге пе­ре­кры­ты тол­щей лед­ни­ко­вых и мор­ских осад­ков зна­чит. мощ­но­сти.

В по­след­нюю лед­ни­ко­вую эпо­ху (в позд­нем плей­сто­це­не) впа­ди­на Б. м. бы­ла пол­но­стью пе­ре­кры­та лед­ни­ко­вым щи­том, по­сле тая­ния ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­лось Бал­тий­ское лед­ни­ко­вое озе­ро. В кон­це позд­не­го плей­сто­це­на, ок. 13 тыс. лет на­зад, про­изош­ло со­еди­не­ние озе­ра с океа­ном, и впа­ди­ну за­пол­ни­ли мор­ские во­ды. Связь с океа­ном пре­ры­ва­лась в ин­тер­ва­ле 9–7,5 тыс. лет на­зад, по­сле че­го по­сле­до­ва­ла мор­ская транс­грес­сия, от­ло­же­ния ко­то­рой из­вест­ны на совр. по­бе­ре­жье Б. м. В сев. час­ти Б. м. про­должа­ет­ся под­ня­тие, ско­рость ко­то­ро­го дос­ти­га­ет 1 см в год.

Дон­ные осад­ки на глу­би­нах св. 80 м пред­став­ле­ны гли­ни­сты­ми ила­ми, под ко­то­ры­ми за­ле­га­ет лен­точ­ная гли­на на лед­ни­ко­вых от­ло­же­ни­ях, на мень­ших глу­би­нах ил сме­шан с пес­ком, в при­бреж­ных рай­онах рас­про­стра­не­ны пес­ки. Встре­ча­ют­ся ва­лу­ны лед­ни­ко­во­го про­ис­хо­ж­де­ния.

Климат

Для Б. м. ха­рак­те­рен уме­рен­ный мор­ской кли­мат с чер­та­ми кон­ти­нен­таль­но­сти. Его се­зон­ные осо­бен­но­сти оп­ре­де­ля­ют­ся взаи­мо­дей­ст­ви­ем ба­ри­че­ских цен­тров: Ис­ланд­ско­го ми­ни­му­ма и Азор­ско­го мак­си­му­ма на за­па­де и Си­бир­ско­го мак­си­му­ма на вос­то­ке. Ци­кло­нич. дея­тель­ность дос­ти­га­ет наи­боль­шей ин­тен­сив­но­сти в осен­не-зим­ние ме­ся­цы, ко­гда ци­кло­ны при­но­сят пас­мур­ную, дожд­ли­вую по­го­ду с силь­ны­ми зап. и юго-зап. вет­ра­ми. Ср. темп-ра воз­ду­ха в фев­ра­ле от –1,1 °C на юге, –3 °C в центр. час­ти мо­ря, до –8 °C на се­ве­ре и вос­то­ке, в сев. час­ти Бот­ни­че­ско­го зал. до –10 °C. Ред­ко и на ко­рот­кое время про­ни­каю­щий на Бал­ти­ку хо­лод­ный арк­тич. воз­дух по­ни­жа­ет темп-ру до –35 °C. Ле­том ду­ют так­же вет­ры зап. на­прав­ле­ний, но не­боль­шой си­лы, при­но­ся­щие с Ат­лан­ти­ки про­хлад­ную, влаж­ную по­го­ду. Темп-ра воз­ду­ха в ию­ле 14–15 °C в Бот­ни­че­ском зал. и 16–18 °C в ос­таль­ных рай­онах мо­ря. Ред­кие по­сту­п­ле­ния тё­п­ло­го сре­ди­зем­но­мор­ско­го воз­ду­ха вы­зы­ва­ют крат­ко­вре­мен­ные по­вы­ше­ния темп-ры до 22–24 °C. В год вы­па­да­ет осад­ков от 400 мм на се­ве­ре до 800 мм на юге. Наи­боль­шее чис­ло дней с ту­ма­на­ми (до 59 дней в го­ду) от­ме­ча­ет­ся на юге и в центр. час­ти Б. м., наи­мень­шее (22 дня в го­ду) – на се­ве­ре Бот­ни­че­ско­го за­ли­ва.

