Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

Д’АННУ́НЦИО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Чекалов

ДАННУ́НЦИО (D’Annunzio) Габ­рие­ле (12.3.1863, Пес­ка­ра – 1.3.1938, Гар­до­не-­Ривь­е­ра), итал. пи­са­тель. Пи­сал на итал. и франц. язы­ках. Учил­ся в Рим­ском ун-те (1881–83). В 1910–15 жил в Па­ри­же. Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны; 12.9.1919, не при­знав Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1919, во гла­ве воо­руж. от­ря­да за­хва­тил порт Фиу­ме (ны­не Рие­ка, Хор­ва­тия), яв­ляв­ший­ся пред­ме­том спо­ра ме­ж­ду Ита­ли­ей и Юго­сла­ви­ей, и стал его фак­тич. дик­та­то­ром. Склон­ный трак­то­вать по­ли­тич. со­бы­тие как эс­те­тич. жест, Д’А. в 1920-е гг. при­вет­ст­во­вал как Окт. ре­во­лю­цию 1917, так и фа­ши­ст­ский ре­жим; к кон­цу жиз­ни ис­пы­тал раз­оча­ро­ва­ние в по­ли­ти­ке Б. Мус­со­ли­ни. С 1921 и вплоть до кон­чи­ны жил на собств. вил­ле Вит­то­риа­ле (бе­рег оз. Гар­да).

Пе­ча­тал­ся с 1879. В ран­ней по­эзии Д’А. со­че­та­ют­ся чер­ты сим­во­лиз­ма и им­прес­сио­низ­ма: сб. сти­хов «Но­вая песнь» («Canto novo», 1882). Му­зы­каль­ность, мет­рич. и сти­ли­стич. изо­щрён­ность, оби­лие ми­фо­ло­гич. ре­ми­нис­цен­ций ха­рак­тер­ны для наи­бо­лее зна­чи­тель­ных из по­этич. со­чи­не­ний Д’А. – сб. «Аль­ци­она» («Alcyone», 1903–12).

В ран­них но­вел­лах, позд­нее вклю­чён­ных в сб. «Пес­кар­ские рас­ска­зы» («Le novelle della Pescara», 1902), Д’А. бли­зок к тра­ди­ции ве­риз­ма; по­сле­дую­щее твор­че­ст­во пи­са­те­ля – в рус­ле ев­роп. де­ка­дан­са. Чув­ст­вен­ная кар­ти­на жиз­ни ари­сто­кра­тич. об­ще­ст­ва пред­став­ле­на в три­ло­гии «Ро­ма­ны Ро­зы» («Romanzi della Rosa»): «На­сла­ж­де­ние» («Il Piace­re», 1889), «Не­вин­ный» («L’Innocen­te», 1892, эк­ра­ни­за­ция Л. Вис­кон­ти – 1976) и «Три­умф смер­ти» («Trionfo della mor­te», 1894), где апо­ло­гия ре­нес­санс­ной куль­ту­ры (ин­тер­пре­ти­ро­ван­ной в ду­хе пре­ра­фа­эли­тов) со­че­та­ет­ся с влия­ни­ем идей Ф. Ниц­ше, Р. Ваг­не­ра, М. Бар­ре­са, О. Шпенг­ле­ра. Ин­те­рес Д’А. к твор­че­ст­ву Л. Н. Тол­сто­го и Ф. М. Дос­то­ев­ско­го от­ра­зил­ся в ро­ма­не «Не­вин­ный», а так­же в по­вес­ти «Джо­ван­ни Эпи­ско­по» («Giovanni Episcopo», 1892), хо­тя кри­ми­наль­ный сю­жет трак­то­ван здесь в ду­хе мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры. Ан­ти­бур­жу­аз­ный, ари­сто­кра­тич. ха­рак­тер твор­че­ст­ва Д’А. осо­бен­но вы­ра­жен в наи­бо­лее по­ли­ти­зи­ро­ван­ном из его ро­ма­нов – «Де­вы скал» («Le vergini delle rocce», 1895). Ро­ман «Пла­мя» («Il Fuoco», 1900), на­сы­щен­ный лит., жи­во­пис­ны­ми и муз. ре­ми­нис­цен­ция­ми и от­ра­зив­ший лю­бовь по­эта к ак­три­се Э. Ду­зе, пред­вос­хи­тил ут­вер­див­шую­ся за­тем в лит-ре 20 в. жан­ро­вую мо­дель куль­ту­ро­ло­гич. ро­ма­на. Ро­ман «Мо­жет быть, да, мо­жет быть, нет» («Forse che si, forse che no», 1910) – ред­кий об­ра­зец про­зы фу­ту­риз­ма. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны Д’А. пи­шет со­чи­не­ния ме­му­ар­но­го и экс­пе­рим. ха­рак­те­ра; про­слав­ляя вой­ну как «ос­во­бо­ж­даю­щую и твор­че­скую си­лу» [ро­ман-эс­се «Сот­ни и сот­ни стра­ниц Тай­ной кни­ги Габ­ри­эле Д’Аннунцио, пы­таю­ще­го­ся уме­реть» («Cento e cento e cento e cento pagine del Libro secreto di Gabriele D’Annunzio tentato di morire», 1935)], он смы­ка­ет­ся с Ф. Т. Ма­ри­нет­ти и его по­сле­до­ва­те­ля­ми.

