Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АНДРЕ́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Козьменко
Л. Н. Андреев. Портрет работы И. Е. Репина. 1904. Третьяковская галерея (Москва).

АНДРЕ́ЕВ Ле­о­нид Ни­ко­лае­вич [9(21).8.1871, Орёл – 12.9.1919, дер. Ней­ва­ла, Фин­лян­дия, ны­не пос. Горь­ков­ское Вы­борг­ско­го р-на Ле­нингр. обл.], рус. проза­ик, дра­ма­тург, пуб­ли­цист. Отец Д. Л. Ан­д­рее­ва. Сын ча­ст­но­го зем­ле­ме­ра. Окон­чил юри­дич. ф-т Мо­с­ков­ско­го ун-та (1897). С 1897 слу­жил по­мощ­ни­ком при­сяж­но­го по­ве­рен­но­го Мо­с­ков­ско­го су­деб­но­го ок­ру­га, од­но­вре­мен­но ра­бо­тал су­деб­ным ре­пор­тё­ром в газ. «Курь­ер», где с 1900 вёл два цик­ла фель­е­то­нов – еже­днев­ный «Впе­чат­ле­ния» и вос­крес­ный «Мо­ск­ва. Ме­ло­чи жиз­ни», а с дек. 1901 за­ве­до­вал бел­лет­ри­стич. от­де­лом. Пер­вое вы­сту­п­ле­ние в пе­ча­ти – рас­сказ «В хо­ло­де и золо­те» (1892), но сам А. лит. де­бю­том счи­тал пас­халь­ный рас­сказ «Бар­га­мот и Га­рась­ка» («Курь­ер», 1898, 5 апр.). Из­вест­ность по­лу­чил по­сле пер­вой кн. «Рас­ска­зы» (1901), вы­пу­щен­ной на сред­ст­ва М. Горь­ко­го; пуб­ли­ко­вал­ся в ре­дак­ти­ро­вав­ших­ся им сбор­ни­ках реа­ли­стич. на­прав­лен­но­сти. Вме­сте с тем яв­ст­вен­ные пе­ре­клич­ки с клас­сич. тра­ди­ци­ей, с те­ма­ми и мо­ти­ва­ми Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, В. М. Гар­ши­на, Л. Н. Тол­сто­го, А. П. Че­хо­ва уже в ран­них рас­ска­зах А. («Боль­шой шлем», 1899; «Мол­ча­ние», 1900; «Сте­на», 1901; «Безд­на», «В ту­ма­не», «Мысль», 1902, и др.) со­еди­ня­лись с мо­дер­ни­ст­ской ин­тер­пре­та­ци­ей бы­тия и че­ло­ве­ка, вни­ма­ни­ем к ир­ра­цио­наль­ным и под­соз­на­тель­ным пла­стам су­ще­ст­во­вания (обу­слов­лен­ным влия­ни­ем фи­ло­со­фии А. Шо­пен­гау­эра и Э. Гарт­ма­на, от­час­ти Ф. Ниц­ше). Точ­ность в вы­бо­ре об­ще­ст­вен­но зна­чи­мой про­бле­ма­ти­ки, воз­ве­де­ние со­ци­аль­ной кон­кре­ти­ки к ме­та­фи­зич. уни­вер­са­ли­ям, на­пря­жён­ный пси­хо­ло­гизм по­ве­ст­во­ва­ния (не­редко пе­ре­даю­ще­го край­ние, «по­гра­ничные» со­стоя­ния пер­со­на­жей), свое­об­ра­зие сти­ле­вой ма­не­ры А.-про­заи­ка («Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го», 1904; «Крас­ный смех», «Вор», 1905; «Гу­бер­на­тор», 1906; «Иу­да Ис­ка­ри­от и дру­гие», 1907; «Рас­сказ о се­ми по­ве­шен­ных», «Мои за­пис­ки», 1908, и др.), во мно­гом пред­ве­щаю­щей по­эти­ку экс­прес­сио­низ­ма, де­ла­ли его но­ва­тор­ское твор­че­ст­во в 1900-х – нач. 1910-х гг. ба­ромет­ром со­цио­куль­тур­ных и ин­тел­лектуаль­но-эс­те­тич. на­строе­ний Рос­сии. В лит-ре А. за­ни­мал обо­соб­лен­ную по­зи­цию, на­хо­дясь как бы в про­ме­жут­ке ме­ж­ду реа­лиз­мом и мо­дер­низ­мом. В сво­их ми­ро­воз­зренч. ис­ка­ни­ях он (как сви­де­тель­ст­ву­ют био­гра­фич. ма­те­риа­лы – не­осоз­нан­но) сбли­жал­ся с эк­зи­стен­циа­лист­ской фи­ло­со­фи­ей Л. Шес­то­ва и Н. А. Бер­дяе­ва. Яр­ко вы­ра­жен­ные в этот пе­ри­од мо­ти­вы то­таль­но­го от­чу­ж­де­ния че­ло­ве­ка от вра­ж­деб­но­го ему бы­тия сме­ня­ют­ся в 1-й пол. 1910-х гг. на­де­ж­да­ми на воз­мож­ность при­ми­ре­ния с ми­ро­зда­ни­ем (напр., рас­сказ «По­лёт», 1914), но в кон­це жиз­ни вновь уси­ли­ва­ют­ся настрое­ния пес­си­миз­ма (не­окон­чен­ный ро­ман «Днев­ник Са­та­ны», опубл. по­смерт­но в 1921). В об­лас­ти дра­ма­тур­гии но­ва­тор­ст­во А. вы­ра­зи­лось в по­пыт­ках соз­дать пье­сы, в ко­то­рых тра­ди­ци­он­ное жиз­не­по­до­бие за­ме­ня­лось бы сим­во­ли­че­ски на­сы­щен­ным ус­лов­ным сю­же­том, со­че­тав­шим­ся с экс­прес­сио­ни­ст­ским сти­лем и спо­соб­ным вме­стить в се­бя все этапы су­ще­ст­во­ва­ния ин­ди­ви­да («Жизнь Че­ло­ве­ка», 1907), обоб­щён­ные об­ра­зы со­ци­аль­ных ка­так­лиз­мов («Царь-Го­лод», 1908), фан­то­мы под­соз­на­ния («Чёр­ные мас­ки», 1908). В сво­ей кон­цеп­ции «те­ат­ра пан­пси­хиз­ма» (1912–14) А. ут­вер­жда­ет при­ори­тет ин­тел­лек­ту­аль­ных на­чал в гря­ду­щей эво­лю­ции те­ат­ра. От­час­ти эта кон­цеп­ция бы­ла реа­ли­зо­ва­на в его позд­них пье­сах («Тот, кто по­лу­чает по­щё­чи­ны», 1915; «Ре­к­ви­ем», 1917; «Со­ба­чий вальс», 1922), в ко­то­рых осо­бен­но ост­ро зву­чит те­ма тра­ге­дий­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Пье­сы А., как экс­пе­ри­мен­таль­ные («Жизнь Че­ло­ве­ка», «Ана­тэ­ма», 1908), так и бо­лее тра­ди­ци­он­ные («Дни на­шей жиз­ни», 1908; «Ан­фи­са», 1909; «Gaudea­mus», 1910; «Ека­те­ри­на Ива­нов­на», 1912), ста­ви­ли круп­ней­шие ре­жис­сё­ры (К. С. Ста­ни­слав­ский, Вл. И. Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко, В. Э. Мей­ер­хольд); они с ус­пе­хом шли во мно­гих рос. и ев­роп. те­ат­рах.

