РЕСПУ́БЛИКА
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕСПУ́БЛИКА (от лат. res publica – общественное дело), форма правления, при которой главой государства является выборное должностное лицо. Наряду с монархией, – одна из древнейших форм гос. правления. В Р. все органы гос. власти получают полномочия от народа, и все эти полномочия носят срочный характер. С 20 в. Р. – преобладающая форма правления в мире.
Существует неск. разновидностей Р., различающихся по своим характеристикам: парламентарная, президентская, смешанная. В парламентарной Р. (Германия, Италия) только парламент избирается на основании всеобщих выборов, остальные высшие органы гос. власти формируются на парламентской основе. Президент избирается парламентом или спец. коллегией в составе членов парламента и региональных представителей. Глава государства не является главой исполнит. власти, его полномочия преим. носят представительский и номинальный характер. При данной форме правления президент должен быть вне политики и дистанцирован от политич. большинства. Влияние главы государства зависит от личных качеств и авторитета лица, занимающего соответствующий пост. Правительство формируется на парламентской основе из представителей победивших на выборах партий, лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в нижнюю палату парламента, как правило, становится премьер-министром (главой правительства). Член парламента может одновременно быть и членом правительства. При данной форме правления возможно формирование коалиционного правительства, поскольку правительство должно опираться на большинство в нижней палате парламента. Для парламентарной Р. характерна политич. однородность парламента и правительства, и парламент, как правило, должен одобрить программу и кандидатуру премьер-министра при формировании правительства. Хотя акт о формировании правительства издаёт глава государства, он лишь оформляет решение, принятое парламентом. В парламентарной Р. глава исполнит. власти – премьер-министр, однако мн. решения правительство принимает коллегиально. Для данной системы характерны тесное взаимодействие и взаимозависимость парламента и правительства, отношения между которыми строятся на доверии. Правительство политически ответственно перед парламентом и находится у власти до тех пор, пока ему доверяет парламент. Высший орган исполнит. власти слагает свои полномочия после парламентских выборов, однако возможно и досрочное прекращение его полномочий в случае выражения недоверия парламентом. Президент может осуществлять самостоят. действия только в условиях кризиса, в случае конфликта между органами представит. и исполнит. власти. Так, если правительству выражено недоверие, глава государства проводит переговоры с лидерами политич. партий и определяет, уходит в отставку правительство или распускается нижняя палата парламента.
Для президентской Р. (США) характерно более жёсткое применение принципа разделения властей. При этой форме правления и парламент, и президент избираются путём всеобщих выборов. Вместе с тем правящей партией считается та, которая провела своего кандидата на пост президента. В президентской Р. не предусмотрена должность премьер-министра. Президент располагает реальными публично-властными полномочиями, являясь одновременно главой государства, главой исполнит. власти, а также лидером правящей партии. Правительство страны формируется после президентских выборов. Для данной формы правления характерно однопартийное правительство: президент назначает министров из числа членов своей партии. Правительство не принимает коллективных решений, глава государства несёт личную ответственность за политич. курс страны. В свою очередь министры отвечают за свои действия перед президентом, который может в любое время отправить их в отставку. Для данной системы характерны независимость исполнит. власти от парламентского большинства, фиксированный срок полномочий парламента и президента, невозможность досрочного роспуска парламента и выражения недоверия правительству.
Смешанная (полупрезидентская, президентско-парламентарная) Р. сочетает в себе признаки президентской и парламентарной Р., придавая им новое качество. Во 2-й пол. 20 в. смешанные Р. получили широкое распространение (Португалия, Россия), однако все они отличаются ярко выраженной индивидуальностью. Классич. смешанной Р. считается Пятая республика во Франции. Для неё характерны как признаки президентской Р. (прямые выборы президента, несовместимость поста члена парламента и члена правительства, возможность президента возглавлять правительство, в т. ч. председательствовать на его заседаниях), так и парламентарной Р. (наличие поста премьер-министра, отношения тесного сотрудничества между парламентом и правительством, возможность досрочного прекращения полномочий парламента и выражения вотума недоверия правительству). Во Франции правительство может слагать свои полномочия как после президентских, так и после парламентских выборов. Оно самостоятельно определяет, нужно ознакомить депутатов с программой или же с общеполитич. заявлением правительства, следует ли ставить вопрос об одобрении этого документа перед Нац. собранием, нижней палатой парламента. В зависимости от политич. ситуации данная форма правления существенно видоизменяется. Если президент и правительство опираются на парламентское большинство, то глава государства фактически является лидером этого большинства, играя важную роль в формировании состава правительства, определении политич. курса страны и организации деятельности правительства. Если президент и правительство представляют разные политич. силы, глава государства обязан назначить премьер-министром лицо, пользующееся доверием парламентского большинства, и предложенные им кандидатуры министров. В этой ситуации президент не осуществляет каких-либо публично-властных полномочий управленч. характера, являясь только главой государства и гарантом конституции. В такие периоды президент более активно использует обращения к нации, с тем чтобы критиковать политику правительства.