Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОМАРШЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 15

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков
П. О. К. де Бомарше. Портрет работы Ж. М. Натье (1755). Частная коллекция.

БОМАРШЕ́ (Beaumarchais) Пьер Огю­стен Ка­рон де (24.1.1732, Па­риж – 18.5.1799, там же), франц. дра­ма­тург. Сын бо­га­то­го ча­сов­щи­ка, с 6 до 13 лет обу­чал­ся в кол­ле­же, за­тем стал под­мастерь­ем у от­ца. Изо­брёл хо­до­вой ан­кер на­руч­ных ча­сов («спуск Бо­мар­ше»), пре­ус­пел при дво­ре, став учи­те­лем му­зы­ки у до­че­рей Лю­до­ви­ка XV. В 1761 по­лу­чил дво­рян­ский ти­тул, ку­пил долж­ность ко­ро­лев­ско­го сек­ре­та­ря, в 1763–1773 слу­жил в долж­но­сти ге­не­рал-лей­те­нан­та ко­ро­лев­ской охо­ты, был за­ме­шан в ря­де афер и при­клю­че­ний, од­но из ко­то­рых лег­ло в ос­но­ву ро­ман­тич. дра­мы И. В. Гё­те «Кла­ви­го» (1774). Пер­вые про­из­ве­де­ния Б. – фри­воль­ные пье­сы (т. н. «па­ра­ды») для ча­ст­ных те­ат­ров. За­тем бы­ст­ро эво­лю­цио­ни­ро­вал к жан­ру ме­щан­ской дра­мы в ду­хе Д. Дид­ро: «Ев­ге­ния» («Eugénie», 1767), «Два дру­га» («Les deux amis», 1770). В 1760–1770-x гг. ак­тив­но за­ни­мал­ся ком­мерч. дея­тель­но­стью; бу­ду­чи ра­зо­рён в ре­зуль­та­те не­спра­вед­ли­во­го су­деб­но­го ис­ка, дал от­пор сво­им пре­сле­до­ва­те­лям в зна­ме­ни­тых «Ме­муа­рах» («Mémoires», опубл. в 1773–74), где опи­сал не­ко­то­рые свои аван­тю­ры и об­ли­чил дея­тель­ность па­риж­ско­го пар­ла­мен­та как оп­ло­та кон­сер­ва­тиз­ма и су­деб­ной кор­руп­ции. Вершина дра­ма­тур­гич. творчества Б. – ко­ме­дии «Се­виль­ский ци­рюль­ник» («Le barbier de Séville», 1775) и «Бе­зум­ный день, или Же­нить­ба Фи­га­ро» («La folle journée ou le mariage de Figaro», пост. 1784). За­вер­ше­ни­ем три­ло­гии о Фи­га­ро ста­ла позд­няя, близ­кая ме­ло­дра­ме, пье­са «Пре­ступ­ная мать» («La Mè re cou­pable», пост. в 1792), ко­то­рая не сни­ска­ла по­пу­ляр­но­сти у пуб­ли­ки. Б. – ав­тор либ­рет­то опе­ры «Та­рар» («Tarare», 1787) на му­зы­ку А. Саль­е­ри. По­сле 1789 Б. со­труд­ни­чал с ре­во­люц. вла­стя­ми, за­ни­мал­ся по­став­ка­ми ору­жия, од­на­ко вско­ре был объ­яв­лен вра­гом на­ро­да. До 1796 жил в эмиг­ра­ции в Гам­бур­ге, за­тем вер­нул­ся в Па­риж.

Музей Театра сатиры Сцена из спектакля Московского академического театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Граф Альмавива (слева) – А. А. Ширвиндт, Фигаро – А. А. Миронов.

В пье­сах Б. – выс­шем эта­пе раз­ви­тия франц. те­ат­ра 18 в. – фи­лос. ус­та­нов­ки Про­све­ще­ния со­еди­не­ны с бле­стя­щей ко­ме­дий­но­стью. В них су­ще­ст­вен­но из­ме­ни­лось ам­п­луа ко­ме­дий­но­го слу­ги: он не про­сто та­лант­ли­вый плут, но пол­но­прав­ный ан­та­го­нист глав­но­го ге­роя-дво­ря­ни­на. На­смеш­ли­вый и лов­кий ин­три­ган, Фи­га­ро ос­по­рил свою не­вес­ту у гос­по­ди­на и вы­шел по­бе­ди­те­лем, по­пут­но на­сме­яв­шись над ари­сто­кра­тич. при­ви­ле­гия­ми, про­да­жей долж­но­стей, чи­нов­ничь­ей кор­руп­ци­ей и др. тра­ди­ция­ми ста­ро­го по­ряд­ка. Жи­вые ха­рак­те­ры, за­ни­ма­тель­ность сю­же­та, оби­лие ост­рот и афо­риз­мов, на­ря­ду с яз­ви­тель­ны­ми са­ти­рич. на­пад­ка­ми, обес­пе­чи­ли ко­ме­ди­ям Б. ог­ром­ный ус­пех во Фран­ции на­ка­ну­не Ре­во­лю­ции 1789–99 и при­нес­ли ему ми­ро­вую сла­ву. Их сю­же­ты со­ста­ви­ли ос­но­ву либ­рет­то опер «Свадь­ба Фи­га­ро» В. А. Мо­цар­та (1786) и «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни (1816).

Соч.: Из­бран­ные про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1966; Дра­ма­ти­че­ские про­из­ве­де­ния. Ме­муа­ры. М., 1971; Дра­ма­ти­че­ская три­ло­гия. М., 1982.

Лит.: Мо­куль­ский С. Бо­мар­ше. М., 1957; Po­meau R. Beaumarchais. P., 1967; Гран­дель Ф. Бо­мар­ше. 2-е изд. М., 1985; Didier B. Beaumarchais ou La passion du drame. P., 1994; Gailliard M. Beaumarchais. P., 1999; Scherer J. La dramaturgie de Beaumarchais. P., 1999; Robinson Ph. Beaumarchais: homme de lettres, homme de société. N. Y., 2003; Кастр Р. Бо­мар­ше. М., 2003; Piat J. Beaumar­chais, un intermittent du spectacle. P., 2004; Ле­щин­ская Г. И. П. О. Ка­рон де Бо­мар­ше: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1980.

Вернуться к началу