Гидрологический режим

Финский залив. Фото А. И. Нагаева

 Гид­ро­ло­гич. ус­ло­вия Б. м. оп­ре­де­ля­ют­ся его кли­ма­том, зна­чит. по­сту­п­ле­ни­ем пре­сных вод и ог­ра­ни­чен­ным во­до­об­ме­ном с Се­вер­ным мо­рем. В Б. м. впа­да­ет ок. 250 рек. Реч­ной сток в ср. со­став­ля­ет 472 км3 в год. Наи­бо­лее круп­ные ре­ки: Не­ва – 83,5 км3, Вис­ла – 30, Не­ман – 21, Зап. Дви­на – 20 км3 в год. По тер­ри­то­рии пре­сный сток рас­пре­де­ля­ет­ся не­рав­но­мер­но. В Бот­ни­че­ский зал. по­сту­па­ет 181, в Фин­ский – 110, в Риж­ский – 37, в центр. часть Б. м. – 112 км3 в год. Ко­ли­че­ст­во пре­сной во­ды, по­сту­паю­щей с ат­мо­сфер­ны­ми осад­ка­ми (172 км3 в год), рав­но ис­па­ре­нию. Во­до­об­мен с Се­вер­ным м. в сред­нем со­став­ля­ет 1660 км3 в год. Бо­лее пре­сные во­ды с по­верх­но­ст­ным сто­ко­вым те­че­ни­ем ухо­дят из Б. м. в Се­вер­ное м., со­лё­ная се­ве­ро­мор­ская во­да с при­дон­ным те­че­ни­ем по­сту­па­ет че­рез про­ли­вы из Се­вер­но­го м. Силь­ные зап. вет­ры обыч­но уси­ли­ва­ют при­ток, вос­точ­ные – сток во­ды из Б. м. че­рез Дат­ские про­ли­вы.

Гид­ро­ло­гич. струк­ту­ра Б. м. в боль­шин­ст­ве рай­онов пред­став­ле­на по­верх­но­ст­ной и глу­бин­ной вод­ны­ми мас­са­ми, раз­де­лён­ны­ми тон­ким про­ме­жу­точ­ным сло­ем. По­верх­но­ст­ная вод­ная мас­са за­ни­ма­ет слой от 20 до (мес­та­ми) 90 м, темп-ра её в те­че­ние го­да ко­леб­лет­ся от 0 до 20 °C, со­лё­ность обыч­но в пре­де­лах 7–8‰. Эта вод­ная мас­са об­ра­зу­ет­ся в са­мом мо­ре как ре­зуль­тат взаи­мо­дей­ст­вия мор­ских вод с пре­сны­ми во­дами ат­мо­сфер­ных осад­ков и реч­но­го сто­ка. Она име­ет зим­нюю и лет­нюю мо­ди­фи­ка­ции, от­ли­чаю­щие­ся в осн. по тем­пе­ра­ту­ре. В тё­п­лом се­зо­не от­ме­ча­ет­ся на­ли­чие хо­лод­но­го про­ме­жу­точ­но­го слоя, что свя­за­но с лет­ним про­гре­вом во­ды на по­верх­но­сти. Глу­бин­ная вод­ная мас­са за­ни­ма­ет слой от 50–100 м до дна, её темп-ра из­ме­ня­ет­ся от 1 до 15 °C, со­лё­ность – от 10,0 до 18,5‰. Глу­бин­ная во­да об­ра­зу­ет­ся в при­дон­ном слое в ре­зуль­та­те пе­ре­ме­ши­ва­ния с во­дой вы­со­кой со­лё­но­сти, по­сту­паю­щей из Се­вер­но­го мо­ря. Об­нов­ле­ние и вен­ти­ля­ция при­дон­ных вод силь­но за­ви­сят от по­сту­п­ле­ния се­ве­ро­мор­ской во­ды, ко­то­рое под­вер­же­но меж­го­до­вой из­мен­чи­во­сти. При со­кра­ще­нии при­то­ка со­лё­ной во­ды в Б. м. на боль­ших глу­би­нах и во впа­ди­нах рель­е­фа дна соз­да­ют­ся ус­ло­вия для по­яв­ле­ния за­мор­ных яв­ле­ний. Се­зон­ные из­ме­не­ния темп-ры во­ды за­хва­ты­ва­ют слой от по­верх­но­сти до 50–60 м и глуб­же обыч­но не про­ни­ка­ют.

