Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЮТО́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 477

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Панов

БЮТО́Р (Butor) Ми­шель (р. 14.9.1926, Монс-ан-Ба­рёль, близ Лил­ля), франц. пи­са­тель, эс­се­ист. Из ка­то­лич. се­мьи; учил­ся в ие­зу­ит­ском кол­ле­же. До 1947 изу­чал фи­ло­со­фию в Сор­бон­не. Пре­по­да­вал франц. яз. и лит-ру в ли­це­ях Егип­та, ун-тах Ев­ро­пы, США и Ав­ст­ра­лии. Проф. ун-тов Ниц­цы и Же­не­вы (до 1991). В лит-ре Б. де­бю­ти­ро­вал в сер. 1940-х гг. как по­эт. Его пер­вый ро­ман «Ми­лан­ский пас­саж» («Passage de Mi­lan», 1954) от­ме­чен изы­скан­ным пси­хо­ло­гиз­мом. Ро­ма­ны «Вре­мя­пре­про­во­ж­де­ние» («L’Emploi du temps», 1956) и «Из­ме­не­ние» («La Mo­dification», 1957, рус. пер. 1983) при­нес­ли круп­ный ус­пех на­прав­ле­нию «но­во­го ро­ма­на», клю­че­вой фи­гу­рой ко­торо­го Б. стал на­ря­ду с Н. Сар­рот и А. Роб-Грийе. В ро­ма­нах «Дух мес­та» («Le génie du lieu», 1958), «Сте­пе­ни че­ло­ве­че­ско­го род­ст­ва» («Degrés», 1960) и др. Б., раз­ру­шая струк­ту­ру ро­ман­но­го жан­ра и ис­поль­зуя ху­дож. дос­ти­же­ния М. Пру­ста и Дж. Джой­са, по­пы­тал­ся ото­бра­зить мно­го­пла­но­вость ми­ра как столк­но­ве­ние раз­ных ми­ро­воз­зре­ний, су­деб и ци­ви­ли­за­ций. Б. – ав­тор мно­го­числ. эс­се, по­свя­щён­ных твор­че­ст­ву ве­ли­ких ху­дож­ни­ков, ком­по­зи­то­ров, пи­са­те­лей, мыс­ли­те­лей (в т. ч. М. Мон­те­ня, Л. ван Бет­хо­ве­на, П. Мон­д­риа­на), а так­же ав­то­био­гра­фии «Порт­рет ху­дож­ни­ка в об­ра­зе обезь­ян­ки» («Portrait de l’artiste en jeune sin­ge», 1967).

Соч.: Ро­ман как ис­сле­до­ва­ние. М., 2000; Michel Butor par Michel Butor. P., 2003.

Лит.: Jongeneel E. M. Butor: Le pacte roma­nesque. Leiden, 1986; Skimao Ch., Teulon-Noua­il­les B. M. Butor. Lyon, 1988; La Mothe J. Bu­tor en perspective. P., 2002; Duffy J. H. Signs and designs. Art and architecture in the work of M. Butor. Liverpool, 2003.

Вернуться к началу