Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕ́ЛЫЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 269-270

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Магомедова
А. Белый. Портрет работы Л. С. Бакста. 1905.

БЕ́ЛЫЙ Ан­д­рей (псевд.; наст. имя и фам.  Бо­рис Ни­ко­лае­вич Бу­га­ев) [14(26).10.1880, Мо­ск­ва  8.1.1934, там же], рус. по­эт, про­за­ик, тео­ре­тик сим­во­лиз­ма, кри­тик, ме­муа­рист. Сын ма­те­ма­ти­ка Н. В. Бу­гае­ва. В 15 лет по­зна­ко­мил­ся с семь­ёй бра­та Вл. С. Со­ловь­ё­ва  М. С. Со­ловь­ё­вым, его же­ной, ху­дож­ни­цей О. М. Со­ловь­ё­вой, и сы­ном, бу­ду­щим по­этом С. М. Со­ловь­ё­вым. Их дом стал вто­рой семь­ёй для Б., здесь со­чув­ст­вен­но встре­ти­ли его пер­вые лит. опы­ты, при­ду­ма­ли псев­до­ним, по­зна­ко­ми­ли с но­вей­шим ис­кус­ст­вом и фи­ло­со­фи­ей (А. Шо­пен­гау­эр, Ф. Ниц­ше, Вл. С. Со­ловь­ёв). Окон­чил в 1903 ес­те­ст­вен­ное отд. фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-та Моск. ун-та. В 1904 по­сту­пил на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т, одна­ко в 1906 по­дал про­ше­ние об от­чис­ле­нии. В 1901 сдал в пе­чать «Сим­фо­нию (2-ю, дра­ма­ти­че­скую)». Жанр ли­те­ра­тур­ной «сим­фо­нии», соз­дан­ный Б. [при жиз­ни опуб­ли­ко­ва­ны «Се­вер­ная сим­фо­ния (1-я, ге­рои­че­ская)» (1904), «Воз­врат» (1905), «Ку­бок ме­те­лей» (1908)], про­де­мон­ст­ри­ро­вал ряд су­ще­ст­вен­ных черт его по­эти­ки: тя­го­те­ние к син­те­зу сло­ва и му­зы­ки (сис­те­ма лейт­мо­ти­вов, рит­ми­за­ция про­зы, пе­ре­не­се­ние струк­тур­ных за­ко­нов муз. фор­мы в сло­вес­ные ком­по­зи­ции), со­еди­не­ние пла­нов веч­но­сти и со­вре­мен­но­сти. В 190103 вхо­дил в сре­ду моск. сим­воли­стов, груп­пи­рую­щих­ся во­круг из­да­тельств «Скор­пи­он» (В. Я. Брю­сов, К. Д. Баль­монт, Ю. К. Бал­тру­шай­тис) и «Гриф»; за­тем по­зна­ко­мил­ся с ор­га­ни­за­то­ра­ми пе­терб. Ре­ли­ги­оз­но-фи­лос. со­б­ра­ний и из­да­те­ля­ми ж. «Но­вый путь» Д. С. Ме­реж­ков­ским и З. Н. Гип­пи­ус. С янв. 1903 на­чал пе­ре­пис­ку с А. А. Бло­ком (лич­ное зна­ком­ст­во  с 1904), с ко­то­рым его свя­за­ли го­ды «друж­бы-вра­ж­ды». Осе­нью 1903 стал од­ним из ор­га­ни­за­то­ров и идей­ных вдох­но­ви­те­лей круж­ка «ар­го­нав­тов» (Эл­лис, С. М. Со­ловь­ёв, А. С. Пет­ров­ский, Э. К. Мет­нер и др.), ис­по­ве­до­вав­ше­го идеи сим­во­лиз­ма как ре­лиг. твор­че­ст­ва («те­ур­гии»), ра­вен­ст­ва «тек­стов жиз­ни» и «тек­стов ис­кус­ст­ва», люб­ви-мис­те­рии как пу­ти к эс­ха­то­ло­гич. пре­об­ра­же­нию ми­ра. «Ар­го­нав­ти­че­ские» мо­ти­вы раз­ви­ва­лись в стать­ях Б. это­го пе­рио­да, на­пе­ча­тан­ных в жур­на­лах «Мир ис­кус­ст­ва», «Но­вый путь», «Ве­сы», «Зо­ло­тое ру­но», а так­же в сб. сти­хов «Зо­ло­то в ла­зу­ри» (1904).

