Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

А́НДЕРСЕН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 714

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Сергеев
Х. К. Андерсен. Портрет работы К. А. Йенсена. 1836.

А́НДЕРСЕН (An­der­sen) Ханс Кри­сти­ан (2.4.1805, Оден­се – 4.8.1875, Ко­пен­га­ген), дат. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье са­пож­ни­ка и прач­ки. Учил­ся в Ко­пен­га­ген­ском ун-те. Из­вест­ность А. при­нес­ли стих. «Уми­раю­щее ди­тя» («Det døende Barn», 1827) и иро­ни­че­ски-ро­ман­тич. фан­та­зии в ви­де пу­те­вых за­ме­ток «Про­гул­ка от Холь­мен-ка­на­ла до вос­точ­но­го мы­са ост­ро­ва Ама­гер» («Fo­dre­ise fra Hol­mens Ca­nal til Øst­pyn­ten af Am­a­ger», 1829). Вы­сту­пал в разл. лит. жан­рах, поль­зо­вал­ся по­пу­ляр­но­стью как ро­ма­нист. В цен­тре ро­ма­нов «Им­про­виза­тор» («Im­provi­sa­toren», 1835; рус. пер. 1844), «Все­го лишь скри­пач» («Kun en Spil­le­mand», 1837; рус. пер. 2001) и «Сча­ст­лив­чик Пер» («Lykke-Peer», 1870) – ро­ман­тич. кон­фликт ге­ния и тол­пы. Ве­рой в бес­смер­тие ду­ши про­ни­зан ро­ман «Быть или не быть» («At være eller ikke være», 1857). Кни­ги пу­те­вых за­ме­ток А. [«Те­не­вые кар­ти­ны» («Skygge­bille­der», 1831) – о пу­те­ше­ст­вии в Гер­ма­нию; «Ба­зар по­эта» («En Digters Ba­zar», 1842) – о пу­те­ше­ст­вии на Вос­ток] со­еди­ня­ют до­ку­мен­та­лизм с иг­рой фан­та­зии. Гл. вклад А. в дра­матур­гию – ро­ман­тич. дра­ма «Му­лат» («Mu­lat­ten», 1840), ут­вер­ждаю­щая идею ра­вен­ст­ва лю­дей, не­за­ви­си­мо от их на­цио­наль­но­сти и про­ис­хо­ж­де­ния. В ска­зоч­ных ко­ме­ди­ях «До­ро­же жем­чу­га и зла­та» («Meer end Per­ler og Guld», 1849), «Оле Лу­койе» («Ole Luk­øie», 1850), «Бу­зин­ная ма­туш­ка» («Hylde­moer», 1851) и др. во­пло­ща­ют­ся нар. идеа­лы до­б­ра и спра­вед­ли­во­сти.

Ве­нец твор­че­ст­ва А. – его сказ­ки; ­всего их св. 160 [шесть вы­пус­ков «Сказок, рас­ска­зан­ных де­тям» («Even­tyr, for­talte for børn»), 1835–37, 1838–42; пять вы­пус­ков «Но­вых ска­зок» («Nye even­tyr»), 1843–48]. В ран­них сказ­ках А. лишь слег­ка об­ра­ба­ты­ва­ет фольк­лор­ные сю­же­ты, при­бли­жая их к со­вре­мен­но­сти; в даль­ней­шем его сказ­ки при­обре­та­ют всё бо­лее ав­тор­ский ха­рак­тер, а дет­ская не­по­сред­ст­вен­ность ми­ро­ощу­ще­ния до­пол­ня­ет­ся глу­би­ной со­дер­жа­ния. Фольк­лор­ная тра­ди­ция со­еди­ня­ет­ся в них с лит. влия­ния­ми (в пер­вую оче­редь – нем. ро­ман­ти­ков), а хри­сти­ан­ские мо­ти­вы – с пан­те­из­мом и не­сколь­ко на­ив­ным оп­ти­миз­мом. Про­за­ич. быт у А. вол­шеб­ным об­ра­зом оду­хо­тво­ря­ет­ся [«Што­паль­ная иг­ла» («Stop­pe­naalen», 1846); «Ста­рый улич­ный фо­нарь» («Den gam­ble gade­løste», 1847)], иск-во по­беж­да­ет смерть [«Со­ло­вей» («Nat­ter­ga­len», 1843)], ис­крен­нее чув­ст­во тор­же­ст­ву­ет над хо­лод­ным и злым ра­зу­мом [«Снеж­ная ко­ро­ле­ва» («Snee­dron­nin­gen», 1844)]. А. соз­да­ёт раз­но­об­раз­ные жан­ро­вые мо­ди­фи­ка­ции сказ­ки, при­да­вая ей ха­рак­тер жес­то­ко­го гор. ро­ман­са [«Де­воч­ка со спич­ка­ми» («Den lille pige med svovl­stikkerne», 1845)], со­ци­аль­ной [«Про­па­щая» («Hun duede ikke», 1853)] и биб­лей­ской [«Фи­ло­соф­ский ка­мень» («De Vises steen», 1861)] прит­чи, ста­рин­ной ле­ген­ды [«Холь­гер Дат­ча­нин» («Hol­ger Dan­ske», 1845)], фи­лос. ал­ле­го­рии [«Мерт­вец» («Dødnin­gen», 1829); «Ко­ло­кол» («Klok­ken», 1845)], сти­хо­тво­ре­ния в про­зе [«С кре­по­ст­но­го ва­ла» («Et billede fra Castel­volden», 1852)]. Наи­бо­лее серь­ёз­ные и дра­ма­тич­ные сказ­ки А. не­ред­ко ав­то­био­гра­фич­ны [«Гад­кий утё­нок» («Den grimme Ælling», 1843)]. С 1850-х гг., на­ря­ду со сказ­ка­ми, А. пи­шет «ис­то­рии» («His­to­rier», вып. 1–2, 1852–53) и «Но­вые сказ­ки и ис­то­рии» («Nye even­tyr og his­torier», вып. 1–10, 1858–72). В срав­не­нии со сказ­ка­ми в них уси­лен эле­мент жиз­не­по­до­бия. А. не­од­но­крат­но об­ра­щал­ся к жан­ру ав­то­био­гра­фии [«Кни­га жиз­ни Х. К. Ан­дер­се­на» («H. C. An­der­sens Lev­nedsbog», 1832; опубл. в 1926); «Сказ­ка мо­ей жиз­ни» («Mit Livs Even­tyr»), 1855; рас­ши­рен­ный ва­ри­ант – Нью-Йорк, 1871].

Соч.: Sam­lede Skrifter. Kbh., 1876–1880. Bd 1–15; Пье­сы-сказ­ки. М., 1963; Сказ­ки. Ис­то­рии. Но­вые сказ­ки и ис­то­рии. М., 1995.

Лит.: Woel CM. H. C. An­der­sens Liv og digt­ning. Kbh., 1949–1950. Bd 1–2; Му­равь­е­ва ИИ. Ан­дер­сен. М., 1961; Ko­foed N. Stud­ier i H. S. An­der­sens fortællekunst. Kbh., 1967; Брау­де Л. Ю. Скан­ди­нав­ская ли­те­ра­тур­ная сказ­ка. М., 1979; Не­уст­ро­ев В. П. У ис­то­ков ро­ман­ти­че­ской тра­ди­ции // Ли­те­ра­тур­ные очер­ки и порт­ре­ты. М., 1983; Hans Chris­tian An­der­sen, a poet in time. Odense; Port­land, 1999; Wullsch­lager J. Hans Chris­tian An­der­sen. The life of a sto­ry­teller. N. Y., 2001.

Вернуться к началу