Пер­вые дра­ма­тич. опы­ты Д’А. от­но­сят­ся к кон. 1890-х гг.: зна­чи­тель­но об­нов­ляю­щая те­ат­раль­ную эс­те­ти­ку и поч­ти ли­шён­ная сю­же­та, оп­ре­де­лён­но­го мес­та и вре­ме­ни дей­ст­вия пье­са «Сон ве­сен­не­го ут­ра» («Sogno d’ un mattino di primavera», 1898); тра­ге­дия «Мёрт­вый го­род» («La cittá morta», 1896), со­че­таю­щая сим­во­ли­ст­скую по­эти­ку с тра­ди­ция­ми клас­сич. те­ат­ра; ис­то­рич. тра­ге­дия «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» («Francesca da Rimini», 1902). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное из дра­ма­тич. со­чи­не­ний Д’А. – «пас­то­раль­ная тра­ге­дия» «Дочь Ио­рио» («La figlia di Iorio», 1904). Му­зы­ку к дра­ме «Му­че­ни­че­ст­во св. Се­ба­сть­я­на» («Le Martyre de Saint Se­bas­ti­en», 1911) на­пи­сал К. Де­бюс­си.

На рус. яз. пе­ре­во­дил­ся с 1893. В нач. 20 в. твор­че­ст­во Д’А. поль­зо­ва­лось в Рос­сии ис­клю­чит. по­пу­ляр­но­стью; его влия­ние ощу­ща­ет­ся в по­эзии А. А. Бло­ка, Н. С. Гу­ми­лё­ва, К. Д. Баль­мон­та, ран­ней про­зе М. Горь­ко­го.

Соч.: Tutte le opere. Mil., 1947–1950. Vol. 1–3; Собр. соч.: В 2 т. М., 1994.

Лит.: Осор­гин М. М. По­след­ние кни­ги Д’Ан­нун­цио // Очер­ки со­вре­мен­ной Ита­лии. М., 1913; Goudet J. D’Annunzio romanziere. Fi­ren­ze, 1976; По­та­по­ва З. М. Об­лик италь­ян­ско­го де­ка­дан­са в про­зе Д’Аннунцио // Про­бле­мы ли­те­ра­тур­но­го раз­ви­тия Ита­лии вто­рой по­ло­ви­ны XIХ – на­ча­ла XX в. М., 1982; Woodhouse J. G. D’Annunzio: arcangelo ri­bel­le. Roma, 1999; Andreoli A. Il vivere in­imi­ta­bi­le: vita di G. d’Annunzio. Mil., 2000; Pu­pi­no A. R. D’Annunzio: letteratura e vita. Roma, 2002; Че­ка­лов К. А. Г. Д’Аннунцио и италь­ян­ская ли­те­ра­ту­ра «кон­ца ве­ка» // За­ру­беж­ная ли­те­ра­ту­ра кон­ца XIX – на­ча­ла XX вв. М., 2003.

Вернуться к началу