Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БА́ЛЬМО́НТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 730-731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Богомолов
К. Д. Бальмонт. Портрет работы В. А. Серова. 1905. Третьяковская галерея (Москва).

БА́ЛЬМО́НТ (с уда­ре­ни­ем на пер­вом сло­ге – ро­до­вое имя, на вто­ром – ли­те­ра­тур­ное) Кон­стан­тин Дмит­рие­вич [3(15).6.1867, дер. Гум­ни­щи Шуй­ско­го у. Вла­ди­мир­ской губ. – 23.12.1942, Нуа­зи-ле-Гран, под Па­ри­жем], рус. по­эт, про­за­ик, кри­тик, пе­ре­во­дчик. Из не­бо­га­той дво­рян­ской се­мьи. Учил­ся в Моск. ун-те (1886–87; ис­клю­чён за уча­стие в сту­денч. бес­по­ряд­ках). Cтихи впер­вые опуб­ли­ко­вал в 1885, пер­вый сти­хотв. сбор­ник из­дал в Яро­слав­ле в 1890 (унич­то­жил б. ч. ти­ра­жа). Пер­во­нач. из­вест­ность по­лу­чил как пе­ре­во­дчик со­чи­не­ний П. Б. Шел­ли и Э. По [пе­ре­во­да­ми (бо­лее чем с 30 язы­ков) Б. за­ни­мал­ся всю жизнь, клас­си­че­ски­ми ста­ли его пе­ре­во­ды пьес Каль­де­ро­на и «Ви­тя­зя в тиг­ро­вой шку­ре» Ш. Рус­та­ве­ли]. Кни­ги сти­хов «Под се­вер­ным не­бом» (1894) и «В без­бреж­но­сти» (1895) близ­ки к им­прес­сио­низ­му, от­ме­че­ны муз. на­пев­но­стью сти­ха. Сбли­зив­шись с кру­гом стар­ших сим­во­ли­стов (в сер. 1890-х гг., жи­вя в Мо­ск­ве, Б. обща­ет­ся с В. Я. Брю­со­вым, не­сколь­ко поз­же в С.-Пе­тер­бур­ге – с Д. С. Ме­режков­ским, З. Н. Гип­пи­ус, Н. М. Мин­ским), Б. ста­но­вит­ся од­ним из наи­бо­лее из­вест­ных по­этов это­го на­прав­ле­ния. Свое­об­раз­ной ли­рич. три­ло­ги­ей яв­ля­ют­ся луч­шие его сти­хотв. сб-ки – «Ти­ши­на» (1898), «Го­ря­щие зда­ния» (1900) и «Бу­дем как Солн­це» (1903). Вос­тор­жен­ная от­кры­тость всем яв­ле­ни­ям ми­ра, в т. ч. и «де­мо­ни­че­ским» (осо­бен­но за­мет­ная в цик­ле «Ху­дож­ник Дья­вол» и в кон­фи­скован­ном цен­зу­рой сб. «Злые ча­ры», 1906), спо­соб­ность фик­си­ро­вать мгно­вен­ные пе­ре­жи­ва­ния, мас­тер­ское вла­де­ние слож­ны­ми фор­ма­ми сти­ха, фо­не­тич. бо­гат­ст­во ре­чи сде­ла­ли сти­хо­тво­ре­ния Б. не­обык­но­вен­но по­пу­ляр­ны­ми. С ин­те­ре­сом бы­ли встре­че­ны кни­ги кри­тич. эс­се – «Гор­ные вер­ши­ны» (1904), «По­эзия как вол­шеб­ст­во» (1915). Вос­хи­ще­ние чи­та­те­лей вы­зы­ва­ли зна­ние мн. язы­ков и по­ли­куль­тур­ность по­эта, об­ра­зы эк­зо­тич. стран (Б. по­бы­вал в Мек­си­ке, По­ли­не­зии, Ав­ст­ра­лии, Япо­нии и др.), ре­пу­та­ция ак­тив­но­го «жиз­не­твор­ца» (в т. ч. и