Вет­ро­вое вол­не­ние осо­бен­но силь­но раз­ви­ва­ет­ся в осен­не-зим­нее вре­мя при про­дол­жи­тель­ных и силь­ных юго-зап. вет­рах, ко­гда от­ме­ча­ют­ся вол­ны выс. 5–6 м и дли­ной 50–70 м. Наи­бо­лее вы­со­кие вол­ны на­блю­да­ют­ся в но­яб­ре. Зи­мой раз­ви­тию вол­не­ния пре­пят­ст­ву­ет мор­ской лёд.

В Б. м. всю­ду про­сле­жи­ва­ет­ся ци­кло­нич. (про­тив ча­со­вой стрел­ки) цир­ку­ля­ция вод, ос­лож­нён­ная вих­ре­вы­ми об­ра­зо­ва­ния­ми раз­ных мас­шта­бов. Ско­ро­сти по­сто­ян­ных те­че­ний обыч­но ок. 3–4 см/с, но на не­ко­то­рых уча­ст­ках вре­ме­на­ми воз­рас­та­ют до 10–15 см/с. Из-за ма­лых ско­ро­стей те­че­ния не­ус­той­чи­вы, их кар­ти­на час­то на­ру­ша­ет­ся под дей­ст­ви­ем вет­ров. Штор­мо­вые вет­ры вы­зы­ва­ют силь­ные вет­ро­вые те­че­ния со ско­ро­стя­ми до 150 см/с, бы­ст­ро за­ту­хаю­щие по­сле штор­ма.

При­ли­вы в Б. м. из-за не­зна­чит. свя­зи с океа­ном вы­ра­же­ны сла­бо, выс. 0,1–0,2 м. Сгон­но-на­гон­ные ко­ле­ба­ния уров­ня дос­ти­га­ют зна­чит. ве­ли­чин (в вер­ши­нах за­ли­вов до 2 м). Совм. дей­ст­вие вет­ра и рез­кие пе­ре­па­ды ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния вы­зы­ва­ют сей­ше­вые ко­ле­ба­ния уров­ня с пе­рио­дом 24–26 ча­сов. Ве­ли­чи­на та­ких ко­ле­ба­ний от 0,3 м в от­кры­том мо­ре до 1,5 м в Фин­ском зал. Сей­ше­вые вол­ны при на­гон­ных зап. вет­рах ино­гда вы­зы­ва­ют по­вы­ше­ние уров­ня в вер­ши­не Фин­ско­го зал. до 3–4 м, что за­дер­жи­ва­ет сток Не­вы и при­во­дит к на­вод­не­ни­ям в С.-Пе­тер­бур­ге, ино­гда ка­та­ст­ро­фич. ха­рак­те­ра: в но­яб. 1824 ок. 410 см, в сент. 1924 – 369 см.

Темп-ра во­ды на по­верх­но­сти Б. м. силь­но из­ме­ня­ет­ся от се­зо­на к се­зо­ну. В ав­гу­сте в Фин­ском зал. во­да про­гре­ва­ет­ся до 15–17 °C, в Бот­ни­че­ском зал. 9–13 °C, в центр. час­ти мо­ря 14–18 °C, в юж. рай­онах дос­ти­га­ет 20 °C. В фев­ра­ле в от­кры­той час­ти мо­ря темп-ра во­ды на по­верх­но­сти 1–3 °C, в за­ли­вах и бух­тах ни­же 0 °C. Со­лё­ность во­ды на по­верх­но­сти со­став­ля­ет 11‰ у вы­хо­да из Дат­ских про­ли­вов, 6–8‰ в центр. час­ти мо­ря, 2‰ и мень­ше в вер­ши­нах Бот­ни­че­ско­го и Фин­ско­го за­ли­вов.

Б. м. от­но­сит­ся к т. н. со­ло­но­ва­тым бас­сей­нам, в ко­то­рых темп-ра наи­боль­шей плот­но­сти вы­ше темп-ры за­мер­за­ния, что при­во­дит к ин­тен­си­фи­ка­ции про­цес­са об­ра­зо­ва­ния мор­ско­го льда. Льдо­об­ра­зо­ва­ние на­чи­на­ет­ся в но­яб­ре в за­ли­вах и у бе­ре­гов, позд­нее – в от­кры­том мо­ре. В су­ро­вые зи­мы ле­дя­ной по­кров за­ни­ма­ет всю сев. часть мо­ря и при­бреж­ные во­ды центр. и юж. его час­тей. Тол­щи­на при­пай­но­го (не­под­виж­но­го) льда дос­ти­га­ет 1 м, дрей­фую­ще­го – от 0,4 до 0,6 м. Тая­ние льда на­чи­на­ет­ся в кон­це мар­та, рас­про­стра­ня­ет­ся с юго-за­па­да на се­ве­ро-вос­ток и за­кан­чи­ва­ет­ся в ию­не.

