Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БРЮ́СОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 265-266

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Богомолов
В. Я. Брюсов. Портрет работы М. А. Врубеля. 1906. Третьяковская галерея (Москва).

БРЮ́СОВ Ва­ле­рий Яков­ле­вич [1(13).12.1873, Мо­ск­ва – 9.10.1924, там же], рос. по­эт, про­за­ик, пе­ре­во­дчик, лит. кри­тик. Из ку­пе­че­ской се­мьи. Брат А. Я. Брю­со­ва. Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Моск. ун-та (1899). C 1892 Б. на­чал соз­да­вать ан­то­ло­гию пе­ре­во­дов, под­ра­жа­ний и соб­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний в ду­хе франц. сим­во­лиз­ма. Пер­вые зна­чит. пуб­ли­ка­ции – сти­хо­тво­ре­ния в сб. «Рус­ские сим­во­ли­сты» (вып. 1–3, 1894–95), от­ли­чав­шие­ся смы­сло­вой за­тем­нён­но­стью, па­ра­док­саль­ны­ми со­че­та­ния­ми об­ра­зов, не­обыч­ной фор­маль­ной струк­ту­рой (од­но­строк, фи­гур­ные сти­хи), ост­рой но­виз­ной те­ма­ти­ки (эк­зо­ти­ка, эс­те­ти­за­ция без­образ­но­го, эро­ти­ка и др.), – при­нес­ли Б. из­вест­ность, пер­во­на­чаль­но имев­шую от­те­нок скан­даль­но­сти. Пер­вые сб-ки сти­хов с на­ме­рен­но ино­языч­ны­ми за­гла­вия­ми [«Chefs d’œuvre» («Ше­дев­ры», 1895); «Me eum esse» («Это – я», 1897)] и пе­ре­во­ды из П. Вер­ле­на (1895) эту из­вест­ность за­кре­пи­ли. С 1898 Б. со­труд­ни­чал в ж. «Рус­ский ар­хив», за­ни­ма­ясь ис­то­ри­ей рус. по­эзии от А. С. Пуш­ки­на до А. А. Фе­та. В соз­дан­ном им (в 1899) со­вме­ст­но с К. Д. Баль­мон­том, Ю. К. Бал­тру­шай­ти­сом и С. А. По­ля­ко­вым сим­во­ли­ст­ском изд-ве «Скор­пи­он» про­па­ган­ди­ро­ва­лось но­вое рус. иск-во. В кн. сти­хов «Tertia vigilia» («Тре­тья стра­жа», 1900) на­ме­тил­ся от­ход от эпа­ти­ро­вав­ших край­но­стей; об­на­ру­жи­ва­ют­ся стрем­ле­ние к гар­мо­ни­че­ской за­вер­шён­но­сти, от­чёт­ли­вая связь с клас­сич. тра­ди­ци­ей. В 1903 Б. со­труд­ни­чал с пе­терб. сим­во­ли­ст­ским ж. «Но­вый путь». В 1904–08 был фак­тич. гла­вой ж. «Ве­сы»; опуб­ли­ко­вал в нём ряд про­грамм­ных ста­тей («Клю­чи тайн», 1904, и др.), где сфор­му­ли­ро­вал прин­ци­пы но­во­го иск-ва: при­ори­тет сверх­чув­ст­вен­ных ир­ра­цио­наль­ных ин­туи­ций над за­ко­на­ми ра­зу­ма; ощу­ще­ние жиз­ни как че­ре­ды мгно­ве­ний, в ко­то­рые че­ло­ве­че­ская сущ­ность дос­ти­га­ет пол­но­го са­мо­вы­яв­ле­ния; при­зна­ние аб­со­лют­ной сво­бо­ды ху­дож­ни­ка. При этом Б. чу­ж­дал­ся при­су­щей мно­гим его со­вре­мен­ни­кам по­гру­жён­но­сти в от­кро­вен­ный мис­ти­цизм, за­во­ро­жён­но­сти му­зы­каль­но­стью сти­ха, пре­тен­зий на ре­лиг. зна­че­ние иск-ва. Во мно­гом бла­го­да­ря имен­но уси­ли­ям Б. сим­во­лизм стал ор­га­ни­че­ской со­став­ной ча­стью рус. иск-ва. Твор­че­ст­во Б. 1900-х гг. [сб-ки сти­хов «Urbi et orbi» («Го­ро­ду и ми­ру», 1903), «Στέφανος. Ве­нок», 1906; ис­то­рич. ро­ман «Ог­нен­ный Ан­гел», 1907–1908] встре­ти­ло вос­тор­жен­ные от­зы­вы кри­ти­ков разл. на­прав­ле­ний. В луч­ших про­из­ве­де­ни­ях Б. это­го пе­рио­да от­чёт­ли­во про­яви­лись ха­рак­тер­ные чер­ты его твор­че­ст­ва: строй­ность и чёт­кость ком­по­зи­ции, вы­со­кий ри­то­рич. па­фос, ин­те­рес к да­лё­ким ис­то­рич. эпо­хам и к дос­ти­же­ни­ям нау­ки, экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти мет­ри­ки и рит­ми­ки. Од­на­ко, на­чи­ная со сб. «Все на­пе­вы» (1909), по­эзия Б. ста­но­ви­лась ме­нее ори­ги­наль­ной, ка­ж­дая но­вая кни­га («Зер­ка­ло те­ней», 1912; «Сти­хи Нел­ли», 1913; «Семь цве­тов ра­ду­ги», 1916) вос­при­ни­ма­лась как по­вто­ре­ние уже прой­ден­но­го. Не име­ла ус­пе­ха и про­за (сб-ки «Зем­ная ось», 1907, «Но­чи и дни», 1913; ро­ман «Ал­тарь По­бе­ды», 1911–12; по­вес­ти «Об­ру­че­ние Да­ши», 1913, «Рея Силь­вия», 1914, и «Элу­ли, сын Элу­ли», 1916). В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны Б. – во­ен. кор­рес­пон­дент газ. «Рус­ские ве­до­мо­сти». В 1917 не­удач­но пы­тал­ся стать пуб­ли­ци­стом ли­бе­раль­но­го тол­ка («Как пре­кра­тить вой­ну?», «О но­вом рус­ском гим­не»). Пер­вые го­ды от­но­сил­ся к но­вой вла­сти скеп­ти­че­ски, од­на­ко в 1920 всту­пил в РКП(б), за­ни­мал ряд от­вет­ст­вен­ных по­стов, пре­по­да­вал в Моск. ун-те и в ос­но­ван­ном им Выс­шем лит.-ху­дож. ин-те. Вёл ак­тив­ную лит.-кри­тич. и жур­наль­ную дея­тель­ность, за­ни­мал­ся тео­ри­ей сти­ха («Крат­кий курс нау­ки о сти­хе», 1919), пуш­ки­ни­сти­кой, пе­ре­во­да­ми. В позд­них кни­гах сти­хов [«По­след­ние меч­ты», 1920; «В та­кие дни», 1921; «Миг», 1922; «Да­ли», 1922; «Mea» («Спе­ши», 1924)] пред­при­ни­мал по­пыт­ки соз­дать но­вую по­эти­ку, со­от­вет­ст­вую­щую ду­ху вре­ме­ни и ис­поль­зую­щую дос­ти­же­ния аван­гар­диз­ма.