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1990–1996; S. O. S.: Днев­ник. Пись­ма. Ста­тьи и ин­тер­вью. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков / Под ред. и со вступ. ст. Р. Дэ­ви­са и Б. Хелл­ма­на. М. и др., 1994.

Лит.: Горь­кий и Л. Ан­д­ре­ев: Не­из­дан­ная пере­пис­ка // Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. М., 1965. Т. 72; Wood­ward J. B. L. An­dreyev: a study. Oxf., 1969; Ба­би­че­ва Ю. В. Дра­матур­гия Л. Н. Ан­д­рее­ва эпо­хи пер­вой рус­ской ре­во­лю­ции. Во­ло­гда, 1971; Кел­дыш В. А. Рус­ский реа­лизм на­ча­ла ХХ в. М., 1975. С. 212–264; Ие­зуи­то­ва Л. А. Твор­че­ст­во Л. Ан­д­рее­ва (1892–1906). Л., 1976; Mar­tini A. Erzähltechniken L. N. Andreevs. Münch., 1978; Без­зу­бов В. И. Л. Ан­д­ре­ев и тра­ди­ции рус­ско­го реа­лиз­ма. Тал., 1984; Hutch­ings SA. Se­mi­otic analy­sis of the short sto­ries of L. Andreev, 1900–1909. L., 1990; Л. Ан­д­реев: Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 2000; Л. Н. Ан­д­ре­ев: Биб­лио­гра­фия / Сост. В. Н. Чу­ва­ков. М., 1995–1998. Вып. 1–2.

Вернуться к началу