История исследования

Пер­вые све­де­ния об ис­сле­до­ва­ни­ях Б. м. свя­за­ны с нор­ман­на­ми. В сер. 7 в. они про­ник­ли в Бот­ни­че­ский зал., от­кры­ли Аланд­ские о-ва, во 2-й пол. 7–8 вв. дос­тиг­ли зап. по­бе­ре­жья При­бал­ти­ки, от­кры­ли Мо­он­зунд­ский ар­хи­пе­лаг, впер­вые про­ник­ли в Риж­ский зал., в 9–10 вв. ис­поль­зова­ли для тор­го­вой и пи­рат­ской дея­тель­но­сти по­бе­ре­жье от устья Не­вы до Гдань­ской бух­ты. Рус. гид­ро­гра­фич. и кар­то­гра­фич. ра­бо­ты на­ча­лись в Фин­ском зал. в нач. 18 в. В 1738 Ф. И. Сой­мо­нов из­дал ат­лас Б. м., со­став­лен­ный по рус. и иностр. ис­точ­ни­кам. В сер. 18 в. мно­го­лет­ние ис­сле­до­ва­ния про­во­дил А. И. На­га­ев, ко­то­рый со­ста­вил под­роб­ную ло­цию Б. м. Пер­вые глу­бо­ко­вод­ные гид­ро­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния в сер. 1880-х гг. бы­ли вы­пол­не­ны С. О. Ма­каро­вым. С 1920 про­во­ди­лись гид­ро­ло­гич. ра­бо­ты Гид­ро­гра­фич. управ­ле­ни­ем во­ен­но-мор­ско­го фло­та, Гос. гид­ро­ло­гич. ин-том (Ле­нин­град), а со 2-й пол. 20 в. бы­ли раз­вёр­ну­ты ши­ро­кие ком­плекс­ные ис­сле­до­ва­ния под рук. Ле­нин­град­ско­го (С.-Пе­тер­бург­ско­го) от­де­ле­ния Гос. океа­но­гра­фич. ин-та РАН.

Хозяйственное использование

Порт в г. Турку (Финляндия). Фото А. И. Нагаева

Рыб­ные ре­сур­сы скла­ды­ва­ют­ся из пре­сно­вод­ных ви­дов, оби­таю­щих в рас­пре­снён­ных во­дах за­ли­вов (ка­рась, лещ, щу­ка, су­дак, го­лавль), бал­тий­ско­го ста­да сём­ги и чис­то мор­ских ви­дов, рас­про­стра­нён­ных пре­им. в центр. час­ти мо­ря (трес­ка, са­ла­ка, ко­рюш­ка, ря­пуш­ка, шпрот). В Б. м. ве­дёт­ся рыб­ный про­мы­сел са­ла­ки, шпро­та, сель­ди, ко­рюш­ки, реч­ной кам­ба­лы, трес­ки, оку­ня и др. Уни­каль­ный объ­ект рыб­но­го про­мыс­ла – угорь. На по­бе­ре­жье Б. м. рас­про­стра­не­ны рос­сы­пи ян­та­ря, до­бы­ча ве­дёт­ся близ Ка­ли­нин­гра­да (Рос­сия). На дне мо­ря об­на­ру­же­ны за­па­сы неф­ти, на­ча­та пром. раз­ра­бот­ка. До­бы­ча же­лез­ной ру­ды ве­дёт­ся у бе­ре­гов Фин­лян­дии. Ве­ли­ко зна­че­ние Б. м. как транс­порт­ной ар­те­рии. По Б. м. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся боль­шие пе­ре­воз­ки жид­ких, на­ва­лоч­ных и ге­не­раль­ных гру­зов. Че­рез Б. м. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся зна­чит. часть внеш­ней тор­гов­ли Да­нии, Гер­ма­нии, Поль­ши, Рос­сии, Лит­вы, Лат­вии, Эс­то­нии, Фин­лян­дии, Шве­ции. В гру­зо­обо­ро­те пре­об­ла­да­ют неф­те­про­дук­ты (из пор­тов Рос­сии и со сто­ро­ны Ат­лан­ти­че­ско­го ок.), уголь (из Поль­ши, Рос­сии), ле­со­ма­те­риа­лы (из Фин­лян­дии, Шве­ции, Рос­сии), цел­лю­ло­за и бу­ма­га (из Шве­ции и Фин­лян­дии), же­лез­ная ру­да (из Шве­ции); важ­ную роль иг­ра­ют так­же ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние, круп­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся стра­ны, рас­по­ло­жен­ные на бе­ре­гах и в бас­сей­не Б. м. Круп­ней­шие пор­ты Б. м.: С.-Пе­тер­бург, Ка­ли­нин­град (Рос­сия), Тал­лин (Эс­то­ния), Ри­га (Лат­вия), Гданьск, Гды­ня, Ще­цин (Поль­ша), Рос­ток – Вар­не­мюн­де, Лю­бек, Киль (Гер­ма­ния), Ко­пен­га­ген (Да­ния), Маль­мё, Сток­гольм, Лу­лео (Шве­ция), Тур­ку, Хель­син­ки, Кот­ка (Фин­лян­дия). В Б. м. мор­ское пас­са­жир­ское и па­ром­ное со­об­ще­ние: Ко­пен­га­ген – Маль­мё, Трел­ле­борг – За­сниц (ж.-д. па­ро­мы), Нор­те­лье – Тур­ку (ав­то­мо­биль­ный па­ром) и др. На юж. и юго-вост. по­бе­режь­ях мно­го ку­рорт­ных мест.