Соч.: Полн. собр. соч. и пе­ре­во­дов. СПб., 1913–1914. Т. 1–4, 12–13, 15, 21 (изд. не за­кон­че­но); Собр. соч.: В 7 т. М., 1973–1975; Сре­ди сти­хов 1894–1924: Ма­ни­фе­сты. Ста­тьи. Ре­цен­зии. М., 1990; За­ру­беж­ная по­эзия в пе­ре­во­дах В. Брю­со­ва. М., 1994.

Лит.: Эл­лис. Рус­ские сим­во­ли­сты. М., 1910; Жир­мун­ский В. М. Брю­сов и на­сле­дие Пуш­ки­на. П., 1922; Мак­си­мов Д. По­эзия В. Брю­со­ва. Л., 1940; он же. Брю­сов. По­эзия и по­зи­ция. Л., 1969; Брю­сов­ские чте­ния. Ер., 1963–2004; Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. М., 1976. Т. 85. М., 1991–1994. Т. 98. Кн. 1–2; Gros­sman J. D. V. Bryusov and the riddle of Russian decadence. Berk.; L., 1985; В. Я. Брю­сов и рус­ский мо­дер­низм. М., 2004; Биб­лио­гра­фия Брю­со­ва. 1884–1973 / Сост. Э. С. Да­ние­лян. Ер., 1976.

Вернуться к началу