в лич­ной жиз­ни, хо­ро­шо из­вест­ной пуб­ли­ке). Од­на­ко оби­лие пу­те­вых впе­чат­ле­ний час­то ме­ша­ло глу­бин­но­му пе­ре­жи­ва­нию дру­гих куль­тур, в его твор­че­ст­ве они ста­нови­лись с тру­дом от­ли­чи­мы друг от дру­га. Мно­го­пи­са­ние (объ­ё­ми­стые кни­ги но­вых сти­хов вы­хо­ди­ли прак­ти­че­ски ка­ж­дый год) влек­ло за со­бой са­мо­по­вторе­ния, им­прес­сио­ни­стич. опи­са­ния при­ро­ды и ду­ши по­эта шаб­ло­ни­зи­ро­ва­лись. И хо­тя отд. сти­хо­тво­ре­ния и да­же кни­ги бы­ли удач­ны (напр., «Ли­тур­гия Красо­ты», 1905, «Жар-Пти­ца», 1907, «За­ре­во зорь», 1912), кри­ти­ка всё ча­ще го­во­ри­ла об упад­ке твор­че­ст­ва Б. Не спа­са­ли по­ло­же­ние и ан­га­жи­ро­ван­ные вы­сту­п­ле­ния Б. с по­ли­тич. сти­хо­тво­ре­ния­ми. Он не раз под­вер­гал­ся пре­сле­до­ва­ни­ям, в 1906–13 был вы­ну­ж­ден жить за гра­ни­цей (пре­им. в Па­ри­же), но его ре­во­люц. сти­хо­тво­ре­ния («Пес­ни мсти­те­ля», 1907, и др.) не со­от­вет­ст­ву­ют уров­ню та­лан­та по­эта. Го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны и ре­во­лю­ции Б. про­вёл в Рос­сии. В эс­сеи­стич. кн. «Ре­во­лю­цио­нер я или нет» (1918) ут­вер­ждал при­о­ри­тет лич­но­сти над со­ци­аль­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ния­ми. В 1920 с раз­ре­ше­ния сов. пра­ви­тель­ст­ва уехал во Фран­цию, где вско­ре вы­сту­пил с рез­кой кри­ти­кой боль­ше­ви­ст­ско­го ре­жи­ма. В 1920-е гг. и в 1-й пол. 1930-х гг. Б. про­дол­жал мно­го пе­ча­тать­ся, пи­сал сти­хи и про­зу, пе­ре­во­дил слав. и ли­тов. по­этов, во вре­мя по­ез­док по Ев­ро­пе его вы­сту­п­ле­ния име­ли ус­пех, од­на­ко в цен­трах рус. ди­а­с­по­ры Б. уже не поль­зо­вал­ся при­зна­нием. С 1937 пси­хи­че­ски бо­лен, прак­тиче­ски не пи­сал. Умер в ни­ще­те и заб­ве­нии.

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния. Л., 1969; Собр. соч.: В 2 т. Мо­жайск, 1994; Где мой дом. М., 1992; Пе­ре­пис­ка [В. Я. Брю­со­ва] с К. Д. Баль­мон­том // Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. М., 1991. Т. 98. Кн. 2; Из­бран­ное. М., 2003.

Лит.: Эл­лис. Рус­ские сим­во­ли­сты. М., 1910; Markov V. Kommentar zu den Dichtungen von K. D. Bal’mont. Köln; Wien, 1988–1992. Bd 1–2 [текст на рус. яз.]; К. Баль­монт, М. Цве­тае­ва и ху­до­же­ст­вен­ные ис­ка­ния ХХ ве­ка. Ива­но­во, 1993–1999. Вып. 1–4; Ку­прия­нов­ский ПВ., Мол­ча­но­ва Н. А. По­эт К. Баль­монт: Био­гра­фия. Твор­че­ст­во. Судь­ба. Ива­но­во, 2001.

Вернуться к началу