Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВЕРЛЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 164-165

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв
П. Верлен. Портрет работы Ж. Перона. 1869.

ВЕРЛЕ́Н (Verlaine) Поль (30.3.1844, Мец – 8.1.1896, Па­риж), франц. по­эт. Сын офи­це­ра. В 1851 вме­сте с семь­ёй пе­ре­ехал в Па­риж. Окон­чил ли­цей Бо­на­пар­та (1862). С 1864 ра­бо­тал в стра­хо­вой ком­па­нии, экс­пе­ди­то­ром мэ­рии. В 1872–73 пу­те­ше­ст­во­вал по Бель­гии и Ве­ли­ко­бри­та­нии с А. Рем­бо; за по­пыт­ку за­стре­лить Рем­бо на поч­ве рев­но­сти был за­клю­чён в Мон­скую тюрь­му (1873–75), где пе­ре­жил ре­ли­г. об­ра­ще­ние. Впо­след­ст­вии не­од­но­крат­но по­па­дал в тюрь­му за дол­ги и де­бо­ши. В 1875–79 пре­по­давал франц. яз. и ри­со­ва­ние в шко­лах и кол­лед­жах Ве­ли­ко­бри­та­нии. Умер в бед­но­сти.

Ис­пы­тав­ший влия­ние по­этов «Пар­на­са», Ш. Бод­ле­ра, В. уже в пер­вых по­этич. кни­гах – «Са­тур­ний­ские сти­хи» («Poè mes saturniens», 1866), «Га­лант­ные празд­не­ст­ва» («Fêtes galantes», 1869), «До­б­рая пес­ня» («La bonne chanson», 1870), «Ро­ман­сы без слов» («Romances sans paroles», 1874) – вы­сту­пил как са­мо­быт­ный ли­рик, под­го­то­вив пе­ре­ход франц. по­эзии от ро­ман­тиз­ма к сим­во­лиз­му. По­сле кн. «Сми­рен­но­муд­рие» («Sa­gesse», 1881), од­ной из вер­шин его по­эзии, в жиз­ни и твор­че­ст­ве В. на­чал­ся кри­зис [кн. «Дав­но и не­дав­но» («Ja­dis et naguère», 1884), «Па­рал­лель­но» («Parallèlement», 1889)], ко­то­рый ос­мыс­лен в сб. лит.-кри­тич. очер­ков «Про́клятые по­эты» («Les poètes maudits», 1884) о Т. Кор­бь­е­ре, С. Мал­лар­ме, А. Рем­бо и др., в т. ч. ав­то­био­гра­фич. очерк «Бед­ный Ли­ли­ан». В про­грамм­ном стих. В. «По­эти­че­ское ис­кус­ст­во» («Art poétique», 1874, опубл. в 1882) на­ме­че­на ре­фор­ма франц. по­эзии – «вы­сво­бо­ж­де­ние сти­ха» по­сред­ст­вом ос­лаб­ле­ния по­ве­ст­во­ват. на­ча­ла, риф­мы, ре­гу­ляр­но­сти рит­ма и уси­ле­ния му­зы­каль­но­сти, ос­но­ван­ной на ас­со­нан­сах, воль­ных пе­ре­но­сах строк, вну­ше­нии (суг­ге­стии) оп­ре­де­лён­но­го на­строе­ния. Опуб­ли­ко­ван­ный в 1883 со­нет «Том­ле­ние» («Lan­guer») на­дол­го за­кре­пил за В. ре­пу­та­цию де­ка­ден­та. Позд­нее В. был на­зван сим­во­ли­стом, хо­тя при­ме­ни­тель­но к его по­эзии точ­нее го­во­рить об осо­бом им­прес­сио­ни­стич. сим­во­лиз­ме. Пи­сал ав­то­био­гра­фич. про­зу: «За­пис­ки вдов­ца» («Mémoires d’un veuf», 1886, рус. пер. 1911) и др. По­эзию В. пе­ре­во­ди­ли И. Ф. Ан­нен­ский, Ф. К. Со­ло­губ, В. Я. Брю­сов, Б. Л. Пас­тер­нак и др.

Соч.: Сти­хи / Пер. Ф. Со­ло­гу­ба. СПб., 1908; Собр. сти­хов / Пер. В. Брю­со­ва. М., 1911; Œuvres poétiques complètes / Ed. Y. G. Le Dantec, rev. J. Borel. P., 1962; Œuvres en prose complètes / Ed. J. Borel. P., 1993; Из­бран­ное / Пер. Г. Шен­ге­ли. М., 1996.

Лит.: Nadal O. P. Verlaine. P., 1961; Ri­chard­son J. Verlaine. N. Y., 1971; Ве­ли­ков­ский С. В скре­ще­нье лу­чей. М., 1987; Whi­te R. Verlaine et les musiciеns. P., 1992; Buisine A. P. Verlaine: histoire d’un corps. P., 1995; Пти­фис П. П. Вер­лен. М., 2002.

Вернуться к началу