БОККА́ЧЧО
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОККА́ЧЧО (Boccaccio) Джованни [1313, Чертальдо (обл. Тоскана) или Флоренция – 21.12.1375, Чертальдо], итал. писатель. Первоначальное образование получил во Флоренции. С 1327 жил с отцом в Неаполе, где близко познакомился с придворной и рыцарской культурой франц. образца; изучал право в Неаполитанском ун-те. В кон. 1340 – нач. 1341 Б. вернулся во Флоренцию; знакомство с Ф. Петраркой (1350) переросло в прочную дружбу. В 1350–60-х гг. выполнял по поручению Флорентийской коммуны ряд дипломатич. миссий. В 1373–74 по поручению Совета Коммуны читал курс публичных лекций о Данте (в ц. Сан-Стефано-ди-Бадиа), однако не успел закончить его; именно Б. первым назвал «Комедию» Данте «Божественной».
В творчестве Б. можно выделить 3 периода – неаполитанский, флорентийский и последекамероновский. В поэмах первого периода исходный эпико-романич. материал насыщен лирич. началом: «Охота Дианы» («Caccia di Diana», соч. ок. 1334–38, своеобразный каталог прекраснейших неаполитанских дам), «Филострато» («Filostrato», созд. ок. 1335, рассказ о любви троянского царевича Троила и дочери Калханта Хрисеиды, изменившей ему с Диомедом), «Тезеида» («Teseida», созд. ок. 1339, в сюжетном плане – продолжение поэмы Стация «Фиваида»). В первом прозаич. опыте Б. – романе «Филоколо» («Filocolo», созд. ок. 1336–38), восходящем к франц. поэме «Флуар и Бланшефлор» или к её итал. переделкам, – любовный сюжет оттеснён на второй план изощрённой риторикой и пространным учёно-энциклопедич. комментарием.
Первое сочинение, созданное Б. после возвращения во Флоренцию, – прозиметр «Комедия нимф» («Comedia delle Ninfe», др. назв. – «Амето», созд. в 1341–42), рассказ о молодом охотнике, который благодаря любви приобщается к культуре и обретает подлинную человечность (одна из центр. тем творчества Б.). Написанная терцинами поэма в 50 песнях «Любовное видение» («Amorosa visione», созд. в 1342) описывает путь героя, преодолевающего житейские соблазны и отвергающего ложных кумиров (слава, богатство, фортуна), к высшему благу (представленному, в соответствии с аллегорич. традицией, как соединение с возлюбленной). В повести «Элегия мадонны Фьямметты» («Elegia di madonna Fiammetta», созд. ок. 1343–44, опубл. в 1472) на первом плане описание душевных переживаний знатной неаполитанской дамы, полюбившей флорентийского купца и оставленной им; однако трактовка внутр. мира персонажей сводится к умелому комбинированию риторич. топосов. Истинное новаторство «Фьямметты» состоит в радикальной модернизации жанровой традиции, заданной классич. элегией и сборником поэтич. посланий Овидия «Героиды». В центре поэмы в октавах «Фьезоланские нимфы» («Ninfale Fiesolano», созд. ок. 1344–46), где рассказывается о любви пастуха к нимфе, давшей Диане обет девственности, – поэзия пробуждающейся женственности и материнства; при всей условности пасторального фона поэма является наименее риторически отвлечённым из додекамероновских произведений Боккаччо.
Стремление Б. к жанровому экспериментированию, характерное для сочинений флорентийского периода, наиболее ярко проявилось в «Декамероне» («Decameron», созд. ок. 1349–51, опубл. в 1471) – книге, заложившей основу жанра новеллы (до Б. можно говорить только о предновеллистич. тенденциях). Б. радикально трансформирует традицию короткого повествования: рассказ лишается автономности, входит в состав единой книги; полностью устраняется внеповествовательный дидактизм; в центр повествования ставится парадоксальный сюжетный поворот; конфликт драматизируется и частично интериоризируется; наконец, новелла по сравнению с её ср.-век. источниками («пример», фабльо, житие, анекдот) существенно повышает свой статус в лит. иерархии. В новеллах «Декамерона» вырабатывается чрезвычайно разнообразная, яркая и живая картина действительности, в которой центр. роль играет личная предприимчивость. В обрамлении «Декамерона» противопоставлены друг другу два образа действительности: реальный (картина социального хаоса, описание чумы) и идеальный (картина социальной гармонии, общество рассказчиков). Покинув зачумлённый город, рассказчики «Декамерона» не просто покидают мир, в котором утрачены и растоптаны все человеческие связи, ради некоего утопич. идеала, – они обращаются к этому миру со своим словом, благодаря которому в мире вновь утверждается порядок.
Единственное худож. сочинение на народном итал. яз., созданное Б. после «Декамерона», – повесть «Корбаччо» («Corbaccio», созд. ок. 1355–65; смысл названия неясен), по форме представляющая собой видение, а по пафосу – резкий памфлет, направленный против женщин. Большинство сочинений Б. этого периода написано на латыни и посвящено каталогизации и адаптации накопленных античностью историч., мифологич. и географич. сведений: монументальный свод античной мифологии «Генеалогия языческих богов» («Genealogia deorum gentilium», созд. ок. 1360–75); собрание примеров, демонстрирующих превратности судьбы великих мужей всех времён, – «О несчастиях знаменитых людей» («De casibus illustrium virorum», созд. ок. 1360–74); собрание древних и современных географич. сведений «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus, de nominibus maris», соч. ок. 1355–74). Трактат «О знаменитых женщинах» («De claris mulieribus», созд. ок. 1361–1374) включает 106 биографий (от Евы до современницы Б. королевы Неаполя Иоанны). На нар. языке написан «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante», созд. 1352–72).
Восприятие творчества Б. в России началось сравнительно поздно: некоторые сюжеты «Декамерона» проникли в рус. культуру в кон. 17 в. (через переводы с польск. яз.). Два перевода из «Декамерона» принадлежат К. Н. Батюшкову (заключит. новелла, опубл. в 1817, и вступление к книге, опубл. в 1819). Настоящее знакомство с «Декамероном» состоялось благодаря переводу А. Н. Веселовского (1891–92), с др. сочинениями Б. – в 20 в. («Фьямметта» в переводе М. Кузмина – 1913; «Фьезоланские нимфы» в переводе Ю. Н. Верховского – 1934).