Экологическое состояние

Б. м., имею­щее за­труд­нён­ный во­до­об­мен с Ми­ро­вым ок. (об­нов­ле­ние вод длит­ся ок. 30 лет), ок­ру­же­но ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­ты­ми стра­на­ми и ис­пы­ты­ва­ет чрез­вы­чай­но ин­тен­сив­ную ан­тро­по­ген­ную на­груз­ку. Осн. эко­ло­гич. про­бле­мы свя­за­ны с за­хо­ро­не­ни­ем на дне мо­ря хи­мич. ору­жия, сбро­сом в мо­ре сточ­ных вод круп­ных го­ро­дов, смы­вом хи­мич. удоб­ре­ний, ис­поль­зуе­мых в с. х-ве, и осо­бен­но с су­до­ход­ст­вом – од­ним из са­мых ин­тен­сив­ных в ми­ре (пре­им. неф­те­на­лив­ные тан­ке­ры). По­сле всту­п­ле­ния в си­лу в 1980 Кон­вен­ции по за­щи­те мор­ской сре­ды Б. м. эко­ло­гич. си­туа­ция улуч­ши­лась за счёт вве­де­ния в строй боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва очи­ст­ных со­ору­же­ний сточ­ных вод, со­кра­ще­ния ис­поль­зо­ва­ния хи­мич. удоб­ре­ний, кон­тро­ля за тех­нич. со­стоя­ни­ем су­дов. Умень­ши­лась кон­цен­тра­ция ток­сич. ве­ществ ти­па ДДТ и по­ли­хлор­би­фе­ни­ла, неф­тя­ных уг­ле­ро­дов. Со­дер­жа­ние ди­ок­си­нов в бал­тий­ской сель­ди в 3 раза ни­же ПДК, вос­ста­но­ви­лась по­пу­ля­ция се­ро­го тю­ле­ня. Рас­смат­ри­ва­ет­ся во­прос о при­да­нии Б. м. ста­ту­са осо­бо уяз­ви­мо­го мор­ско­го рай­она.

Лит.: Тер­ми­ны. По­ня­тия. Спра­воч­ные таб­ли­цы. М., 1980; Гид­ро­ме­тео­ро­ло­ги­че­ские ус­ло­вия шель­фо­вой зо­ны мо­рей СССР. Л., 1983. Т. 1. Вып. 1: Бал­тий­ское мо­ре без за­ли­вов; Ат­лан­ти­че­ский оке­ан. Л., 1984; Био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы Ат­лан­ти­че­ско­го океа­на. М., 1986; Пу­ща­ров­ский Ю. М. Тек­то­ни­ка Ат­лан­ти­ки с эле­мен­та­ми не­ли­ней­ной гео­ди­на­ми­ки. М., 1994; Гид­ро­ме­тео­ро­ло­гия и гид­ро­хи­мия мо­рей СССР. СПб., 1994. Т. 3. Вып. 2; За­ло­гин Б. С., Ко­са­рев АН. Мо­ря. М., 1999.

Вернуться к началу