Кру­ше­ние «ар­го­нав­ти­че­ско­го» ми­фа в соз­на­нии Б. (190406) про­изош­ло под влия­ни­ем ря­да фак­то­ров: сме­ще­ния фи­лос. ори­ен­ти­ров от эс­ха­то­ло­гии Ф. Ниц­ше и Вл. С. Со­ловь­ё­ва к нео­кан­ти­ан­ст­ву и про­бле­мам гно­сео­ло­гич. обос­но­вания сим­во­лиз­ма, тра­гич. пе­ри­пе­тий не­раз­де­лён­ной люб­ви к Л. Д. Блок (от­ра­зив­ших­ся в сб. «Ур­на», 1909), рас­ко­ла и ожес­то­чён­ной жур­наль­ной по­ле­ми­ки в сим­во­ли­ст­ском ла­ге­ре. Со­бы­тия Ре­во­лю­ции 190507 бы­ли вос­при­ня­ты Б. по­на­ча­лу в рус­ле анар­хич. мак­си­ма­лиз­ма, од­на­ко имен­но в этот пе­ри­од в его по­эзии по­яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ные мо­ти­вы и «не­кра­сов­ские» рит­мы и ин­то­на­ции (сб. сти­хов «Пе­пел», 1909). 19091910  на­ча­ло пе­ре­ло­ма в ми­ро­ощу­ще­нии Б., по­иск но­вых по­зи­тив­ных жиз­нен­ных пу­тей. Под­во­дя ито­ги преж­ней творч. дея­тель­но­сти, из­дал три то­ма кри­тич. и тео­ре­тич. ста­тей («Сим­во­лизм», «Луг зе­лё­ный», оба 1910; «Ара­бе­ски», 1911). По­пыт­ки об­ре­те­ния «но­вой поч­вы», син­те­за За­па­да и Вос­то­ка ощу­ти­мы в ро­ма­не «Се­реб­ря­ный го­лубь» (1909). На­ча­лом воз­ро­ж­де­ния ста­ло сбли­же­ние и гражд. брак с ху­дож­ни­цей А. А. Тур­ге­не­вой, раз­де­лив­шей с ним го­ды стран­ст­вий (191012, Си­ци­лия  Ту­нис  Еги­пет  Па­ле­сти­на), опи­сан­ные в двух то­мах «Пу­те­вых за­ме­ток». Вме­сте с ней Б. пе­ре­жи­ва­ет пе­ри­од вос­тор­жен­но­го уче­ни­че­ст­ва у соз­да­те­ля ан­тро­по­со­фии Р. Штай­не­ра. Выс­шее творч. дос­ти­же­ние это­го пе­рио­да  ро­ман «Пе­тер­бург» (191314), со­сре­до­то­чив­ший в се­бе ис­то­рио­соф­скую про­бле­ма­ти­ку, свя­зан­ную с ос­мыс­ле­ни­ем пу­ти Рос­сии ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком, и ока­зав­ший ог­ром­ное влия­ние на круп­ней­ших ро­ма­ни­стов 20 в. (М. Пруст, Дж. Джойс и др.). В 191416 жил в Дор­на­хе (Швей­ца­рия), уча­ст­вуя в строи­тель­ст­ве ан­тро­по­соф­ско­го хра­ма «Ге­теа­нум». В авг. 1916 вер­нул­ся в Рос­сию. В 191516 соз­дал ро­ман «Ко­тик Ле­та­ев»  пер­вый в за­ду­ман­ной се­рии ав­то­био­гра­фич. ро­ма­нов (про­дол­же­ние  ро­ман «Кре­щё­ный ки­та­ец», 1921). На­ча­ло 1-й ми­ро­вой вой­ны вос­при­нял как об­ще­че­ло­ве­че­ское бед­ст­вие, рус. ре­во­лю­цию 1917  как воз­мож­ный вы­ход из гло­баль­ной ка­та­ст­ро­фы. Куль­тур­фи­ло­соф­ские идеи это­го вре­ме­ни на­шли во­пло­ще­ние в эс­сеи­стич. цик­ле «На пе­ре­ва­ле» («I. Кри­зис жиз­ни», 1918; «II. Кри­зис мыс­ли», 1918; «III. Кри­зис куль­ту­ры», 1918), очер­ке «Ре­во­лю­ция и куль­ту­ра» (1917), по­эме «Хри­стос вос­крес» (1918), сб. сти­хов «Звез­да» (1922). В 192123 в Бер­ли­не пе­ре­жил му­чи­тель­ное рас­ста­ва­ние с Р. Штай­не­ром, раз­рыв с А. А. Тур­ге­не­вой и ока­зал­ся на гра­ни ду­шев­но­го сры­ва, хо­тя и про­дол­жал ак­тив­ную лит. дея­тель­ность. По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну пред­при­ни­мал ряд без­на­дёж­ных по­пы­ток най­ти своё ме­сто в сов. куль­ту­ре, соз­дал ро­ман­ную ди­ло­гию «Мо­ск­ва» («Мо­с­ков­ский чу­дак», 1926; «Мо­ск­ва под уда­ром», 1926), ро­ман «Мас­ки» (1932), вы­сту­пал как ме­муа­рист («Вос­по­ми­на­ния о Бло­ке», 192223; три­ло­гия «На ру­бе­же двух сто­ле­тий», 1930, «На­ча­ло ве­ка», 1933, «Ме­ж­ду двух ре­во­лю­ций», 1934), на­пи­сал тео­ре­ти­ко-лит. ис­сле­до­ва­ния «Ритм как диа­лек­ти­ка и "Мед­ный всад­ник"» (1929) и «Мас­тер­ст­во Го­го­ля» (1934).

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния и по­эмы. М.; Л., 1966; Пе­тер­бург. Л., 1981; Кри­ти­ка. Эс­те­ти­ка. Тео­рия сим­во­лиз­ма. М., 1994. Т. 1–2; А. Бе­лый и А. Блок: Пе­ре­пис­ка, 1903–1919 / Публ., пре­дисл. и ком­мент. А. В. Лав­ро­ва. М., 2001.

Лит.: Дол­го­по­лов Л. К. А. Бе­лый и его ро­ман «Пе­тер­бург». Л., 1988; А. Бе­лый. Про­бле­мы твор­че­ст­ва: Ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния. Пуб­ли­ка­ции. М., 1988; Лав­ров А. В. А. Бе­лый в 1900-е гг. М., 1995; Keys R. The reluctant modernist: A. Belyi and the development of Russian fiction, 19021914. Oxf., 1996; Бу­гае­ва Кл. Н. Вос­по­ми­на­ния об А. Бе­лом. СПб., 2001; А. Бе­лый: pro et contra: лич­ность и твор­че­ст­во А. Бе­ло­го в оцен­ках и тол­ко­ва­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. СПб., 2004.

Вернуться к началу